|
|||||
|
Среднеазиатские шелковые тканиЛегенды о том, как в Средней Азии возникли узоры на пестрых атласных тканях, так же разнообразны, как и их расцветки. ... современные шелка - лишь жалкое подобие старинных абровых тканей Согласно одной легенде, когда ткачу наскучило делать одни и те же ткани, он придумал новые рисунки, повторяя очертания бегущих облаков - абр, отразившихся в воде пруда. По другой - ткач пролил масло для светильника в хауз - водоем, чтобы в радужных пятнах разглядеть новые орнаменты тканей. Как было на самом деле - уже не узнать. Тайна происхождения узоров на шелке осталась в древнейших временах, когда из Китая в Среднюю Азию проходил Великий шелковый путь. Попытка разгадать эту тайну привела меня к знакомству с Таиром Таировым, который собрал уникальную коллекцию произведений традиционной культуры среднеазиатского региона. Большинство экспонатов этой коллекции относится к XIX веку - периоду расцвета шелкоткачества и началу XX века, когда традиционное искусство текстильщиков клонилось к закату. Семья Таировых жила в Ташкенте. Ходили в гости в Старый город, где еще можно было увидеть людей в старинных одеждах, сверкающих на солнце невероятными красками. Потом эти наряды стали постепенно исчезать - люди переоделись в современные костюмы. Но остались воспоминания о родственниках по материнской линии, среди которых многие владели каким-нибудь ремеслом - вышивали, ткали, шили национальные костюмы. Может, поэтому переплетения шелковых нитей оказались для доктора международного права, профессора Таирова привлекательнее хитросплетений международной политики, в которой он принимал участие до того, как увлекся коллекционированием. Так я узнала, что секрет эффектной живописности наших среднеазиатских тканей заключался, прежде всего, не в необычных узорах или сочетаниях цветов, а в особой технике нанесения декора на шелковые ткани, известной в Европе под загадочным названием "икат". Слово это в переводе с малайского языка означает "перевязывать". Однажды мастер перевязал не саму ткань, а подготовленные для работы нити основы и покрасил их в разные цвета. В результате появились уникальные по своей природе ткани, с характерными, будто бы размытыми узорами: расплывшиеся пятна, капли, брызги. Все это создавало восхитительную иллюзию движения цвета, очертания расплывчатых контуров облака. Поэтому в Средней Азии эта технология шелкопрядения получила название "абрбанди" (от персидского - обвязанное облако), а ткани, полученные таким путем, называют абровыми. Примечательно, что столь длительный и весьма трудоемкий процесс выполнялся исключительно вручную. Икаты были распространены вдоль всего Шелкового пути, но никто не знает точно, где они зародились. В любом случае, истинного расцвета эта техника достигла лишь в Средней Азии в XVIII-XIX веках, став для европейцев своеобразным символом этих сказочных мест. Центрами производства абровых тканей - икатов - были города Ферганской долины, а также расположенные на территории современного Узбекистана Самарканд, Бухара, Хива, Шахрисабз, Китаб. Там из них шили дорогие платья, парадные халаты, покрывала, скатерти и одеяла. Такая одежда была не повседневной и поэтому бережно хранилась в сундуках. Интересно, что многие шелковые ткани носят "царские" названия: шохи (шахская), подшохи (падишахская), ханатлас (ханский атлас). Возможно, это связано с тем, что эти ткани были преимущественно в обиходе знати, бедняки носили одежду из хлопка. Расцвет абрбанди в Средней Азии был не случайным. В этом регионе существовали древние традиции шелководства и производства шелковых тканей, чему способствовали местный климат, натуральные краски из корней, плодов, листьев и цветов растений, наличие спроса и рынка. Недаром и сегодня красотой изготавливаемого вручную шелка места эти славятся на весь мир. Знаменитый узбекский икат в старину считался роскошью, самым драгоценным товаром, из которого делали деньги, которым платили дань и рассчитывались при торговых сделках. Шелк удивительно многолик. Он сохраняет прохладу летом и отдает тепло зимой, украшает во время праздников. В зависимости от того, каким способом его окрасили и выткали, он смотрится как совершенно разные ткани. Однако в XX веке, с появлением текстильной промышленности, икаты делать разучились. Машинный способ оказался дешевле и доступнее древнейшей и уникальной техники. Конкуренция с привозными тканями, видимо, окончательно предала забвению икаты. И хотя сегодня возрождается ручное ткачество, современные шелка - лишь жалкое подобие старинных абровых тканей. Невозможно передать рукотворность кустарной ткани, ее неповторимую шероховатость, ее шелест. Таир Фаридович говорит, что в абровых тканях удивляет разнообразие и выразительность узоров. Каждая ткань - живописный шедевр. Вполне естественно, что самое сильное впечатление абровые ткани произвели именно на художников: полотна В. Верещагина запечатлели хивинских воинов и вельмож в роскошных шелковых халатах... Сегодня абровые ткани приравниваются к другим произведениям мирового искусства. Они представляют высочайшую эстетическую ценность. К тому же вся традиционная одежда до сих пор хранит в себе многие народные верования. Считается, что магическая благодать передается не только через обрядовые действия, но и через подарки, вручавшиеся хозяевам и гостям во время праздничных торжеств. Отрез дорогой ткани, например, ханатлас - лучший подарок. Жаль, конечно, что никто не заботился о сохранении абровых тканей. Люди, создавшие эти вещи и носившие их, давно ушли из жизни. С ними "ушла" еще одна богатая традиция наших предков... Но, может быть, не все еще потеряно. Пока есть такие люди, как Таир Таиров. Текст: Мадина Мамаднабиева. "Облако в шелках", журнал "Националь" №5/2004
|
|
|
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |