|
|||||
|
Узбекский головной убор: тюбетейкиЗнаете, почему развалился Советский Союз? "Узбек хотел ходить в тюбетейке и пить зеленый чай, а ЦК КПСС сказал ему: "Ходи в галстуке и пей водку!" Так с армейской прямотой сказал однажды Руслан Аушев. Не будем судить, насколько привязанность узбеков к тюбетейке повинна в развале СССР. Интересно то, что упомянуты именно они, хотя этот головной убор носят не только узбеки, но и таджики, туркмены, киргизы, казахи, другие мусульманские народы. Разбираться в родословной тюбетейки все равно что искать изобретателя колеса. Но только один народ приверженностью к ней способен вдохновить на такие строки: "С тобой мы связаны навек, как тюбетейка и узбек". На первый взгляд все предельно просто: удобный для местного климата головной убор. Но если вы спросите почтенного узбекского старца, зачем носить тюбетейку, скорее всего, он скажет о другом ее предназначении: "Чтоб шайтан в башку не залез". Нынешнюю молодежь шайтаном не испугаешь, и потому на городских улицах редко встретишь молодых людей в тюбетейке. Но по традиции без этого головного убора не обходится ни одно торжество. В тюбетейке приходят в мусульманские святыни - мечети, ее надевают, когда провожают в последний путь близких людей. И по древнему восточному обычаю дорогому гостю преподносят халат, сюзане и, конечно, тюбетейку. С детства помню, как в доме моей узбекской подруги Зухры высоко над ковром висела тюбетейка. Она казалась мне такой недосягаемой, даже загадочной. Она и на самом деле была особенной: когда-то она познакомила родителей Зухры. Произошло это на свадьбе, после узбекского танца - ол туппимни - "подними тюбетейку". Мужчины танцуют вокруг тюбетейки. Затем каждый, по очереди, наклонившись, пытается надеть ее на голову так, чтобы не задеть руками. Став победителем, юноша подарил тюбетейку девушке, которая болела за него... Со временем они создали семью. А та тюбетейка стала их талисманом. Сшить тюбетейку несложно. Два или несколько слоев ткани простегивают и укрепляют шелковой или хлопчатобумажной нитью. Самое важное начинается потом, когда тюбетейка вышивается шелковой нитью, золотой или серебряной канителью. Талантливые восточные мастерицы на маленькой поверхности круга выдают бесконечные разновидности узоров. Вот миндалевидный мотив "болом" - символ жизни и плодородия, а вот узор "илон изи" - след змеи, выполняющий роль оберега. Перцевидный узор символизирует чистоту и отрешенность от всего земного, мотив соловья, птицы - высшую мудрость, ветки розы - символ мира и красоты. Пожалуй, наибольшей популярностью во многих районах Узбекистана пользуются чустские тюбетейки (местечко Чуст в Ферганской долине Узбекистана), особенно "дуппи", один из видов этих тюбетеек. Их отличает белый узор на черном фоне в виде четырех стручков перца - "калампир" - и вышитые по околышу в ряд арочки. Черно-белая тюбетейка родом из Ферганы, а в Самарканде и Бухаре мужчины старшего возраста носят тюбетейку из однотонного бархата зеленого цвета. Интересно, что рядом с Самаркандом находится древний таджикский город Пенджикент, но эта тюбетейка здесь не вошла в обиход. Хотя здесь, как и везде, пожилые люди носят черно-белую тюбетейку. Она удобна не только по форме, но и по цвету: черный и белый. Такую тюбетейку можно надеть и в дни радости, и в дни печали. Другие разновидности тюбетеек Ферганской долины - "сандали", "акка икки сум", "чимбой", "суркачекма" - имеют более скромный вид. А есть еще самаркандские тюбетейки, выполненные в технике "пилтадузи" (шитье по фитилькам), по форме напоминающие ребристый купол. Интересны тюбетейки "шахрисабза", отличающиеся живописной многокрасочной гаммой. И наконец, всем известна золотошвейная тюбетейка. Родина ее - Бухара. В общем, как говорят в Узбекистане, была бы голова цела, а тюбетейка найдется. Найдется она и для гостей. А если вы приедете в эти края еще раз, вам, как старому другу, в шутку предложат: "Дуппидай ош килайлик!", что означает: "Сделаем плов размером с тюбетейку!" Шавкат Ниязи, заместитель председателя Международного сообщества писательских союзов: - Перец (калампир) на тюбетейке "чусти" является символом жизни. А он, как известно, бывает и горьким, и сладким, как и сама жизнь. Четыре части тюбетейки представляют четыре периода жизни человека: детство, юношество, молодость и старость. Надевая тюбетейку новорожденному, мулла тем самым благословляет его, чтобы он всегда был здоров. При обрезании ребенку тоже надевают на голову тюбетейку. И на свадьбе жених - в тюбетейке, что означает переход к более зрелому периоду жизни. Словом, каждый раз муллы-аксакалы, надевая тюбетейку, благословляют тех, кто становится достойным носить ее. Текст: Мадина Сулаймонбек. "Плов размером с тюбетейку", журнал "Националь" №1/2004
|
|
|
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |