|
|||||
|
Украинский народный костюмТрадиционный украинский костюм - это яркие краски, пышные сборки, богатые вышивки, цветы, ленты, серебро и кораллы... Южнорусская простота с привкусом восточной роскоши, любовь к которой украинцы переняли у соседей-кочевников, и налетом западной изысканности, доставшейся в наследство от других соседей, поляков, - вот что такое украинский костюм. Основу женского костюма составляет длинная рубашка - кошуля, сорочка. Она длиннее мужской и состоит из двух частей - нижняя часть (пiдтичка) шьется из более грубой материи. Цельные женские рубахи (додiльнi) у украинцев считались парадной одеждой, так что носили их исключительно по праздникам. На западе Украины особой популярностью пользовались т.н. польские рубахи - с воротником. На востоке предпочитали рубашки, собранные у ворота в мелкую сборку. Широкий вышитый рукав также собирали у запястья в складки под манжет. Отличительная особенность украинской женской рубахи - богатая вышивка не только по груди и рукавам, но и по подолу. Незамужние девушки носили подпоясанную нарядным кушаком рубаху на манер платья. После свадьбы к рубахе добавлялась т.н. поясная одежда - понева. Статусная деталь туалета, полагавшаяся исключительно замужним женщинам. Понева - своего рода передник, только надевается он задом наперед. У украинцев существовало три разновидности этого типа одежды: повседневные запаска и дерга (однотонные, безо всяких украшений), а также праздничная плахта (как правило - в крупную клетку). Дерга (обычно из черной или неокрашенной ткани) представляла собой сшитое из нескольких кусков ткани полотнище длиной около трех метров и сантиметров 60-70 шириной. Полотнище это собирали в складки сзади под пояс так, чтобы подчеркнуть пышность форм. Запаска (также однотонная, из синей, красной или зеленой тонкой шерсти) отличалась от дерги в основном пришитыми к верхним углам тесемочками, которые завязывали на талии, и лишь после этого надевали сверху пояс. Как правило, женщины носили две запаски, часто разного цвета: одна (позадниця, задниця) прикрывала туловище сзади, другая (попередниця), более узкая, надевалась спереди. Впрочем, нередко вместо попередницы надевали вышитый и украшенный лентами передник - так оно выходило наряднее. По праздникам украинки облачались в плахты, по фасону практически не отличавшиеся от дерги и запаски, но богато расшитые и ярко украшенные. В XVI-XVII веках высшим шиком считалась плахта из цветного шелка, золотой или серебряной парчи. В более поздний период практически повсеместно популярность приобретает клетчатая плахта, по выражению Гоголя, "пестрая, как шахматная доска". Надо заметить, что этот шахматный орнамент на плахте был не выткан, а вышит шелком или цветной шерстью. К началу XIX века плахта постепенно трансформируется в юбку (спiдницу). К слову, кое-где в Полесье шерстяные полосатые юбки-андораки популярны по сей день. Изобилующий лентами и вышивками украинский женский костюм не может считаться полным без украшений, которые должны были не только радовать глаз, но и отгонять своим звоном всевозможную нечистую силу, беды и болезни. С этой же целью - отогнать беды - носили на шее многочисленные образа, богато расшитые ладанки с мощами святых и молитвами. Любимыми украшениями украинок исстари были серьги и монисто. Другой неотъемлемой частью традиционного украинского костюма (причем как женского, так и мужского) является пояс. Вообще, пояс в мифологическом сознании восточных славян играл роль оберега, защиты человеческого тела. Знаменитые украинские венки - классический головной убор незамужней девушки - изготавливались из лент и искусственных либо живых цветов. Все эти цветы и ленты, украшавшие особым образом уложенные на голове косы, должны были образовывать нечто напоминающее богатую корону. В отличие от девичьих венков женские головные уборы полностью укрывали волосы. Появиться простоволосой, с непокрытой головой перед людьми (будь то даже родственники) для украинской, да и для любой славянской женщины всегда считалось верхом неприличия. Одним из самых распространенных головных уборов замужних женщин был (а кое-где и по сей день остается) обычный четырехугольный платок, прообразом которого на Украине считается головное покрывало (намiтка, перемiтка, серпанок) - длинное полотнище, завязывавшееся сзади так, чтобы концы свободно свисали вдоль спины. Подобный головной убор сохранился в качестве национального в западных районах Украины. В некоторых районах женщины носили кибалку (хомевку, хомлю) - обруч, на который украинки накручивали волосы, служивший своеобразным каркасом для прически. Поверх получившегося сооружения надевали очипок - такой мягкий чепец. Он завязывался шнурком, продернутым сквозь подшивку. Чепцы шили самые разные, из холста, шелка, золотой и серебряной парчи, цветной шерстяной материи. Фасоны тоже различались: существовали чепцы польского образца, а, скажем, восточноукраинский седловидный чепец с двумя стоячими гребнями поперек головы - это вариация на тему русского кокошника с двумя гребнями. Мужские головные уборы украинцев также весьма разнообразны - это меховые, шерстяные, суконные шапки конусообразной, цилиндрической или круглой формы. В сущности, мужской украинский костюм очень похож на русский и белорусский. Та же рубаха из конопляного или льняного полотна, которая часто служила и верхней одеждой, те же шерстяные или суконные штаны. Только в отличие от русских или белорусов украинские хлопцы рубаху носили не навыпуск, а заправляя в штаны - этот обычай они позаимствовали у соседей-кочевников. Из наштанных украшений также стоит отметить вышивку желтыми или зелеными шерстяными нитками, которой украинские гуцулы украшали нижний край штанины. Концы штанин, разумеется, отгибали наружу. Чтобы красоту было видно. На талии штаны закрепляли шнурком либо ремнем с пряжкой, поверх которого наматывали нарядный пояс. Текст: Екатерина Костикова. "Земна краса такою не буваить", журнал "Националь" №3/2004 На фотографиях представлены украинские костюмы, сшитые в нашем ателье.
|
|
|
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |