|
|||||
|
Коми-пермяцкий костюмМатериал и основные типы. Коми-пермяки длительное время шили одежду из материалов собственного изготовления - однотонного и узорного холста, сукна, шкур и кож домашних животных. В одежде преобладали четыре цвета - синий, белый, красный, серый. Местные мастерицы владели навыками узорного, браного и закладного ткачества, а также вязания и вышивки. Население, которое соприкасалось с рынком, приобретало фабричные ткани, из которых шили главным образом праздничную одежду. Основу мужской и женской нательной одежды составляла рубаха с рукавами - йцрнис. Старинные рубахи имели так называемый туникообразный покрой - центральное полотнище перегибалось вдвое, к нему пришивались боковые клинья, рукава, на месте сгиба вырезалось отверстие для головы. Позднее стали шить рубахи с поликами - со вставками на плечах, к которым пришивались рукава. Женщины в семьях, имеющих хороший материальный достаток, шили верхнюю часть рубахи и рукава из ситца, миткаля, который часто называли кисеей. Невесты украшали плечи и рукава узорным холстом. Ширину рубахе придавали квадратные ластовицы - куски ткани, вшитые на месте нижнего соединения рукава с боковыми клиньями. Между этими типами сложилось несколько переходных форм рубах. Мужчины носили рубаху с разрезом на правой стороне груди, со стоячим воротником. Праздничные рубахи украшали вышивкой. Женские рубахи служили не только нижней, но и выходной одеждой, если ее верхнюю часть и рукава шили из холста лучшего сорта или из красивых покупных тканей. Поясной одеждой мужчин являлись штаны - вешьян. Они известны двух видов: нижние (порты) из белого холста и верхние, более широкие с внутренним клином. Концы штанов зауживали, так как их заправляли в обувь. Верхние штаны шили из синего холста с белой полоской. Сарафан - сарапан, дубас выделяет коми-пермяцких женщин из среды окружающего населения, хотя данный вид одежды был заимствован в давние времена от русских. Его надевали поверх рубахи. Сарафаны носили все слои населения - богатые и бедные, люди всех возрастов. Старинным был косоклинный по покрою сарафан: спереди сшивали две полосы, сзади имелась одна полоса и между ними вшивались клинья с острыми верхними концами. Затем распространились сарафаны прямого покроя: сшивали до шести прямых полотнищ, собирали их на талии в пышные сборки, сверху пришивали нагрудник с лямка-ми. Сарафаны носили с передниками. У праздничных сарафанов проймы и верхние края обшивали цветной каймой, на передний продольный шов пришивали ленты или пуговицы. Зажиточное население заводило сарафаны из шелковых материалов - китайки, штофа, кумача, люди среднего достатка - из ситца и сатина. Этнографические данные позволяют считать, что у коми-пермяков происходили изменения не только в типах сарафанов, но и в территории их распространения. Так, кочевские женщины предпочтение отдавали круглым сарафанам, сшитым из крашеного красного холста или купленного сатина такого же цвета, гайнские - косоклинным из пестряди (пестрядинник), а кудымкарские - тем и другим, но из синих набивных холстов, изготовленных местными кустарями (набойный). Исключительно национальным коми-пермяцким костюмом являлся сарафан, сшитый из холщовой пестряди и набивной ткани. В 1920-1930-е гг. сарафанный комплекс вытесняется юбкой и кофтой. Очевидно, они были принесены в коми-пермяцкую среду из городов и заводских поселений. Верхняя одежда отличалась меньшим своеобразием, чем нательная, причем у мужчин и женщин она была однотипной и различалась лишь размерами и незначительными деталями покроя. В прохладную погоду надевали холщовые шабуры, а в холодную - суконные понитки (сукман). Эту одежду носили в будни и праздники. Для праздничных шабуров использовали материал синего цвета, а для понитков - коричневого, однако еще в недалеком прошлом предпочитали материал белого цвета. Ворот оформлялся по-разному: обшивали материалом, пришивали стоячий или отложной воротник, иногда с лацканами. Спинку делали составной и с пережимом, то есть в талию, у шабура обязательно с борками - складками. Мужские кафтаны застегивались на правой стороне, а женские - на левой. Зимой повсеместно носили шубы - пасъ, в дорогу надевали тулупы. Фасоны их были обычными: прямого покроя, с перехватом, но с цельной спинкой, с узким и широким меховым воротником. Праздничные шубы могли быть приталенными, со сборами, покрытыми фабричными материалами. В дальнюю дорогу коми-пермяки надевали поверх шабура или понитка зипуны из серого или коричневого сукна прямого покроя. При выполнении хозяйственных работ поверх нательной одежды, а иногда и верхней надевали холщовый запои архаического покроя: перегнутое через плечи широкое полотнище с пришитыми боковыми клиньями и широкими рукавами. Задняя часть запона была короче передней, вырез для головы находился спереди, под рукавами имелись разрезы. Коми-пермяки, которые занимались охотой, носили лузаны. Под таким же названием этот тип одежды известен у соседнего русского населения. Форма лузана вряд ли менялась во времени. Основу его составляло прямоугольное полотнище домотканого поперечно-полосатого сукна, перекинутого через плечи. В середине вырезалось отверстие для головы. Снизу подшивался холст, за счет которого спереди и сзади образовывались карманы для хранения во время охоты продуктов и самой добычи. Концы лузана при помощи ремней связывались на талии. На задней части укреплялась скоба из проволоки для ношения топора. Поверх лузана спереди носили на специальном ремне охотничьи принадлежности - деревянную пороховницу, пули, дробь, капсюли, компас, упакованные в кожаные мешочки. Лузан не вытеснен из употребления и в наши дни. Головные уборы. Они чрезвычайно интересны для характеристики этнокультурного развития и народного творчества коми-пермяков. Особенно оригинальны женские головные уборы. Девичьим убором являлись налобные ленты, повязки, венки. Их носили так, что верх головы оставался открытым. Замужним женщинам полагалось не только на людях, но и в семье носить уборы, целиком закрывающие волосы. Считалось, что женщине ходить простоволосой не только неприлично, но и опасно: на нее могли воздействовать нечистые силы. В этнографическом описании коми-пермяков 1860 г. отмечалось: "Пермячка не оставляет шамшуру (головной убор. - Г.Ч.) ни на шаг от себя; она всегда с ней - и днем и ночью, и на работе и в постели". Северные коми-пермячки носили однорогие кокошники, а южные - шамшуры (самшуры). Кокошники были заимствованы у русских Северного Прикамья, но процесс заимствования имел творческий характер. Коми-пермяцкие кокошники отличаются пологим лицевым околышем, острыми углами, отсутствием золотого шитья, а также расположением лицевой стороны не вертикально, как у русских, а наклонно. В документальных источниках можно найти такую характеристику кокошникам: "Спереди твердое очелье украшено жемчугом, бисером, верх сшит из кумача, в который вставлены завязки". Шамшуры южных коми-пермячек также отличались от русских. Они имели не круглый верх, а квадратный или трапециевидный. Кокошники и шамшуры женщины носили с платком. Им покрывали головной убор целиком или только спереди. По наблюдениям Н.А.Рогова, относящимся к 1850-м гг., коми-пермячки знали в прошлом древние полотенчатые головные уборы в виде плата и убруса: "Старухи-пермячки вместо платка или шали носят на голове полотенца с узорчатыми концами, завязывая их так же, как платки". Помимо кокошников и шамшур, коми-пермячки на рубеже XIX-XX вв. стали носить моршни и сборники, сшитые в виде чепца из фабричных тканей. Праздничные сборники украшали лентами, кружевами. Мужчины носили летом шляпы и колпаки из овечьей шерсти, с высоким верхом, широкими полями, а зимой - шапки из белого домотканого сукна (ной) и из овчины. Женские украшения. Многие знатоки быта коми-пермяков отмечали, что женщины, особенно незамужние, питают пристрастие к бусам, серьгам, кольцам, перстням и ленточкам. Бусы делали из крупного бисера, стекляруса в три-четыре ряда. Кольца носили медные, а серьги медные и оловянные, со стеклянными подвесками. Ленточки из красного и голубого шелка девушки начинали носить накануне замужества. В будни ленточки носили из простых, но ярких материалов. Об этом, кстати, один из исследователей XIX в. писал: "Пермячки уважают в ленточках не доброту, а яркость красок и узоров, потому и носят ленточки всегда дешевые". Пояса. Они не только украшали одежду, но и защищали от злых сил. Прижимая одежду к телу человека, они усиливали ее защитные свойства, образуя магический охранительный круг. Мужскую рубаху повязывали узким поясом - тельником, а сарафан - покромкой, которую делали немного шире тельника. Верхнюю одежду подпоясывали широким поясом, который называли кушаком или опояской. Пояс для верхней женской одежды делали более тонким, чем мужской. В традиции было завязывать пояса на правом боку. На поясах слева мужчины носили огниво - маленькую кожаную сумку с кремнем, древесным трутом и железной плашкой для высекания огня, и небольшой нож в деревянных ножнах. По сведениям, оставленным в описании быта коми-пермяков в 1860 г., этот древний обычай, сложившийся во времена, когда население "занималось преимущественно звероловством", удерживался еще достаточно прочно, поскольку "без этих принадлежностей костюма пермяк не выходил из дома, даже в гости к соседу". Женщины к покромке сзади привязывали ключ от короба с домашним имуществом. Пояса делали из льняных и шерстяных ниток домашней выработки и украшали узорами. Об орнаменте поясов мы расскажем в разделе, посвященном декоративно-прикладному искусству коми-пермяков. Для тканья поясов применялись небольшие квадратные дощечки - таб с отверстиями по углам, в которые вставлялись нити основы. От количества дощечек зависела ширина пояса. Зев - пространство между двумя частями основы (верхней и нижней) для нитей утка - образовывался путем вращения дощечек. При каждом вращении создавалась возможность заложить нити для будущего узора. Ткали пояса на бердечках - небольшой деревянной раме, в которой одна часть нитей основы пропускается между планками и передвигается свободно, а вторая часть вставляется в отверстия планок и пребывает в неподвижном состоянии. В зев, который образуется путем поднятия и опускания бердечка, вставляются нити утка. Декорируется пояс путем сочетания многоцветных шерстяных нитей основы и льняных нитей утка. Применялся еще третий способ тканья поясов - на ниту. Заготовленную основу наматывали на палочку так, что нити перекрещивались, и одна часть их оказывалась вверху, а другая внизу. Таким образом получался зев, необходимый, как уже сказано, для утка и получения узоров. С тканья поясов начинали обучать ткачеству в детстве. Пояса являлись обязательной частью свадебных подарков, по ним оценивали мастерство будущей жены и хозяйки семьи. В коми-пермяцких деревнях изготовлением поясов занимаются и сейчас. Обувь. Распространенными видами мужской и женской обуви (кимкит) были лапти - нинком из липового лыка и бересты, низкие кожаные коты (коти) и сапоги с мягкой подошвой (бакило). Лапти плели с косыми носками, поэтому каждый из них можно было носить только на правой или левой ноге. Вспомним при этом, что русские лапти плели с круглым носком. Лапти не были показателем бедности коми-пермяков, ношение их в будни и праздники являлось традицией. Низкую обувь - лапти и коты - надевали поверх толстых шерстяных чулок (паголенки), украшенных разноцветным орнаментом, или одноцветных чулок. Ткаными или плетеными поясками (вонь), вставленными в опушни - матерчатые обшивки верхних краев, лапти и коты плотно привязывались к чулкам, носкам или к онучам - ткани, которой обматывали ногу взамен чулок. Сапоги-бахилы шили с высокими голенищами, на щиколотках стягивали ремешками, вставленными в наружные петли. Их носили во время домашней работы, в лесу, на рыбалке. Для хождения на лыжах надевали уледи. Они имели вид кожаных котов, но с низким не сшитым по вертикали голенищем, чтобы удобно было надевать на толстый шерстяной чулок. Подошва уледей состояла из нескольких слоев кожи и была пришивной. В повседневный быт хорошо вошли валенки, которые изготавливали местные кустари - катавалы. Модной женской обувью являлись башмаки с каблуками и подковками. Их покупали на рынке и носили исключительно по праздникам. Туфли приобретались очень редко. Для коми-пермяков было характерно медленное вытеснение традиционного костюма городскими видами одежды. Этот процесс раньше начался там, где стали распространяться фабричные товары. Сначала новые виды одежды появлялись в праздничном костюме. В наши дни коми-пермяцкий традиционный костюм, о котором мы рассказали, в повседневном обиходе давно не употребляется. Его надевают во время семейных и общественных праздников. В подлинных и в обобщенных вариантах костюм широко используется коми-пермяками в современном фольклорном искусстве. Г.Н.Чагин. Народы и культуры Урала в XIX-XX вв. Екатеринбург, 2002
|
|
|
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |