|
|||||
|
Традиционная одежда коми-пермяковТрадиционная одежда коми-пермяков до начала XX в. во многом была сходна с одеждой
соседнего русского населения. Однако разные пути формирования этнических групп
коми-пермяков, воздействие природного окружения, преобладание у одного населения
земледелия, отходничества на заработки, а у другого охоты и лесных промыслов
или совмещение таких занятий, как хлебопашества и охоты, степень религиозности
населения и характер связи с русскими сыграли известную роль в образовании некоторых
локальных вариантов одежды. Одежда коми-язьвинцевКак и жилище, одежда коми-язьвинцев имела много общего с костюмом русского
населения Северного Прикамья и с северными (косинско-камскими) коми-пермяками.
Но в отличие от русских коми-язьвинцы носили ее долго, вплоть до начала 1940-х
гг. Одежда сылвенских марийцевЕсли в постройках сылвенских марийцев обнаруживаются черты русской строительной
культуры, то костюм у них исключительно особый. В костюме имеются элементы общемарийского
и местного (уральского) типов. Одежда буйских удмуртовОсновой для традиционного костюма служили ткани домашнего производства - льняные,
шерстяные, как из собственных, так и покупных ниток. Каждый рисунок ткани имел
свое название. Ткань в мелкую двухцветную клетку называлась сарапинка, в крупную
цветную клетку - шакмако, полосатая пестрядь - буй, ткань с цветным браным узором
- чоптар. Льняные ткани изготовлялись в домашних условиях вплоть до 1960-х гг.
Часть тканей - кашемир, плис, ситец, сатин - покупали на ярмарках. Женский костюм
состоял из холщовой пестрядиной рубахи-платья туникообразного покроя с отрезной
юбкой-подолом дэрем, фартука с грудкой азькышет, ашшет, штанов ыштан и холщовых
или шерстяных чулок чулка. Для работы на улице женщина надевала распашной холщовый
кафтан зыбын. Мужской будничный костюм включал штаны, рубаху, кафтан шортдэрем,
фартук и валяную шляпу гын шляпа. И мужчины, и женщины носили лыковые лапти
кут. Зимой для работы на улице мужчины и женщины надевали суконный зипун дукес,
суконные портянки бинялтон, а для работы в лесу - суконные чулки урдэг чулка.
Для праздников в сундуках хранились самые красивые рубахи-платья, обязательно
узорные, в клетку, полоску, с несколькими оборками. Поверх рубахи повязывался
фартук и надевался безрукавый кафтан камзол из цветной бухарской ткани, обшитый
по краям позументом. Из книги Г.Н. Чагин, А.В. Черных "Народы Прикамья", Пермь, 2002
|
|
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |