|
|||||
|
Символика русской одеждыОдежда, помимо основных, необходимых в быту качеств, обладает также символическими и знаковыми свойствами. Ею пользовались в магических, охранительных целях, с ее помощью выражали нравственные категории, передавали человеческие пожелания и чувства. В обрядовой одежде дольше сохранялись архаические черты покроя и отделки. Функции одежды в свадебной обрядности. Одежда составляла значительную долю приданого невесты. Как только определялся срок свадьбы, невеста шила одежду в подарок жениху и его родителям. Часть этой одежды и приданого готовили подруги невесты, что являлось выражением их согласия на вступление ее в брак. Вынос приданого всегда сопровождался ритуалом: родители благословляли приданое и получали за него выкуп. Приданое поджидали у ворот дружки, увозили его, вносили в дом и помещали на кухне. Только после этого начиналась самая веселая часть свадьбы. Почти все циклы свадебного обряда сопровождались обменом одежды и ее атрибутов между невестой и женихом, их семьями. Первые дары невеста делала во время сговора о предстоящей свадьбе, главные же - на самой свадьбе. Окончательное согласие на предстоящую свадьбу скреплялось рукобитьем и взаимными подарками родителей и молодых. Невеста вручала жениху и будущей свекрови рубахи, пояса, платки, жених невесте - материал на платье, рубаху, обувь. Родители невесты дарили жениху и свекру по рубахе, а будущие свекрови обменивались полотенцами и платками. В ходу были пояса с надписями-пожеланиями: " Носи не теряй, по полям гуляй и меня не забывай"; "Сей пояс ткала на память, носить не терять, любить не забывать"; "Кого люблю, тому дарю, люблю сердечно, дарю навечно". По мнению многих исследователей, свадебный дарообмен одеждой являлся древнейшим и обязательным русским обрядом. По традиции невеста раздавала подарки новым родственникам, дружке и всем участникам свадебного поезда. Раздача подарков сопровождалась ритуалом. Например, сваха выкладывала их на поднос, с которого и раздавала, взамен на поднос клали деньги. Получившие подарки пили пиво. Дары не имели только престижное значение - они символизировали сближение двух семей, показывали доброжелательность молодых и готовность их к браку, а также демонстрировали умение невесты. Во многих местах Среднего Урала было заведено полотенца и скатерти из приданого развешивать на лошади и показывать их в деревне. Кроме того, вышитые невестой и ее подругами полотенца вывешивали у окон переднего угла, а скатерти стлали на столы. Всеобщее обозрение приданого являлось общественным признанием свадебного действия. В русской свадебной обрядности важное место занимали костюмы невесты, жениха и других участников торжества. Обычно на свадьбу надевали новую одежду. Наряд невесты нес знаковую функцию и в зависимости от особенностей предсвадебного и свадебного циклов существенно изменялся. Снятие девичьей налобной повязки и надевание женского головного убора имело большое обрядовое значение и сопровождалось множеством причетов и песен. Во время свадьбы молодые меняли одежду по два раза, чтобы избавиться от порчи, которую кто-либо мог напустить. Венчальную одежду бережно хранили, так как она символизировала важнейший рубеж в жизни - начало семейных отношений. На русскую свадьбу приходили ряженые. Чаще всего мужчины переодевались женщинами, женщины - мужчинами; наряжались также старухами и стариками. По словам очевидца 1920-х гг., в северных деревнях Прикамья на свадьбу являлись "ряженые Мишка-косолапый в вывороченной шубе, в маске из бересты, с красным лоскутом во рту. Вместе с ним - Коза-барабаньщица с заслонкой в руках. Бьет по заслонке кулаком или палкой, выбивая плясовую. Под барабанную дробь Мишка отплясывает трепака, издавая рычащие звуки. Кругом смех". Игровые действия ряженых выражали ожидание плодородия. Одежда в родильных обрядах. Чтобы роды прошли быстро и удачно, для родовспоможения прибегали к магическим действиям. Роженица разувалась, распоясывалась, снимала одежду до рубахи, развязывала все узлы, вынимала серьги, снимала кольцо, расплетала косы. В Чердынском уезде, если роды задерживались, женщина надевала штаны мужа. Исследователи считают этот психологический прием облегчения родов пережитком древней Кувады, распространенным у многих народов мира. Новорожденного защищали от злых сил тоненьким пояском, надетым вскоре после рождения. Иногда младенца заворачивали в рубаху отца - для того чтобы тот больше любил ребенка. Роженицу близкие родственники и соседи одаривали платками, юбками, кофтами, полотенцами и поясами. Одежда в святочных, масленичных играх и развлечениях. Во время зимних святок традиционным у русских крестьян Среднего Урала было ряженье в вывернутые наизнанку шубы, переодевания молодежи в одежду стариков и одежду другого пола. В таком виде ходили по домам, разыгрывали сценки, вызывавшие всеобщий смех. В настоящую демонстрацию костюмов превращались масленичные катанья. Празднично одевались молодые и пожилые, украшали одежду нашивками из красного материала. Повсеместно соблюдался обычай молодым людям приходить на катушки в той одежде, в которой они венчались. Одежда в святочных и масленичных обрядах имела значение для очистительной магии. При помощи одежды создавалась необычная, ритуальная атмосфера на многих игрищах. Так, в старинных северных селах Чердынского уезда еще в 1920-е г. девушки приходили на гульбища в сарафанах, с лентами в косах. Обязательно "дарили воду и лес": парни бросали в воду монеты, а девушки привязывали ленты к сучьям старых елей, стоявших у истоков родника. Дарение воде - обычай дохристианский, но достаточно распространенный и в XIX - начале XX в. Смысл его в том, чтобы "задобрить реку", расположить ее к себе, уберечься от несчастья на воде. Старообрядцы Прикамья до сих пор, умываясь в реке или ручье, бросают выдернутые из нательной одежды ниточки, чтобы в семью не пришла беда. Обрядовые действия с одеждой, предназначенной для хозяйственных дел. Жители Чердынского уезда накануне охоты во всей одежде и обуви купались в реке. Мокрое облачение сушили и надевали: теперь оно, как считалось, было чистым, без какой-либо "злой силы". Северные охотники для удачи вшивали в лузан лапки куницы, белки, рябчика, убитых в первый выход на охоту. Чистую и новую одежду надевали на первый сев, сенокос, на посиделки, где обязательно пряли пряжу. В этом случае одежда являлась как бы залогом хорошего хозяйственного достатка. Хозяин брал за уздечку купленную лошадь не голой рукой, а прихватывая ею полу кафтана - без соблюдения этого обычая не следовало рассчитывать на прибыль в хозяйстве. Чтобы домашние животные, купленные в других хозяйствах, быстро привыкали к новому месту и вовремя приходили с пастбища, хозяйка снимала с себя пояс, клала его к порогу двора и только после этого первый раз заводила в него животных. Приведенные примеры говорят о разнообразии символики одежды во многих ситуациях жизни крестьян, о необходимости ее для привлечения добрых магических сил и для избавления от сил зла. Г.Н.Чагин, А.В. Черных. Народы Прикамья. Пермь, 2002
|
||
|
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |