|
|||||
|
Калфак - татарский женский головной уборЕсли рассматривать период с конца XVIII до начала XX века, то форма, размеры, орнаментация калфаков, впрочем, как и весь национальный костюм, постоянно изменялись. Раньше были популярны белые мягкие трикотажные или вязаные калфачки с вышивкой, которые надевались на всю голову. С XVIII века в орнаментации калфаков широко начала использоваться аппликация синелью в сочетании с блестками и ушковая техника, когда рельефные многооттеночные крупные элементы цветов делались из мелких кусочков ткани, сложенной в треугольнички в виде ушков. Затем появляются большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахромой, свисающей до самых плеч. К середине XIX века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжелые кисти и бахрома. Большую декоративную функцию берет на себя твердый прямоугольный околышек. Часто такие калфачки носились под платком или шалью. Постепенно золотошвейные калфачки с твердым околышком приобретают уменьшенную форму. Калфак уже не надевается на голову, а является лишь своеобразным украшением. С XIX века в орнаментации калфаков широкое применение получает белый, реже - цветной бисер. Маленькие калфачки в наши дни популярны лишь на сцене, зато полюбились калфаки типа тюбетеек - такыя, поверх которых также можно носить шаль или платок. Изготовление калфакаНеобходимые материалы: бархат, ситец или сатин для подкладки, корсажная лента или жесткая ткань высотой 6 см, светлая ткань для нанесения узора, мелкий жемчуг, белый или светлых тонов бисер, стеклярусы, две иголки, которые свободно проходят в отверстие бисера. Нитки используют катушечные, при вышивке - белые. Пяльцы могут быть как круглые, так и квадратные (большие квадратные очень удобны для работы обеими руками). Для нанесения узора на ткань необходима копировальная бумага. Также узор можно обвести по заранее подготовленным шаблонам или использовать трафарет. Ход работы Калфак с жестким фризомДля небольшого калфака потребуется сложенный вдвое отрез бархата (примерно 22 см в длину и 16-18 см в ширину), по цвету сочетающийся с вашим костюмом (камзолом). Можно также использовать вместо бархата плюш. Примерная высота надлобного прямоугольного фриза-6 см, а верхней части калфака-16-18 см. Между нижней и верхней частями необходимо оставить запас в 1 -1,5 см для сгиба, который создаст вид отворота. Калфак можно сшить и из отдельных деталей. Сначала необходимо сделать выкройку из бумаги и нанести на нее орнамент. Затем положить ее на сложенный вдвое бархат и раскроить переднюю и заднюю части калфака. Таким же образом из ситца выкраивается подкладка. Не забудьте оставить припуски на швы. Переднюю деталь подготовьте для вышивания. Узор на бархатной основе с изнанки воспроизводится при помощи стежков контрастными нитками. Сшивание деталей калфакаНад нижним прямоугольным фризом сделайте сгиб в 1 -1,5 см и пришейте его с изнанки. При этом образуется выступ в 0,5-0,7 см. То же самое проделайте и на другой части калфака. Затем сшейте, сложив вместе лицевые стороны, обе части по одной стороне. Для создания жесткости надлобной части к выступу над фризом по всей длине пришейте корсажную ленту шириной 6 см . После чего дошивается остальная часть калфака, который приобретает форму беспалой варежки. Сшейте подклад и аккуратно уложите его вовнутрь калфака. Для малого калфака, который не надевается на голову, по бокам необходимо пришить незаметную резинку. Очень красиво смотрятся большие мешкообразные калфаки, бахрома которых свисает почти до плеч. Предлагаем уменьшенную выкройку такого калфака. В современной повседневной жизни наиболее применимы, особенно женщинами более преклонного возраста, калфаки типа тюбетеек - такыя. У них вышивается жесткая надлобная часть, а иногда и верх. Боковая часть выкраивается как край тюбетейки. Верх круглый, чаще чуть вытянутый вперед, с прямым передом. Для жесткости пришивается корсажная лента или жесткий материал. Нурзия Сергеева. "Татарская вышивка", Казань,
издательство "Магариф", 2005
|
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |