|
|||||
|
Восточный ПРЕТ-А-ПОРТЕОн не обязательно должен быть унылымНакануне Сабантуя дизайнерам Зинфире и Луизе Мусагитовым пришлось не покладая рук трудиться над моделями сценических национальных костюмов. Вообще-то их ателье, открывшееся в начале года в Старо-Татарской слободе, специализируется на мусульманской одежде. До переселения из Омска в Казань девушки и не помышляли работать в исламском направлении. Повлияли, признаются сестры, аура улицы Марджани и... обида на нелепые наряды юных мусульманок. Угол, вернее, комнату в подвальном помещении выделил техникум легкой промышленности, где Луиза преподает конструирование одежды и дизайн. Она взяла на себя административные хлопоты, а все портняжные дела - в руках старшей сестры. Достаточно полчаса побыть рядом с Зинфирой, чтобы понять, почему этот маленький салон притягивает верующих женщин, и они буквально завалили сестер заказами. Сердечный прием, умение разговорить и доказать, что со вкусом созданная, качественно сшитая "почти светская" одежда нисколько не умаляет достоинство и религиозные чувства, множат число заказчиц. Первыми в ателье заглянули студентки казанских университетов и воспитанницы медресе - кого Мусагитовы и мечтали "вывести из заурядности". Посетительницы поначалу были скованными, консервативными: нам это нельзя; преподавателям может не понравиться. А теперь приводят своих подруг. Забегают сюда и знакомые, персонал техникума. "Сижу на практике, и вдруг подозрительный шорох - штаны пошли по швам! - признался будущий компьютерщик Ринат, когда через несколько минут облачился в подшитые брюки. - Спасибо, что скорая швейная Помощь рядом". Но мужчины редко переступают этот порог. Разве что турки приводят в первый раз своих жен, не знающих татарского и тем более русского языков. Такое вот получается коловращение: если лет восемь назад казанские мусульманки приобретали бесформенные хиджабы, завозимые из Турции, то теперь турчанки (жены приезжих преподавателей, предпринимателей) сами не прочь приодеться у наших модельеров. Иностранки предпочитают удлиненные жакеты, блузки, не сразу, но все же соглашаются сменить традиционную юбку до пят на широкие брюки. - Вчера пришла женщина и чуть не плачет: "Мне нечего надеть! Я административный работник, и неприятно, что в хиджабе на меня смотрят, как на экзотику." Сказала, какие оттенки предпочитает, оставила деньги и убежала, - рассказывает Зинфира. В этот раз покупать ткани и ломать голову над летними ансамблями придется ей самой. Все, что выходит из-под умелых рук модельеров и их помощниц-швей, "гуляет" по казанским улицам. Лишь некоторые модели можно увидеть на подаренных клиентками любительских снимках. Как, например, свадебный ансамбль нежнейшего персикового цвета: чуть приталенное длинное платье и оригинальный головной убор в виде чалмы. Коллекционных вещей Мусагитовы не имеют: для каждой заказчицы они разрабатывают отдельный гардероб - в соответствии с ее возрастом, запросами и характером. А с Аделей Баторшиной из Владимира мы познакомились прошлой осенью на молодежном курултае в НКЦ "Казань". На второй день форума, побегав по столичным магазинам, она приобрела нарядный калфачок. Больше ничего подходящего из предметов национальной одежды не нашла. Возможно, это подвигло увлеченного восточной культурой юриста самой взяться за эскизы костюмов для мусульманок, неравнодушных к моде. Казалось бы, для мусульманок жарким летом отдыхать у моря и ни разу не искупнуться (и ряд других ограничений) - в порядке вещей. Но современная верующая молодежь на выдумки хитра. Аделя решила выручить себя и подруг по вере, создав купальный костюм, закрывающий тело. Изюминка его -в ткани, мгновенно сохнущей на солнце. Об этой и других своих моделях она рассказывала мусульманкам во время очередного приезда в Казань. Не секрет, что с каждым годом все больше соплеменниц (не только пожилых, но и таких молодых, энергичных и преуспевающих в бизнесе и общественных делах, как Аделя) возвращаются в лоно ислама и сталкиваются с проблемой: а что теперь носить? По словам дизайнеров, в принципе, такого понятия, как "мусульманская мода", в России не существует. Они создают для верующих повседневную одежду модного направления, отвечающую требованиям шариата. Одежде непозволительно сильно обтягивать фигуру, она должна закрывать щиколотки, запястья, шею и волосы. Непременный атрибут костюма - платок или другой головной убор. Если заглянуть в эпоху нашего Пророка Мухаммеда, то обнаружим, что он имел дело с доисламской Аравией, где женщины разгуливали с открытой грудью, увешанной украшениями. Ритуал обхода Черного камня в Каабе мужчины и женщины совершали в голом виде. И неудивительно, что Пророк призывал женщин к скромности и предписывал ступившим на путь ислама закрывать грудь и голову покрывалом (но не паранджой). А слишком рьяные духовные наставники или, наоборот, плохо осведомленные лекторы лепят из мусульманок образ полурабынь - и покорные их проповедям новые российские мусульманки нередко облачаются в наглухо закрытую одежду без намека, допустим, на традиционный татарский костюм. Такую крайность сложно понять даже людям, выросшим в мусульманской среде. Не будем расписывать красивейшие наряды суданских или индийских мусульманок. Вспомним, кто рядышком - наших бабушек, придерживающихся столпов ислама. В одежде они не признают балахонов и платьев мрачных расцветок. Альмира ханум Адиатуллина, возглавляющая союз мусульманок республики, подчеркнула в беседе: - Нам желательно носить свое, народное, красивые костюмы в булгаро-татарских традициях. А что из себя представляет народное? Предки, тонкие ценители красоты, создали одежду с ярко выраженным этническим характером. Костюмы из восточных тканей наряду с украшениями и благовониями у булгар служили в качестве даров. И через века, как отмечают этнографы, одежда для бедных и богатых, татар разных губерний стала отличаться разве что качеством ткани и украшений, местными вариантами. Монументальность булгарского периода (длинные широкие штаны, рубахи туникообразного покроя, халат) приобрели утонченный вид. Татарки носили подогнанные по фигуре платья с оборками, воланами по подолу, приталенные камзолы, грудь прикрывали съемные изу. В начале XX века общеевропейская мода несколькими штрихами прошлась по национальному костюму, сделав наших прабабушек-мусульманок еще элегантнее. Увы, последующая эпоха атеизма и нивелировки наций запрятала глубоко в сундуки этническую одежду. Правда, всплеск интереса ко всему национальному возродил в 90-е годы роскошные праздничные и сценические костюмы. Но в бархате и в шелках с позументом и расшитом камзоле не явишься в студенческую аудиторию или на работу в офис. Для мусульманок нужна какая-то золотая середина. Пока же они по-разному обновляют гардероб. Одни покупают заграничные вещи. Другие прибегают к услугам портних, шьющих на дому. Кто-то заказывает в ателье "Эбиволь" или обращается в мастерскую при Российском исламском университете (она на время закрылась). Как пояснила Гузалия ханум Исхакова, курирующая работу цеха, помимо средств на развитие им нужны хорошие мастера, знающие национальные традиции. Ей очень хочется воспитать вкус молодых мусульманок. Многих заинтересовали модели от сестер Мусагитовых. А сами зачинатели татарско-мусульманского прет-а-порте действуют поодиночке,
зная друг друга лишь понаслышке. Но они уже вынашивают мысль встретиться,
чтобы поделиться идеями, обсудить спорные моменты относительно хиджаба
и объединить усилия для сотворчества. Только тогда казанские улицы заиграют
светлыми красками и современными стилями мусульманских костюмов. |
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |