|
|||||
|
Русский народный костюмТрадиционный костюм русских, как и другого народа, выступает важным этническим определителем и отражает все изменения, которые претерпевал народ в своем развитии. Предполагают, что русский костюм в своей основе формировался в XII-XIV вв. Как и в постройках, исследователи выделили несколько костюмных комплексов. У русских Прикамья получил распространение северно-русский комплекс. Проникновение его было непосредственно связано с миграцией русских Европейского Севера на Урал. Мужчины повсеместно носили туникообразного (прямого) покроя рубахи-косоворотки (с разрезом ворота обычно слева), выпущенные поверх штанов и подпоясанные узким поясом-тельником. Поздние мужские рубахи шили выкройными, с зауженными рукавами, со вставками-поликами на плечах. У женщин получил распространение комплекс из нательной длинной рубахи и сарафана. Ранний вид рубахи имел туникообразный покрой, при котором одно или два полотнища холста перегибались через плечи, с отверстием для головы, и к ним пришивались боковые клинья и рукава. В поздней рубахе появились полики - прямоугольные и редко трапециевидные, косые рукава с обшлагами. Рубаха состояла из двух сшитых частей - верхней, называвшейся рукавами, и нижней, называвшейся становиной. Девушки в летнее время могли ходить в одной рубахе, а женщины надевали поверх ее сарафан - длинную плечевую безрукавную одежду. Сарафан обязательно подпоясывали поясом-покромкой. Сарафан признается исключительно русским национальным костюмом. Лингвисты, основываясь на данных языкознания, считают, что название его произошло от персидского слова серапа, что означает "с ног до головы". Сарафаны различались по материалу, покрою, украшениям. Они известны под разными названиями. Сарафан, сшитый из крашеного холста, повсеместно называли дубасом. Это название возникло от способа и материала окраски ткани, когда для этих целей широко применяли настой коры дуба или березы. Особенно широко бытовал косоклинный широкий распашной сарафан. На смену ему в конце XIX в. пришел круглый сарафан со сборками по талии из разнообразных покупных тканей, с узкими лямками и небольшим выступом на спине, называвшимся головкой или лапочкой. Самобытность сарафанному комплексу придавала верхняя одежда - короткие безрукавные на лямках душегреи и более длинные и с рукавами шугаи. В Прикамье одежду первого вида называли еще епанечкой, а второго - телогреей. Вместо сарафана на рубеже XIX-XX вв. стал внедряться новый комплекс одежды, так называемая парочка, состоящая из юбки и кофты. Этот наряд первоначально употребляло население городов и заводских поселков. Отсюда его заимствовали крестьяне. Замужние женщины всегда носили различные головные уборы - кокошники, чепцы, шамшуры (шашмуры), сороки, наколки, моршни, повойники, украшенные вышивкой, жемчугом, бисером, парчой, кружевными лентами. Основной вид кокошника имел поперечный полукруглый гребень с остроконечными выступами-концами, который обрамлял лицо. Некоторые виды кокошников, сохранившиеся в музейных собраниях Перми, Чердыни, Красновишерска, производят впечатление произведения высокого искусства. Свои особенности имели девичьи головные уборы. Девушки до замужества украшали прическу повязками, завязывая концы их сзади так, что темя оставалось открытым. Праздничные повязки шили из дорогих нарядных тканей, нередко украшали их жемчугом, бисером, золотым шитьем. Мужские головные уборы не имели такого разнообразия, как женские. Мужчины носили шапки из овчин, покрытые материей, валяные колпаки, но очень рано стали употреблять картузы, кепки, шляпы. Самыми распространенными видами женской и мужской обуви были лапти с прямым носком, кожаные коты без голенищ, кожаные сапоги - бахилы с высокими голенищами и пришитыми подошвами. Зажиточные люди заводили сапоги на каблуках и ботинки. Зимой носили валенки, изготовленные местными кустарями. Верхняя мужская и женская одежда в основе своей была одинаковой. Известны были разнообразные кафтаны с клиньями по бокам. Кафтаны, сшитые из холста, назывались шабурами, сибирками, из домашнего сукна - понитками, зипунами. Шабуры и сибирки имели сборы сзади, а понитки и зипуны оставались прямоспинными и одновременно расширяющимися книзу. С распространением фабричных тканей их стали шить из плиса, сукна, камки, парчи, с отложными воротниками и застежками. Зимой носили шубы и полушубки из выдубленных овчин, как нагольные, т.е. без покрытия, так и покрытые тканью. Верхнюю одежду подпоясывали широкими яркими поясами-кушаками. У состоятельного населения традиционная верхняя одежда стала вытесняться с конца XIX в. кафтанообразной поддевкой со сборами сзади. Под нее надевали косоворотку и брюки, заправленные в сапоги. В первой четверти XX в. одежда русских Прикамья была неоднородной. Расхождения в ней стали особенно глубокими под воздействием сложившейся социальной ситуации и различий в условиях жизни господствующих классов и народных масс. Крестьяне продолжали носить старые виды одежды. Такая же картина наблюдалась у старообрядческого населения и кое-где в сельской купеческой среде. Традиционная преемственность в одежде в некоторой степени обуславливалась еще тем, что сельское население продолжало выращивать лен и заниматься домашним прядением и ткачеством. Мещане, разночинная интеллигенция носила городской костюм - женщины юбки и кофты, пальто-коротеньки, платки, шали, а мужчины поддевки, пиджаки (пеньжаки) с лацканами, картузы, шляпы. Новшеством в женской одежде стали платья, но они имели распространение только в городской и заводской среде. Сельские жители их начали носить только с конца 1920-х гг. Хранителем традиционного русского народного костюма в наши дни остается в основном старообрядческое население. Однако его употребляют только во время праздников и обрядовых действий. У старообрядцев Красновишерского, Верещагинского, Сивинского, Лысьвенского, Чайковского, Куединского районов можно встретить русский костюм в виде целых комплексов (Старообрядческий мир Волго-Камья. Пермь, 2001. С. 194-211). В Верещагинском и Сивинском районах в наше время носят сарафаны не только из покупных материалов, но и из вытканных в домашних условиях еще в 1920-е гг. Разнообразное искусство русского народного костюма Прикамья стало предметом серьезного изучения только в последние десятилетия. Ценную коллекцию подлинных образцов народного костюма хранят музей Пермской области, но, к сожалению, многие из них не имеют полного описания. Стала бы очень полезной публикация музейного собрания в виде альбома с аннотациями. Г.Н.Чагин, А.В. Черных. Народы Прикамья. Пермь, 2002
|
||
|
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |