Дамская любовь к шляпкам легкомысленна и скоротечна,
как мода. Но про чувашских барышень так не скажешь. Они
хранят многовековую верность двум головным уборам. В
девичестве это тухья, а после замужества –
хушпу.
Тухья
и хушпу... Слова-то какие загадочные! Заложи их в кроссворд, многим придется
оставить соответствующие клеточки пустыми. И немудрено. Даже жюри международного
конкурса «Кутюрье года», проходившего в Москве, где собрались специалисты
по истории костюма, растерялось, когда на подиум вышла модельер из Чебоксар
Любовь Вдовичева в необычном наряде. Не знают еще в мире чувашских костюмов.
А тут еще тухья – странный и удивительный головной убор.
Сегодня этнографические мотивы все чаще привлекают
внимание, и дизайнерам из Чувашии есть чем удивить
мир.
Старинный праздничный костюм чувашки весьма сложен. В
его завершенности большую роль играют головные уборы и
украшения из бисера, раковин и монет. В прошлом –
обереги и талисманы, позже они стали обозначать
возрастную и социальную принадлежность владелицы. Это не
просто предметы, призванные удовлетворить эстетические
потребности. Это воплощение космогонических
представлений народа в конструкцию, форму определенного
предмета, символизирующего модель мира или его
части.
Бисер
и раковины в качестве украшения появились у предков чувашей в очень древние
времена. Бисер у чувашей шел на изготовление девичьих головных уборов
– тухьи и женских головных уборов – хушпу, сохранившихся до наших дней.
Каркас тухьи и хушпу делался из толстой шерстяной или холщовой ткани,
иногда кожи, на него суровой ниткой нашивался бисер. Орнамент бисерного
шитья аналогичен геометрическому орнаменту вышивок, в котором древние
предки чувашей отразили свои языческие представления о мире. Вселенная
изображалась в виде четырехугольника, образ великой богини – посредством
великого древа жизни, солнце – в виде круга или розетки. Основные цвета
бисера – красный и зеленый, белый и желтый. Мастера избегали холодных
тонов. Например, старались не использовать синий или голубой – синий считался
символом смерти.
Смело помещали красный бисер на красный фон,
добиваясь насыщенного цвета, особой силы воздействия на
зрителя. Большое место уделяли свободно свисающим
монетам разной величины, бисерным кистям и т.д. Монеты
нашивались на основу в 2–5 рядов, чешуеобразно, реже – в
ровный ряд, их расположение подчинялось четкому
ритмическому строю.
Высокое нарядное хушпу носилось в составе
праздничного наряда и придавало облику женщины особую
монументальность, торжественность, являлось своеобразным
обрамлением женского образа. В отличие от хушпу девичий
головной убор тухья как бы повторяет округлые очертания
головы, выделяясь лишь высоким бисерным шишаком,
глубокая шапочка закрывала весь лоб до бровей. Бисерные
подвески с мелкими монетками на концах, свисающие с
остова хушпу или тухьи, обрамляли лицо. Снизу такую же
роль выполняли округлые шейные украшения.
Мастерицы выбирали монеты не только по их размерам,
но и по звучанию. Пришиваемые к остову прикреплялись
плотно, а свисающие с краев – свободно, между ними
оставались промежутки, чтобы во время танцев или
хороводов они издавали мелодичные звуки. Монеты
использовались различного достоинства: от гривенника до
полтинника. Шли в дело и серебряные рубли. Если достаток
не позволял, вместо настоящих серебряных монет брались
дешевые искусственные, известные под названием нухраток.
Чем тяжелее, разнообразнее в узоре и цветовом сочетании
было украшение, тем богаче и искуснее считалась ее
владелица.
В старину невесту в дом жениха обычно привозили на
лошади с бубенчиками. С воза девушку принимал брат
жениха и нес на руках в дом. За оказанную честь невеста
отрывала от своего головного убора самую дорогую монету
и дарила ее новому родственнику. Обязательный атрибут
чувашской свадьбы – мелодичные песни, красивые пляски.
Как начнут плясать девушки и женщины, так и зазвенят на
их костюмах в такт музыке украшения из монет и бусинок!
А «оркестр» – это шапар курье (пузырь с рожком) и
самодельная скрипка. Иногда свадьбы проходили вообще без
музыкального сопровождения – его заменял звон женских
украшений во время пляски. Видимо, от этого и осталось
выражение «легкий серебряный звон», которое в народе
живет по сей день. Как живут тухья и хушпу, любимые
головные уборы чувашских женщин.
Текст: Петр Михайлов. фото: Сергей Воронин..
"Тухья и хушпу", журнал "Националь"
№09/2004