|
|||||
|
Туркменский костюмТуркменский костюм значительно отличается от национальной одежды соседей - узбеков и таджиков, - неся на себе отпечаток традиций и истории. Колоритные детали, отличающие костюм туркменов, заключают в себе зашифрованный смысл, обусловленный их назначением. Девушка в красном Девушка
в красном - мечта каждого туркменского холостяка. Ведь невест в старину
всегда одевали именно в красное: платье из красного шелка, сверху - халат
из красного сукна, внизу - красные шаровары. Кстати, и жених на свадьбу
обязательно надевал красную рубашку. Детей также старались одевать в красное. Ткани и каракульча Еще
в XIX веке одежду шили большей частью из домотканых материалов. Фабричное
сукно было привилегией богатых туркменов. Верхнюю одежду изготавливали
из армячины (некрашеная ткань из верблюжьей шерсти) или овечьего сукна. Простота без комбинаций Одежда туркмен проста и однотипна. Нательная туника, широкие шаровары, халаты,
шубы, тюрбаны, тахьи или тюбетейки составляли основу гардероба и мужчин, и женщин.
Наблюдались лишь небольшие различия в деталях. "Перекидывающийся",
а по-туркменски "яшары", - так называли традиционный крой: полотнище
ткани складывали по линии плеч, по бокам вшивали куски ткани (яаны), затем втачивали
рукава (омзы). Низ, как правило, не подшивали, перед не разрезали, оставляя
полотнище глухим до низа. И мужские рубахи, и женские платья, сшитые так, называли
одинаково - койнек. Для кормящих матерей делали специальные разрезы на груди
(чага ор), расшитые оберегами. Вырез вырезу рознь Разновидности койнека отличались только вырезом горловины. Округлый вырез (тегелек
яка) считается самым древним. Его еще называли "суффийским воротом",
что указывает на использование его в одежде духовенства. Позже круглый вырез
стал характерным исключительно для одежды стариков и детей. Вертикальный вырез
называли "ша яка" (с туркменск. - "царский ворот"). В начале
XX века стали шить рубахи с отложным воротником, который называли "орс
яка", что значит "русский воротник". На женских койнек вырез
для головы делали круглым, с разрезом впереди. Для молодых разрез делали побольше,
для старух - небольшим. Халат - от холода, шуба - напоказ Халаты дон - и мужские, и женские - шили распашными, но без застежки. Их просто запахивали. А подвязывали поясами из шерсти с кистями тогда, когда надевали сразу несколько халатов, или опоясывались сложенным платком гушаком (слово происходит от русского "кушак"). Туркменский легкий халат пахтасыз или стеганый дон были не очень широкие, их длинные, зауженные книзу рукава собирались складками у локтей. Шубы для туркмен были предметом гордости и одеждой для торжественных случаев. Праздничные шубы шились из шкурок ягнят, особо парадные шубы - из каракульской силкме. Их не носили постоянно, как на севере. Если становилось холодно, надевали несколько теплых халатов. В мороз как повседневную верхнюю одежду шубы носили только старики. Нагольные шубы - ичмек, поссун, постун - были попроще. Их шили из овчины мехом внутрь, длиной до пола, с очень длинными рукавами и широкими. Соком граната выкрашивали в коричнево-желтый цвет. Шубы носили в рукава, когда уезжали в дальний путь. Находясь в селении, их просто накидывали на плечи поверх халатов. Отправляясь в дорогу, утеплялись, надевая сверху туникообразный шерстяной чекмени - суконный халат, расшитый на спине и с боков оберегами. Чабаны в качестве верхней одежды использовали специальную войлочную накидку ойлук, типа кавказской бурки. Когда ее вешали на палку, получался шалаш, укрытие от жары, ветра, холода. Женские шубы ичмек были короче, и шили их из шкурок мелких зверей и лапок лисиц. Поверх меха пришивали шелк или красный бархат, полы вышивали. Халат на голову - и по гостям Назначение туркменских женских халатов было разным: чырпы или пуренджек, например, по виду - халат, по назначению - головная накидка. Это почти узбекская паранджа, но без скрывающего лицо чачвана. Бедные женщины не часто имели халат на каждый день и теплую верхнюю одежду, при необходимости они набрасывали халат мужа. Легкие халаты - дон, чабыт и курте - считались у туркменок праздничной одеждой: в них выезжали на базар, в гости и на свадьбу. Их шили короче мужских, украшали вышивкой и серебром. Дон - довольно широкий и просторный, чабыт - чуть приталенный. У чабыта полы изнутри украшали вышивкой и отворачивали наружу, закрепляя по бокам серебряными пуговицами. В старину женщины носили курте - глухую, нераспашную стеганую верхнюю рубаху с разрезом на плече. Его надевали через голову. На длинных, ниже кистей, рукавах делали прорези для рук. Курте шили из красного шелка, однако богатые женщины могли себе позволить курте из кашемира, украшенный пышной многоцветной вышивкой, серебром и сердоликом. Украшение одежды Одежду туркмены украшали очень скромно: узкий геометрический орнамент из точек,
черточек и парных завитков пускали по вороту, краям одежды и вдоль разрезов.
Основания разрезов закрепляли особенно плотной, яркой гладью, называемой "гуртыкин"
или "пугтама". Вышивкой также украшался и низ штанов, но преимущественно
у молодых людей. Свадебный наряд и корона из теста Особой роскошью отличался костюм туркменской невесты: сшитый из красной гермези
кетени свадебный халат чекмени на плечах, рукавах, спине расшивался оберегами
дога, с которыми соседствовали вышитые фазаны, козлы, верблюды, всадники и женщины
с разведенными в стороны руками, в длинных платьях и лучами вокруг головы. Самой
удивительной частью костюма невесты была хасаба (или хасава) - высокий (до 30
см и выше) головной убор, расширяющийся кверху, отзвук древнего ритуального
головного убора, связанного с культом богини плодородия. Остов его делали из
нескольких слоев ткани, склеенных между собой густым тестом. Верхнюю часть делали
из уложенных кольцами жгутов травы. У некоторых групп туркмен хасабу полностью
лепили из жгутов травы или соломы. Всю эту конструкцию обертывали красным шелком,
поверх нашивали полосы из черного или синего плиса или бархата, которые украшали
серебряными и золотыми квадратиками и кружочками, золотом, сердоликом в серебряной
оправе, подвесками, спускающимися на лоб. На висках прикрепляли длинные серебряные
цепочки с пластинами в виде женских фигурок. Верх некоторых хасабов украшали
остроконечными деталями, и от этого они очень напоминали короны или тиары. Поверх
такой массивной короны накидывали шелковое красное покрывало или пуренджек,
на котором были вышиты стилизованные ветки с листьями и цветами. Не каждая семья
могла позволить себе хасабу, украшенную червонным золотом и серебром, в этом
случае ее просто одалживали у богатых соседей. Головные уборы Головные уборы мужчин были двух видов: мягкая шапочка типа тюбетейки, называемая
тахья, борик, калпак (именно с первым гласным "а"), и меховая шапка. "Ателье" № 1/2005 Текст Марина Малахова
|
|
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |