|
|||||
|
Чеченский костюмСегодня настоящий чеченский национальный костюм можно найти только у историков, музейных работников и в национальных танцевальных коллективах. Имя «Асет Вацуева» действует на чеченцев магически: чтобы помочь своей известной соплеменнице, они готовы сделать все и даже больше. – Для Асет найдем самый лучший костюм! Сами привезем! – руководитель чеченского танцевального ансамбля «Лоузер» Магомед Тахаев специально для этого приехал с подмосковной базы, где его коллектив готовится к французским гастролям. – Чеченцы мной гордятся, подходят, говорят хорошие слова, пожимают руки... Асет Вацуева на экране – космополитичное «лицо телевизионной национальности». Ради экранного имиджа ей пришлось «европеизироваться», поменять шикарные длинные волосы на аккуратную телевизионную стрижку. – А когда-то мне бабушка говорила: без косы замуж тебя никто не возьмет! – вздыхает Асет. Кавказская красавица с европейским лоском – это особый шик. Парфенов не ошибся. Сама Асет считает так: – У меня абсолютно кавказские черты лица. Кто с ней соглашается в первую очередь – так это столичные милиционеры. Пока Асет не села в свой собственный автомобиль, никакая популярность и узнаваемость не спасали ее от традиционной «проверки документов». – У милиционеров глаз наметан на чеченские лица. Несколько раз встреча с «телезрителями в погонах» заканчивалась для звезды экрана в отделении милиции (у Вацуевой не было регистрации). Сегодня все время Асет расписано по минутам – между телеэфирами и полуторагодовалым сынишкой. В обычной жизни Асет Вацуева одевается светски. Но с некоторыми ограничениями. – Брюки я не ношу, – сказала нам Асет. И на фотосессию приехала в «политкорректной» юбке длиной до пола. – До этого я никогда не надевала национальный чеченский костюм. Росла в советские времена, когда ничего такого уже не было, – призналась телеведущая, поменяв «светскую шкурку» на родное национальное одеяние. – Чувствую себя как в родном селении. Надо сказать, национальный костюм чеченки – ноша нелегкая. Это и наш стилист Лена подтвердит, которая собственноручно принесла облачение для Асет в двух огромных сумках. И сама Асет, закованная на несколько часов в длинное узкое платье из тяжелого бархата, с этим тоже не будет спорить. – Правильно носить традиционную чеченскую одежду – это особое искусство. Мы этому специально учим наших артисток, – говорит руководитель чеченского ансамбля «Лоузер» Магомед Тахаев. Выглядеть красиво в длинной, тяжелой, узкой, многослойной одежде, с рукавами почти до земли – искусство непростое, но неотразимое. Не зря же чеченский танцевальный коллектив пригласили на гастроли во Францию. Костюм чеченки – это своеобразная «тройка». Рубашка-туника, штаны и верхнее платье. Рубашку-тунику шили из хлопка или шелка, она доходила до щиколоток, у нее были стоячий воротничок и длинные, закрывающие кисти рукава. Под рубаху надевались широкие штаны, внизу стянутые в оборку. А поверх всего этого надевалось платье, напоминающее халат или накидку. Истинная чеченка, Асет Вацуева сразу обратила внимание на основную деталь костюма – красивый серебряный пояс. Это самое ценное в национальной одежде чеченки. Иногда для большей красоты серебро покрывали еще и золотом. Пояс делался, само собой, вручную и считался фамильной драгоценностью – передавался из поколения в поколение по женской линии. Девушки получали его в подарок накануне свадьбы. Еще одна отличительная черта женского чеченского костюма – так называемые «нагрудники». Ученые утверждают, что нагрудные пластины – это видоизмененные элементы облачения древних воительниц. Потом эти пластины утратили свое первоначальное значение и превратились просто в украшения – серебряные застежки. Изготавливались они, как и пояса, «по индивидуальному заказу». Все зависело от фантазии и финансовых возможностей семьи: застежки могли быть позолоченными, с бирюзой или простыми стеклами, с гравировкой или филигранью. Еще одна чеченская «фишка» – мешочек, куда укладывались заплетенные в косы волосы. Он назывался чухт. Сверху его еще накрывали платком. В отличие от мусульманской традиции по-чеченски платок повязывался достаточно свободно. Один конец спускался на грудь, второй – закидывался назад. Платки были на любой вкус – шелковые, шифоновые, шерстяные... Большое значение имели цвета. Красками, используемыми в одежде, чеченцы сообщали информацию о себе – цвета подбирались в зависимости от возраста, семейного положения и благосостояния человека. Особо любимым у молодых был белый цвет – цвет чистоты, света и невинности. Белому приписывали особую магическую «охранительную» функцию. Самый известный чеченец всех времен и народов – танцовщик Махмуд Эсамбаев. Весь мир помнит его легендарную папаху. Головной убор – символ мужественности на Кавказе. Сбить шапку – значит нанести смертельное оскорбление, смыть которое можно только кровью. Мужская одежда была удобна для чеченского образа жизни – позволяла легко и бесшумно ходить по горным тропам, лазить по горам, не стесняла движений при верховой езде. С другой стороны, костюм подчеркивал мужскую красоту – стройность, широкие плечи и тонкую талию. Главные элементы – штаны и бешмет (приталенный полукафтан, расширяющийся от пояса). Поверх одевалась черкеска, которую носили не только для красоты и тепла, она была для хозяина своеобразным «оружейным складом». По обеим сторонам груди на черкеску нашивались «патронташи», по-чеченски газырницы – кармашки, куда вкладывались заряды для огнестрельного оружия. Дорисовывал воинственный образ узкий пояс с колюще-режущими предметами (кинжалом или шашкой) или же пистолетом. До наших дней традиционный чеченский костюм как повседневная форма одежды, естественно, не дожил. Но в некоторых районах Чечни сельские жители, особенно пожилые, сумели сохранить моду на старинные кавказские платья. текст: Лариса Алексеенко. фото: Сергей Воронин. Журнал Националь № 9. ноябрь 2004 На этих двух фотографиях представлен чеченский костюм сшитый в нашем ателье.
|
|
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |