|
|||||
|
Одежда мансиСогласно наблюдениям путешественников и исследователей XVIII-XIX вв., одежда уральских манси за длительное время приобрела черты северорусского костюма. Но письменные, вещественные и фольклорные материалы позволяют реконструировать и чисто мансийские элементы костюма. Для изготовления верхней одежды использовали шкуры оленей - сов. Из шкур, снятых зимой, шили дорожную одежду, из летних - женские шубы. Камус - шкура с ног оленей - шла на изготовление обуви и рукавиц. Пушнина почти не использовалась. Одежду сшивали сухожилиями и нитками из волокон крапивы. Бытовала и одежда из хлопчатобумажных и шерстяных тканей, которые покупали или ткали сами, что достоверно фиксируется в письменных источниках середины XIX в. Ткали из покупных льняных ниток или из самодельных крапивных. Лозьвинские и сосьвенские манси употребляют слово тор в значении ткань, платок, словом нуй обозначают сукно. Украшали одежду меховым мозаичным орнаментом, бисером, бусами, металлическими подвесками, оловянными бляшками. Мужской костюм состоял из коротких меховых штанов, заправленных в чулки, нижней и верхней плечевой одежды - рубахи из льна, или крапивы, малицы из снятой под осень оленьей шкуры, повернутой мехом внутрь, с капюшоном; парки глухого покроя мехом наружу, которую надевали поверх малицы. Дорожной одеждой служила шуба - гусь, по покрою аналогичная парке, но более длинная и сшитая из зимних оленьих шкур. Носили также гусь из разноцветного сукна с пришивными рукавами. Суконная накидка - лузан была без рукавов, с незашитыми боками, капюшоном, внутренними карманами спереди и сзади. Подобный лузан, но без капюшона, бытовал у многих уральских народов как охотничья одежда. Для ходьбы на лыжах манси надевали сапоги - уледи, сшитые из выделанных шкур, и няры из шкур мехом наружу. Уледи и няры носили с длинными чулками из сукна или мягкой кожи - ровдуги. Летней обувью повсеместно служили кожаные поршни с высокими голенищами из ровдуги. Нижняя часть поршня делалась из куска кожи, со сборками на носке и пятке. Одежду подпоясывали плетеными и кожаными поясами. Кожаные обязательно украшались ажурными металлическими или костяными накладками. К поясу подвешивали нож в ножнах и клыки медведя - для предохранения от несчастий. Бывали случаи, когда во время охоты пояс приносили в жертву - например, его бросали в воду, чтобы избежать опасности. Мужчины носили на голове шапки из овечьих или собачьих шкур, но часто обходились только капюшонами. Интерес вызывает мужская мансийская прическа. Волосы не стригли и заплетали в две косы, концы которых соединяли жгутом с цепочками или пуговицами. В ушах носили серьги. Мужская прическа в виде кос имеет древнее происхождение. Этнографы признают ее одним из этнических признаков тюркоязычных народов от Юго-Восточной Европы до Центральной Азии. Такую имели и североамериканские индейцы. В литературе отмечается, что такой обычай манси восходит к эпохе, когда их предки жили в южных степных районах. Давней традицией является также ношение колец на одном или нескольких пальцах. Часто кольцо фигурирует в фольклорных сюжетах: с его помощью находят клады, распознают принадлежность к родовому коллективу. Женский костюм также своеобразен, как и мужской. С конца XVIII в., как отмечают многие авторы воспоминаний о встречах с уральскими манси, женщины носили длинные рубахи из хлопчатобумажных тканей. Их шили со сборками у ворота, манжетами на рукавах, по подолу пришивали яркую ленту. Позднее стали носить платье - суп, схожее по покрою с русским: на кокетке, с вшитыми и зауженными рукавами, отложным или стоячим воротником, со складками, заложенными на месте пришивания кокетки к полотнищам, образующим стан. По нагрудному разрезу пришивалась полоска ткани, которую украшали бисером. Бисером украшался и воротник рубахи. Любопытны выводы этнографов о вышивке женских рубах. Для нее характерна ярко выраженная полихромия с использованием ниток темных расцветок: красных, коричневых, синих, черных. Мотивы вышитого орнамента находят прямые аналогии с узорами на тканях восточных и поволжских народов. Исследователь З.П. Соколова считает, что такое сходство идет от эпохи бронзы, когда существовало единство племен, от которых впоследствии произошли не только финно-угры Западной Сибири, Урала, но и Среднего Поволжья. Поверх рубахи надевали распашные шубы из оленьего меха - сахи. Самой нарядной считалась шуба белого цвета. Подол и полосы выделялись полосками меха, отличающегося от основной расцветки. Такие шубы обязательно украшались мозаичным орнаментом. В каждой местности был свой орнамент. Например, у сосьвинских манси он связывался с изображением лягушки, а у лозьвинских - соболя. Женщины носили также распашные кафтаны - нуй сахи - из синего, зеленого, красного сукна. Их украшали узкими полосками разноцветной ткани. Верхотурские манси очень рано заимствовали от русских сарафаны, называли их верхницами. В будни женщины носили сарафаны из небеленого холста, а по праздникам - из покупных шелковых тканей, чаще всего из китайки. В середине XIX в. молодые женщины и девушки из лозьвинских манси начинали носить ситцевые юбки с кофтами - шугаями. Женской обувью были няры, которые носили с чулками, связанными из овечьей или собачьей шерсти. Праздничные чулки обязательно орнаментировали. Кожаная поверхность няр расшивалась бисером. Повседневно носили поршин, которые от мужских отличались только меньшими размерами. Распространенным головным убором был платок, который украшался пришитой бахромой из ниток. В начале XX в. распространились покупные платки и шали. Исследователи предполагают, что когда-то у мансийских женщин существовал обычай закрывать лицо. На это, в частности, указывают такие примеры: во время свадьбы женщина закрывала лицо от родственников мужа, во время так называемого медвежьего праздника - от изображений духов. Долго сохранялось поверье, что ходить без платка - значит навлекать на себя несчастье. Об этом есть фольклорные сведения. Но имеет ли отношение к этой традиции мусульманская вера - сказать трудно. Женщины манси не носили меховых шапок, поскольку мех был предметом приношения богам и духам. Девушки носили головные повязки - панжос. Сзади их стягивали завязками, а лицевую сторону украшали крупным бисером, монетами, а иногда, как отмечал в 1851 г. корреспондент Русского географического общества Е. Павлов, "что-то вроде змеиных головок, довольно искусно сделанных из кости и утвержденных в недальнем между собою расстоянии". Бисер для украшений признается материалом, заимствованным у южных народов. У всех групп манси бытовало нагрудное украшение - турлапс. Оно состояло из ажурной бисерной сетки, пришитой к холщовой ткани. Иногда нагрудник делали из красного или синего сукна и украшали его оловянными бляшками. Женщины любили носить кольца, серьги. Прическа состояла из двух кос и многочисленных украшений из бисера, нанизанных на вплетенные жгуты; иногда использовались металлические и костяные зооморфные подвески. В целом одежда манси - типичная одежда таежного охотничье-рыболовецкого населения с сохранением некоторых элементов облачения их степных предков. Г.Н.Чагин. Народы и культуры Урала в XIX-XX вв. Екатеринбург, 2002
|
|
|
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |