|
|||||
|
Костюм коми-язьвинцевДля повседневной и праздничной одежды материал готовили сами. На ткацких станках женщины ткали многоцветную пестрядь в клетку и сложные браные узоры, которыми украшали женские рубахи, полотенца. В с. Верх-Язьва занимались набойкой холста-по синему фону наносились белые, желтые и оранжевые геометрические и растительные узоры. Традиционный костюм коми-язьвинцев бытовал еще в 1930 - 1940-е гг. Предметы его, созданные в начале XX в., в большом количестве представлены в собрании Чердынского краеведческого музея им. А.С. Пушкина и Красновишерского краеведческого музея. Девушки носили налобную ленту, которую сзади сосборивали в "хвостик". Пожилые женщины носили синие и набивные косоклинные сарафаны - дубасы, а молодые - цветные, прямого покроя сарафаны. Девушки предпочитали новую моду - юбку и кофту. В 1940-е гг. на верхней Язьве можно было увидеть женщин в кокошниках. Для кокошников характерно полукруглое очелье с острыми концами. Их лицевая сторона украшалась жемчугом, перламутром, бисером, фольгой, золотым шитьем, позднее - пуговицами, мишурой. К сожалению, орнамент коми-язьвинских кокошников остается неизученным. Поверх кокошника надевался платок. Старожилы вспоминают: считалось, что женщина в кокошнике наделялась силами природы - солнца, земли. Долго сохранялась традиция, по которой новобрачные женщины до рождения первого ребенка носили кокошник с налобной принизкой - полоской холста, украшенной бисером, спускающимся на лоб. В состав мужского костюма входили холщовые штаны и пестрые рубахи-косоворотки. На голове носили валяные колпаки. Верхний костюм длительное время включал кафтаны - суконные понитки, холщовые шабуры, шубы из овчин. На работу обязательно надевали глухие запоны с рукавами, на охоту отправлялись в лузанах. Важное место в костюме занимали пояса. У коми-язьвинцев развивалось многообразное искусство шитья узорных покромок, тельников, кушаков. В них преобладала яркая расцветка. Путем сочетания небольшого числа орнаментальных мотивов составлялись сложные узоры. Хотя традиционный костюм коми-язьвинцев вышел из повседневного употребления, людьми он не забыт и кое-какие его предметы еще бытуют. В старообрядческом храме д. Ваньковой при мерцании свечей и блеске убранства так и веет стариной, когда видишь молящихся в старинных одеяниях. Как и прежде, на моления женщины и девушки приходят в сарафанах, опоясанных покромками, цветных платках, а мужчины и молодые парни - в рубахах-косоворотках, подвязанных тельниками. Нередко здесь можно увидеть молящихся и в шабурах. По обычаю, существовавшему с давних пор, сарафаны, головные уборы и пояса являлись важной частью свадебного обряда. Накануне свадьбы отец жениха привозил в дом невесты сундук для приданого, в котором будущая свекровь посылала сарафан, кокошник и рыбный пирог. Позднее вместо кокошника клали моршень - головной убор в виде легкой шапочки. Сарафан надевали на невесту. В нем она ехала в дом жениха, где с нее сарафан снимала свекровь. После расплетения косы свахи надевали на девушку кокошник или моршень, и с этих пор невеста считалась женщиной. Кокошник или моршень становились ее повседневными головными уборами. Накануне свадьбы невеста готовила пояса, которые дарила ближним родственникам. Г.Н.Чагин. Народы и культуры Урала в XIX-XX вв. Екатеринбург, 2002
|
|
|
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |