|
|||||
|
Кабардинский костюм. Сати КазановаСати запомнили сразу. Впервые перед многомиллионной телевизионной аудиторией одна из участниц популярного трио «Фабрика» Сатаней Казанова появилась в кабардинском костюме. Этот костюм Сати специально привезла из Нальчика: одолжила на шоу у известного ансамбля народного танца «Кабардинка». К тому времени девушка уже несколько лет жила в Москве, училась в Российской академии музыки им. Гнесиных, а в свободное от учебы время пела все самые популярные хиты в культурно-развлекательном комплексе «Кристалл». Но родилась-то она в селе Верхний Куркужин в Кабардино-Балкарии, где прожила 13 лет до переезда в Нальчик! Кроме того, ее древнее имя – то, которое режиссер шоу порекомендовал подсократить, – обязывало! Сати с восторгом говорит, что «Сатаней была единственной богиней, к которой за советом ходили даже мужчины – это неслыханное признание ума!» В адыгском эпосе Сатаней – олицетворение материнства. Весьма разумно, как и подобает девушке с таким именем, для своей визитки, кроме национального костюма, Сати выбрала песню, известную каждому кабардинцу, – «Адыгэ къафэжъ» – «Старый танец». Правда, для этого пришлось позвонить домой и у своего папы (тут Сати начинает с придыханием: «Знаете, как он в молодости пел, а сколько стран с ансамблем «Ашэмэз» объездил!») уточнить слова первого куплета. Но результат выступления того стоил. Почему? Потому что каждый житель нашей страны теперь знает, Сати – не просто красивая и талантливая девушка, а кабардинка, которая поет в одной из самых популярных групп. Кабардинцы были богаче других народов, богаче и одевались. Благородную барышню этой национальности можно было узнать по тонкой талии, затянутой в корсет, высокой шапочке, нарукавным подвескам, красному платью, ходулям и трудоемкой и очень дорогой вышивкой – вприкреп. Говорят, пообещав подарить женщинам Северного Кавказа новую жизнь, советская власть провела политическую кампанию: «Пальто – горянке». Никаких пальто кабардинки, как, впрочем, и другие народы Северного Кавказа, не носили. По той простой причине, что не было такого предмета в их гардеробе. Но от заботы советской власти они отказались. Уж очень не соответствовала их представлениям о красоте промышленная продукция молодой республики. Мешковатые изделия из грубого сукна вряд ли могли подчеркнуть достоинства точеных женских фигур. В этих краях по одежке встречали с древности. Со времен присоединения Кабарды к России в 1557 году знатных кабардинских феодалов одаривали соболями и жемчугами. Люди богатые, хороших фамилий, не только одевались богато, но и ревностно следили, чтобы выходцы из менее знатных семей не нарушали запреты. Цвет одежды, ее силуэт, орнамент вышивки, форма нарукавников и головного убора или привычка повязывать шаль – все это было более красноречиво, чем сами девушки. Одного взгляда было достаточно, чтобы определить социальный статус, семейное положение, основательность бюджета и даже повод, по которому прекрасная кабардинка покинула свой дом. Девушка надела кафтанчик, значит, вступила в пору половой зрелости. Начала носить пояс – готова к замужеству. Поменяла шапочку на платок – родила ребенка. Достаточно почитать описания костюмов, сделанные (Д. Милютиным) еще в 1830 году, и очень живо представляешь, как выглядели кабардинцы: «Вся одежда подогнана по фигуре, талия перетянута, красные чувяки обтягивают маленькую ногу, играют золотые и серебряные галуны на шелке, атласе и бархате». Именно жители Кабарды были законодателями моды на Северном Кавказе. У них многое перенимали жители соседних народов: адыгейцы, карачаевцы, балкарцы, осетины, чеченцы и ингуши. Поэтому сегодня нашему глазу, замыленному модными британскими, итальянскими, японскими и бельгийскими брендами, почувствовать разницу в костюмах этих народов непросто. Она – в нюансах. Тем не менее они-то погоду и делали. Стройный, гибкий стан, не раз воспетый в литературе, не был дарован девушкам природой. Так же не был он результатом одной только хорошей наследственности или умеренного питания. Раскрыть тайну стройной фигуры кабардинки поможет только национальный костюм. Под все стандарты красоты: плоская грудь, тонкая талия, по объему равная завязке для ноговиц, то есть 50 сантиметрам, девушку подгонял куэншыбэ, иначе говоря, корсет. Как только начинала формироваться фигура, кабардинку сразу и надолго – лет на десять – пятнадцать заковывали в корсет, который навсегда мог снять только муж в первую брачную ночь. Говорят, что узнать характер мужа можно благодаря корсету. Если шнуровка была разорвана или разрезана, молодожен был вспыльчив и нетерпелив. Конечно, соблюдая правила гигиены, девушки расшнуровывались во время банных дней, но лишь для того, чтобы вновь вернуться в свое кабардинское прокрустово ложе. Корсеты обычно шили из сафьяна. Он начинался почти от линии плеч и спускался до бедер. Спереди и сзади в корсет вставляли деревянные пластины. Те, что были спереди, держали грудь и останавливали ее рост, тот, что сзади, – был опорой для позвоночника и помогал вырабатывать идеальную осанку. В более позднее время на смену деревянным пришли пластины из серебра и рога. Этих жертв ради красоты было недостаточно. И для того чтобы усилить желаемый эффект, девушки спали на одних циновках и ели очень мало. Попытка перейти на европейские корсеты оказалась безуспешной. В отличие от самодельных они не сдерживали рост груди, поэтому и смысла в их ношении не было никакого. Основная одежда – джанэ и гъуэншедж – рубаха и штаны. Длина рубахи могла быть различной, от колена до щиколотки, варьировалась и ткань. Рубашку могли шить из холста – чэтэна или шерстяной домотканины – цея, а иногда и из шелка – данэ. Штаны были длинными, обязательно были видны из-под рубахи и закреплялись на щиколотке или заправлялись в обувь. Чуть позже к этим обязательным частям туалета добавился и кIэщI – кафтанчик. Он, как корсет, туго обтягивал фигуру и был очень нарядным. Сшитый из дорогих тканей, кафтанчик украшался металлическими, чаще всего серебряными застежками или мелкими пуговками. Если застежка была потайной, перед кафтанчика украшали золотым шитьем. Рисунок имитировал форму застежек. При всей любви к роскоши кабардинки были очень рачительными хозяйками. Как правило, они украшали лишь те части костюма, которые были видны. Не менее традиционны они были и в выборе узора вышивок. Наиболее часто повторялся мотив, получивший название «узор для угла» – треугольник. Эта фигура, по предположениям этнографов, могла быть символом или выполнять роль оберега. Но далее в трактовках появляются разночтения. Знак может символизировать баранью голову: с древних лет народы Северного Кавказа носили амулеты в виде бараньей головы. Или же кафтанчик надевали девушки, демонстрируя свою готовность к замужеству. Поверх кафтанчика в холода или по особо торжественным случаям надевалось босцей – распашное платье. Но поскольку вырез платья был глубоким, все украшения кафтанчика были видны. Несмотря на то, что одежда смотрелась очень эффектно, жители Кабарды строго боролись с безвкусицей. Особенно это относилось к украшениям: пояса, кольца, бусы использовались крайне редко. Но с другой стороны, редкая женщина могла устоять от соблазна украсить себя. В начале прошлого – двадцатого – века в моду вошли плотные шелковые шали. Они были покупными и зачастую подвергались усовершенствованиям. Фабричная бахрома заменялась более дорогой, сложной, ручной работы, из золотых и серебряных нитей. Бывали случаи, когда на бахрому нанизывались крупные бусины из серебра или кисти серебряных цепочек с подвесками. Главные украшения костюма, кроме вышивки, – нарукавные подвески – къэптал, нагрудные застежки – дыжьынщIыIy и шапочки – дыщэ пыIэ. Чем длиннее подвески – тем богаче хозяйка, поскольку спустя рукава не очень-то поработаешь. Для местной аристократии эта одежда была повседневной, остальные же могли себе позволить такие костюмы лишь по праздникам. Подвески платья были не только самым дорогим элементом одежды, они становились частью приданого и передавались по женской линии по наследству. Они жили намного дольше, чем само платье, а строгое соблюдение цветовой гаммы костюма позволяло поколениям внучек донашивать бабушкины нарукавники. На изготовление, вернее, вышивку подвески уходило около года работы. Известны две разновидности кавказской вышивки – вприкреп и гладью. Первый, когда рисунок изготавливался отдельно, а затем нашивался на изделие, был очень трудоемкий, но пользовался огромной популярностью. Нити для вышивки – золотые и серебряные – делались вручную при помощи зубов. Льняную или конопляную нить плотно обматывали золотой ниткой, из которой потом плели подвески, кисточки, украшения. Кстати, украшением были и пуговицы. И не только. Судя по названию «щIыIуI ухунэ» – «пуговица отгоняющая», – они играли роль оберега. Кабардинские шапочки отличаются от женских головных уборов других народов Северного Кавказа. В форме конуса и конуса усеченного, напоминающие мужские шлемы (как и назывались «пэIо тандж»), – наиболее характерны для женских головных уборов Кабарды. «Дыщэ пыIэ» – «золотая шапка» – называлась так потому, что была щедро украшена вышивкой из золотых и серебряных нитей. Основу из кожи и картона обтягивали бархатом – къэдабэ или сукном – цеем. Затем шапочки украшали вышивкой, золотыми или серебряными нитками, галунами, кистями, бахромой, подвесками. Шапочки были дороги и доступны далеко не всем сословиям. Они очень ценились и передавались из поколения в поколение. Бывали случаи, когда шапочки выдавались напрокат. Как бы ревностно богатые кабардинцы к своим гардеробным привилегиям ни относились, во время свадеб количество головных уборов резко возрастало: их одалживали у родственников. Носили шапочки девушки и молодые женщины до рождения первого ребенка. Кстати, и невест, и молодых жен кабардинцы называют одинаково – нысаще. Когда женщина рожает первого ребенка, она становится нысэ, а шапочку – дыщэ пыIэ с ее головы снимает свекор. После этого ритуала свекор щедро одаривает молодую семью подарками. Почему у советской власти ничего не получилось с пальто? Еще и потому, что для жителей Кабарды было вполне естественно надеть на себя несколько рубах, если по-прежнему было холодно – доставали къэптал – теплую стеганую одежду. Он имел покрой черкески, молодые женщины шили его с разрезами, открытой грудью, застежкой на талии и рукавами по локоть. Шили его из шелка, атласа, сатина и даже бархата. Так было. текст: Лариса Алексеенко. фото: Сергей Воронин. Журнал Националь № 9. ноябрь 2004
|
|
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |