|
|||||
|
Марийский костюмМарийские женщины издавна владели высоким искусством ткачества и вышивки. Дошедший до нашего времени костюм поражает красочностью орнамента, он остается одним из ярких примеров ценности художественного наследия народа. Нательным бельем и верхним платьем служила белая рубаха туникообразного покроя - тувыр. Она богато украшалась вышивкой на груди, отделывалась полосками красной ткани на спине, вороте, груди, концах рукавов, подоле, что придавало рубахе еще большую красочность. Аппликация рубахи наравне с вышивкой играла роль оберега от нечистой силы. С конца XIX в. белая рубаха заменялась на пестрядинную, нагрудная вышивка стала выполняться шерстяными нитками. Подол рубахи украшался тканым узором или вышивкой, к нему обязательно пришивалась оборка. Поздние рубахи вышивались мало, и распространенным видом украшений стали оборки из яркой однотонной ткани, кружева, а также ленты и фольга. Важной составной частью женского костюма являлся передник - ончалосакме. Сначала его шили из белого холста, без нагрудника, подол украшали вышивкой. Как только у рубах стали исчезать нагрудные вышивки, появилась потребность в переднике с нагрудником. Рубаху всегда носили подпоясанной. Широкий пояс - ушто - ткали на станке, а узкий - на бердечке и при помощи квадратных дощечек. На концы поясов пришивались раковины каури, монеты, бисер, пуговицы. Неотъемлемой частью женского костюма было шейно-нагрудное украшение - яга - из монет и бисера. Некоторые исследователи считают, что яги были заимствованы у тюркского населения, но так ли это - судить сложно. Замужние женщины носили остроконечный головной убор шнашобычо. Он имел сходство с убором шимакш, который носили луговые марийцы (проживающие на левом берегу Волги). Острый верх головного убора нависал над лбом, а полотенчатый низ спускался по спине. Его наружную сторону покрывали вышитые узоры. Сюда же пришивались монеты, раковины каури, бисер. В наши дни шнашобычо вышло из повседневного употребления и надевается только по большим праздникам. В быту его еще называют шлыком. Это слово марийцы заимствовали у татар. Поверх шнашобычо надевали четырехугольный платок из тонкого холста - солык. Перед тем как надеть солык, его перегибали по диагонали. Та часть платка, которая при ношении оказывалась снаружи, украшалась богатой вышивкой, бусами, бисером, монетами, красными лентами. Солык чаще всего надевали во время свадьбы и поминок, им дорожили и передавали его по наследству. Распространенными украшениями женщин были ушные подвески с монетами и гусиным пухом - корж, браслеты - кидшол и кольца - шергаш. Грудной разрез рубахи скрепляли медной застежкой ширкама. Случалось, что на грудь пристегивали до 10 круглых застежек. Девушки носили такию - высокую шапочку, украшенную сплошь монетами и раковинами каури. Как правило, в такие девушка начинала свадьбу. По издавна установленному ритуалу, ее снимают в тот момент, когда молодую объявляют женой, взамен нее надевают шнашобычо - головной убор замужней женщины. Мужская нательная одежда не отличалась таким многообразием, как женская, так как давно утратила своеобразие под воздействием традиций русского костюма. Мужская одежда состояла из штанов и рубахи с поясом, валяных шляп, лаптей. Из традиционной одежды мужчины долго носили рубахи из узорного клетчатого холста. Рубахи шили длинными, грудной разрез украшали вышивкой, спину - красными лентами. Верхняя одежда сылвенских марийцев, как и других марийцев, живущих на Урале, по покрою не отличалась от одежды марийцев Поволжья. Женщины носили распашные кафтаны - елан - из черного сатина с отрезной спинкой и сборами по талии. Подол и борта елана обшивались цветными лентами. На время моления надевали другой кафтан - шобр, шовыр- из белого холста. Осенне-зимним кафтаном мужчин и женщин был суконный мажер черного или синего цвета, а по праздникам - парчан кандемжер из синего сукна, украшенный на груди красными лентами и монетами. (В марийском языке парчан - монеты, кандем- синий, жер- сукно.) Состоятельные марийцы носили кожаные коты, башмаки, сапоги, общеупотребительными были лапти со скошенным носком, которые надевали поверх шерстяных и холщовых онучей. Зимней обувью являлись валенки местных ремесленников. У красноуфимских марийцев костюм такой же яркий и красивый, как у сылвенских, чего нельзя сказать об одежде марийцев Башкортостана и Удмуртии. Примечательно, что он имеет прямые аналогии с одеждой сылвенских марийцев не только по составу предметов, но и по орнаментации, что, естественно, является отражением этногенетических связей обеих групп марийцев. Несмотря на идентичность костюмов, не только этнографы, занимающиеся их изучением, но и сами жители отмечают некоторые особенности отделки предметов, терминологии. Нагрудники передников у красноуфимских мариек были меньше, чем у сылвенских, так как украшение яга имело намного большие размеры. В красноуфимских деревнях марийки пристегивали на нагрудный разрез рубахи не более четырех застежек - ширкама, тогда как в сылвенских - до десяти. Орнамент вышивки красноуфимских марийцев включал больше архаических мотивов из крючков и квадратов, чем у сылвенских. Здесь чаще применялся узор в виде полного силуэта гуся. Головной убор замужней женщины называли шынгашобычо, белый льняной кафтан - шовыр, а из фабричной ткани повседневный кафтан - не елан, а делан, свадебный елан - окан делан, обычный праздничный - пайрам делан. Г.Н.Чагин. Народы и культуры Урала в XIX-XX вв. Екатеринбург, 2002
|
|
|
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |