|
|||||
|
Якутский костюм: Торбаса - унтыЧтобы носить настоящие унты, нужно ехать туда, на край страны, за полярный круг Что такое торбаса? Звучит загадочно. При этом слове сразу в уме представляется нечто вроде торбы, или колбасы, или полосы. Но, увы... неправильные ассоциации. Про торбаса у народов Севера есть такая загадка: два шустрых зверька всю жизнь вместе бегут. Что это такое, давайте попробуем догадаться. Бывают они женского и мужского рода - первые длиннее, вторые короче и больше. Живут очень долго, при бережном обращении - до десяти лет. Им не страшны холода, однако страшна сырость, которая может повредить узор и красивую пушистую шкурку. Встречаются повсеместно там, где только есть тундра, мороз и северные олени. Ну конечно же! Это не что иное, как практичная, теплая и удобная обувь, которую изобрели жители Крайнего Севера. Другое, и более распространенное, название торбасов - унты. Имеются в виду настоящие унты, форма и способ изготовления которых совершенствовались долгими веками, а не фабричные полусапоги-полуваленки с искусственным мехом и резиновой подошвой, которые можно при желании купить в магазине за 100-200 долларов. Название этой обуви эвенкийского происхождения. "Унта" так и переводится - обувь. Но не будем приписывать их изобретение какому-либо одному народу. И якутов, самый многочисленный из северных народов России, мы вынесли в рубрику лишь потому, что среди них больше всего потенциальных унтоносцев. Настоящие унты делаются из хорошо продубленного и выделанного оленьего камуса - кожи, снятой с нижней части ноги животного. Они сшиты шерстью наружу, а внутрь поддеваются меховые чулки из собаки и стриженого пыжика или шерстяные подвертки. Стопу защищает кожаная подошва и толстая стелька, сделанная из войлока, которая никогда не натирает ног и предохраняет от самого сильного мороза. В этих самых стельках почему-то и кроется секрет "морозоустойчивости" унтов. В летнем варианте встречаются травяные и соломенные стельки. Мужские унты обычно доходят до середины голени. У женских другая отделка: высотой они бывают по колено, голенища делаются широкими, скроенными не из камуса, а из лохматого стриженого меха осенних телят. Нацепив такую обувь, а также верхнюю одежду - кухлянку и двухслойные штаны из оленьей шкуры, можно спокойно отправляться хоть на Северный полюс без боязни замерзнуть. Городскому жителю средней полосы, если только он не заядлый охотник или турист, северные унты сгодятся разве что в качестве сувенира - снег в городе бывает обычно влажный, грязный, с химикатами, того и гляди - посередине зимы вступишь в лужу. А высушить унты очень сложно, их не поставишь на батарею - ссохнется оленья кожа, потеряет свои свойства. Единственное место, куда можно пойти, - это каток. Говорят, невозможно в унтах на льду упасть, они совершенно не скользят. Впрочем, в краях, далеких от Севера, есть еще одно применение настоящим унтам: их носят люди, страдающие ревматизмом. Говорят, очень помогает! И все же в городе правильнее приобрести такие унты, какие были у товарища Валерия Чкалова: наследие совпрома - кирзовые сапоги с опушкой, их и запачкать не боязно. Или что там предлагают в модных магазинах? Итальянские унты с массой ремешков и нарисованными фольклорными узорами, молодежные изделия в стиле унисекс, киберпанк и эйсид, американские утилитарные унты под названием "мечта снежного человека". Да только это все ерунда. Это продукты якобы цивилизации, нет в них той безупречной простоты. Даже сравнивать не хочется. Чтобы носить настоящие унты, нужно ехать туда, на край страны, за полярный круг. Или даже, наверное, родиться там. Жить в яранге или чуме, ходить по тундре, пасти оленей. Чувствовать свободу, которая была основой образа жизни северных народов, когда в непрекращающемся сезонном движении от кромки тайги к побережьям ненцы, эвенки, чукчи, коряки преодолевают до полутора тысяч километров. Летом - к морю, зимой - обратно. Дело в том, что каждому оленю требуется около 70 гектаров пастбищ. В хозяйстве обычно бывает 180-250 животных, это минимум для удовлетворения потребностей семьи в мясе, шкурах, ездовых оленях для независимого существования. Природа, неотделимая от образа жизни, определяла культуру и занятия людей, подчиняла их естественному ритму. Стадо считалось частью семьи, и всякий предмет, получаемый от стада, облекался сакральным значением, ведь от этого зависело выживание - хорошо ли построено жилище, поможет ли оно пережить суровую и продолжительную северную зиму. Хороши ли будут унты, чтобы пройти в них много тысяч километров? Гости и командировочные, которые приезжают в северные города, покупают унты пачками, для них это интересная диковина, прикольный подарок кому-нибудь на день рождения, способ удивить. Да что там, в конце концов, не надо ехать в Эвенкию, Якутию или на Чукотку, ведь существует специальный интернет-сайт, и можно заказать себе унты, сидя в кресле где-нибудь в Саратове. Да, это стоит денег, и порядочную сумму. Зато месяца через два (если с почтой повезет), когда дойдет бандероль, приятно вытащить из посылки новенькие, пахнущие дубленой кожей унты, нацепить их, пройтись взад-вперед по квартире. И подумать, что где-то, на другом конце страны, есть люди, непохожие на тебя, которые в это время идут за оленьим стадом к далекому побережью. Приятное ощущение, да? Вот, кстати, единственный в мире анекдот про унты: Текст: Иван Угаров. "Шерстью наружу", журнал "Националь" №5/2004
|
|
|
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |