|
|||||
Главная Публикации
|
Ичиги - татарская обувьМарсель Зайнуллин. "Казанская узорная кожа" Московское издательство "Культура и традиции" выпустило приуроченную к юбилею столицы Татарстана книгу искусствоведа, историка искусства, члена Союза художников Российской Федерации Лилии Илевны Саттаровой "Казанская узорная кожа". Автор книги вложила в неё отточенные знания и душу, превосходно выполнило свою работу издательство "Культура и традиции" (директор издательства Л.Скляр, редактор Л.Мартынова, художник В.Корольков), а Тверской полиграфический комбинат детской литературы сделал это издание произведением полиграфического искусства. Не знаю, что говорят изучающие творческую деятельность психологи, но если судить по книге "Казанская узорная кожа", то талантливо сделанное дело - это дело, сделанное с мастерством и с любовью к своему детищу. Эта книга, конечно, попадёт на выставки и конкурсы. Конечно, не обойдут её своим вниманием специалисты - искусствоведы и историки культуры. Но это издание на "узкую" тему интересно и для самого широкого круга читателей. Что касается до татар, то что же это за татарин, если не раздобудет он эту книгу, не усадит кружком свою семью, чтобы вместе разглядеть в ней чудесные иллюстрации и подивиться искусности своих соплеменников, чтобы вместе почитать о редкостной древнейшей традиции сапожного ремесла, которое удивительным образом из сугубо утилитарного, "прозаического" ещё в стародавние времена развилось в художественное, обрело поэтичность, стало кладезем народного орнамента, воплощением национальной эстетики. Эта книга интересна, конечно, не только татарам. Во всяком случае предмет её - татарская узорная кожа, сделанные из неё сапоги и туфли издавна широко бытовали и в русской среде. Согласно сообщению летописца, вошедшему в "Повесть временных лет", славян изумляла красочная удобная обувь, в которую были одеты булгарские воины, с которыми в 985 году сразилось войско киевского князя Владимира. Татары - выходцы из Золотой Орды и образовавшихся после её распада ханств уже с XIV века селились в Москве. Здесь появилась целая Кожевническая слобода, жители которой занимались выделкой кож и шитьём обуви. Московиты охотно покупали эту обувь, а среди русской знати XVI-XVII веков она вошла в моду и стала частью русского костюма. В "Очерке домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях" известный историк Н.И.Костомаров писал: "Это были сафьяновые чулки, они разделялись на два вида: полные, достигавшие до колен, и полуполные... Ичетыги были всегда цветные, чаще всего красные и жёлтые, иногда зелёные, голубые, лазоревые, белые, телесного цвета; они расшивались золотом, особенно в верхних частях на голенищах, с изображением единорогов, листьев, цветов и проч., и унизывались жемчугом". Ещё большую популярность среди русских "казанская обувь" приобрела в классический XIX век. В "татарский шитый серебром сапожок" обут в "Войне и мире" Л.Н.Толстого старый князь Болконский. Побывавший в России в 1830-е годы маркиз Астольф де Кюстин в своей книге "Россия в 1839 году" рассказывает европейским читателям обо всём "характерном" для нашей страны. Правда, для него в России все - русские, как во Франции все - французы. Но в данном случае нам интересны вот какие строки маркиза: "Красивый сафьян, русская душистая кожа производится в Казани, и, по слухам, её можно дёшево купить на ярмарке в Нижнем, выбрав в груде кожи то, что нравится". Сафьяновые ичиги и башмаки, выставленные фирмой казанского купца и промышленника М.Галеева в 1880-х годах получили почётные награды. "Кому неизвестна изящная сафьянная азиатская обувь, "ичиги", производством которой справедливо славится Казань?" - задаёт в 1886 году риторический вопрос газета "Волжский вестник"... В конце XIX - начале XX века появились высокие женские ботинки с каблучками и шнуровкой по переду голенищ, делавшиеся на "казанский лад" и названные "дворянскими". Для русского покупателя предназначались также украшенные татарской кожаной мозаикой диванные подушки, дамские дорожные саквояжи, кожаная обивка для кресел. В это время татарские сапожки получили распространение в артистической среде. Марина Цветаева в своих воспоминаниях упоминает о матери модного в ту пору поэта и художника Максимилиана Волошина: её нога была "в сказочном казанском сапожке". В 1899 году великая русская актриса Вера Комиссаржевская выходит на сцену императорского Александрийского театра в Петербурге в роли Вари в пьесе А.Островского и Н.Соловьёва "Дикарка" в фольклорном платье с красной вышивкой и татарских сапожках-ичигах, сделанных, судя по высоким художественным достоинствам узорного мозаичного набора, по индивидуальному заказу. Русские художники ввели казанскую узорную обувь в костюмы персонажей опер "Князь Игорь", "Садко", "Царская невеста". Лев Бакст, автор выдающихся декорации и костюмов к постановкам "Русских сезонов" в Париже, в 1910 году импровизирует на тему татарских ичигов в эскизе костюма Ивана-царевича к балету Игоря Стравинского "Жар-птица". Парижане сочли татарские ичиги органической частью русского костюма, и не напрасно: татарская культура, татарский лексикон, обычаи татар издавна пронизывают жизнь русского народа. Европа тоже издавна оценила искусство сафьяновых ичиг и башмаков. Они произвели впечатление на австрийского дипломата и путешественника Сигизмунда Герберштейна, посетившего Россию в 1517 и в 1526 годах. В его "Записках о московских делах" есть рисунок, запечатлевший казанского татарина в одежде воина, обутого в сапоги из красно-коричневой кожи с нарядной отделкой из тесьмы с рисунком ("возможно, ткань с золотыми нитями", - замечает Лилия Илевна Саттарова), скрывающей передний вертикальный шов. Есть в книге Герберштейна и отдельный рисунок кожаных казанских сапог. Автор "Трёх мушкетёров" Александр Дюма в одном из своих сочинений описывает молодую даму "в расшитом муслиновом пеньюаре, розовых шёлковых чулках и казанских домашних туфельках". В коллекции Немецкого музея кожи есть узорный мужской сапог, приобретённый на Промышленной выставке в Вене в 1846 году. А в 1883 году сафьяновые ичиги и башмаки фирмы М.Галеева были удостоены Большой золотой медали Европейского общества наук в Париже и в 1889 году - серебряной медали и почётного отзыва Всемирной Парижской промышленной выставки. В 1920-е годы казанские ичиги поставляются в Германию, Францию, Бельгию, Италию, Англию, Америку - там в ту пору была мода на экзотику и народные украшения ручной выделки... Забытые европейцами к середине XX века сапоги с высоким голенищем стали "хитом" коллекции обуви в "русском стиле", созданной в середине 1970-х годов французским кутюрье Ивом Сен-Лораном. В "русских сапогах" были хорошо обыграны особенности конструкции татарских ичигов: фигурная союзка (нашивка на носок и подъём сапога), задник и декоративная полоса верха голенища контрастного цвета, а в декоративных строчках можно видеть подражание "татарскому" шву... "Восточная традиция богатого оформления воинского снаряжения и костюма, частью которого была обувь, сформировалась в географически обширном ареале, - пишет Л.И.Саттарова. - Достаточно сказать, что археология позволяет проследить эту традицию у народов Китая, Ирана, Средней Азии, Алтая и Монголии в пору древности и в средние века". Красочный источник сведений о том, какой была обувь на мусульманском Востоке, - иранская, среднеазиатская, турецкая миниатюра. О совершенстве искусства одеваться говорят также многочисленные описания предметов одежды и обуви в арабо-мусульманских литературных источниках X века. В этот период обувью арабов были кожаные башмаки и туфли, а сапоги из кожи с украшениями разных типов появились на Переднем Востоке после XI века под влиянием культуры тюркских кочевников. Искусство мозаики из кожи дожило до наших дней и стало широко известно в мире благодаря ремеслу казанских кожевников и ичижников, сохранивших старинную традицию изготовления татарской обуви. Заключительный раздел книги посвящен автором казанским мастерам. Как правило, это дипломированные специалисты, некоторые из них - члены Союза художников. Лапидарный текст и изумительные иллюстрации сопровождаются перечнями используемых материалов и советами мастеров. Так что эта книга получилась не только познавательной - она ещё и практическое пособие. Книга "Казанская узорная кожа" щедро насыщена прекрасными иллюстрациями. На них представлены история искусства узорной кожи, шедевры этого искусства из многих коллекций, в том числе зарубежных музеев (некоторые иллюстрации публикуются впервые). Здесь же ещё и орнаменты, и лекала, и чертежи колодок, инструментов, станков. Словом - целая энциклопедия удивительного искусства узорной кожи... "Хороша книга, если автор в ней высказывает только то, что следует, и так, как следует", - строго, скупо и ёмко сказал почти два с половиной тысячелетия назад Аристотель. Такие книги издаются нечасто. У Лилии Илевны Саттаровой и издательства "Культура и традиции" получилась такая книга. А это - событие. Словарь специальных терминов
(Л.Саттарова. Казанская узорная кожа) Азиатская обувь - общее название типов обуви, распространённых у мусульманских народов России и производимых казанскими ичижниками в XVIII-XX веках: ичиги на мягкой и твёрдой подошве, кожаные галоши - кауши, туфли - башмак, тапочки - чуэк. Фигурирует в названиях крупных торговых домов XIX - начала XX века, созданных татарскими купцами и промышленниками. Булгари - юфть высокого качества, производством которой славились волжские булгары; окрашивалась в красный и коричневый цвета. В течение XIII-XIX веков это название распространялось на мягкие домашние сапожки из сафьяна и юфти, вывозимые булгарами, а затем татарами в разные страны. В городах Средней Азии (Бухара, Самарканд) в XVII-XIX веках "булгари" - сорт изготавливаемой здесь из воловьих шкур кожи. В персидском языке "булгар" - цветная выделанная кожа с ароматным запахом. Вытяжные ичиги - высокие мужские ичиги из кожи тёмных цветов (чёрный, тёмно-зелёный, коричневый, синий, вишнёвый) на мягкой подошве, с задником из саура. Верх этих сапог, в отличие от ичигов с пришивным передом (союзкой), кроится цельным, поэтому они имеют единственный шов сзади. Голенище завершается фигурным срезом, к которому пришит отворот из кожи контрастного цвета. "Казанским" швом вшиты задник и отворот голенища. "Дворянские" полусапожки - в терминологии казанского ичижного промысла конца XIX - начала XX века женские высокие ботинки с каблучком и шнуровкой по переду голенищ, с мелким и дробным цветным декором, выполненным "казанским" швом. Ичиги (ичеги, ичитки; у В.Даля также: мечти, ичетыги, иче-готы; от тюрского итик - сапог; тат. читек) - вид азиатской обуви, сапоги на мягкой подошве с высоким голенищем или полусапожки, обычно носимые дома. С развитием промысла название "ичиги" перешло и на сапоги на твердой подошве и на женские сапоги с каблучком. Кауши (кавши, кафши) - кожаные калоши, надеваемые при выходе из дома поверх мягких сапожке - ичигов. К концу XIX века с появлением резиновых галош были вытеснены из ассортимента ичижного промысла. "Казанский" (татарский) шов - способ соединения вручную узорно выкроенных деталей кожи встык, при котором тачная нить (в старину - дратва), сшивающая края с изнанки изделия, при каждом стежке одновременно украшается спиралями из 3-5 навивок ярких цветных нитей (золотые и серебряные нити, шёлк, хлопок). На лицевой поверхности создаёт впечатление тонкого, шириной 0,1-0,3 сантиметра (до 0,5 сантиметра) шнура, оконтуривающего кожаные узоры. Отличается прочностью и декоративностью. Сохранился в ичижном ремесле казанских татар. Производится на трёхгранном бруске (колодке) с помощью тачной иглы с рукоятью и вышивальной иглы. Кожаная мозаика - принятое в современной искусствоведческой литературе название техники изготовления узорной обуви (или иных орнаментированных изделий из кожи) с применением "казанского" шва, а также изделий, выполненных в этой технике. Сафьян (от перс. сахтийан - выделанная козловая кожа) - кожа, выделанная из козловых и овечьих шкур растительными дубителями, слабо прожированная. Мягкая и тонкая кожа высокого качества. Окрашивалась в яркие цвета. Наиболее распространён был красный сафьян. Юфть (от перс. джофт - пара) - эластичная, но более толстая, чем сафьян, кожа растительного (в современном производстве - комбинированного) дубления с предварительной обработкой жиром. В старину дубили корой ивы, втирали жиры, содержащие берёзовый дёготь. Выделывается из шкур молодых овец и бычков. Марсель Зайнуллин. "Казанская узорная кожа"
|
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |