Ткани домашнего производства у пермских татар (конец XIX - нач. ХХ вв.)
Сафина Ф.Ш.
В конце XIХ-начале XX веков одним из наиболее
распространенных подсобных промыслов у народов России, в том числе и у
пермских татар, было домашнее ткачество.
Главным исходным
материалом для ткачества являлось как растительное (лен, конопля), так и
животное (шерсть) сырье. Широко употреблялись также фабричные хлопчатобумажные
(киҗе)
и шерстяные (каҗимбир) нити. Обилие различных
типов пряжи создавало возможность производить их сложное сочетание в одной
ткани. Например, в узорах на полотенцах, выполненных закладной техникой, нередко
сочетаются хлопчатобумажные, льняные и шерстяные нити. Это диктовалось
стремлением разнообразить фактуру и цветовую гамму изделий.
Наибольшее распространение
имели ткани, выполненные путем простого
полотняного переплетения нитей.
В зависимости от цвета
ниток изготовлялась одноцветная ткань или пестрядь (алача).
Одноцветная ткань, чаще крашеница, употреблялась для
изготовления женских рубах. Из белой льняной ткани шили рубаху для жениха (кияү күлмәге), мужские передники (запон),
нижние шаровары и рубахи для пожилых мужчин.
Пестрядь (в клетку и
полоску) является наиболее распространенным видом узорной ткани пермских
татар. Она шла на пошив мужской и женской нижней одежды, женских передников и
в очень большом количестве для наволочек, скатертей, занавесей, салфеток.
Способ получения рисунка в
пестряди прост. При приготовлении основы берутся разных цветов нити строго по
счету, согласно задуманному рисунку. В процессе работы может использоваться
один уток цветной или белый, тогда получится рисунок в полоску, если же по утку
брать такое же чередование цветных нитей как по основе, то получится клетка. В
зависимости от целевого назначения ткани, сочетание полос и размеры клеток
делались различными. Так, для пошива нижней поясной одежды (ыштан) чаще изготовляли полосатую пестрядь в мелкую
продольную полоску в четыре нити, а для женской верхней одежды чоба полосы делались несколько широкими (иногда происходит
чередование крупных и мелких полос). Пестрядь в клетку (4-5 нитей) использовалась на мужские и женские
рубахи, а в крупную (15-20 нитей) на занавеси, скатерти, наволочки. Дифференцированный подход заметен и при
выборе колорита ткани. Так, при пошиве мужской одежды, особенно одежды старшего
поколения, воздерживались от ярких тонов и чаще
использовалась двухцветная пестрядь (сине-белая). Колорит женской одежды
(чоба, рубах, фартуков) был яркий. Здесь имеет место
сочетание трех, четырех и более тонов (синего, красного, белого, желтого).
Например, в д. Усть-Турка Осинского уезда при изготовлении
ткани для женских "чоба" ткачихи использовали
до семи различных тонов, причем основным оставался темно-красный; другие цвета - полосы (синий, желтый, белый,
зеленый, голубой, черный), хотя и являются не доминирующими, но в результате
сочетания их по принципу контрастности цветов, создают впечатление красочности
и пестроты.
В конце XIX в., как отмечалось выше, пермские
татары в домашнем ткачестве широко использовали фабричную хлопчатобумажную нить
различных расцветок, что позволило им больше разнообразить фактуру, качество и
расцветку тканей. Например, значительное распространение получило производство
домашней ткани "сарфинка" (от русского
"сарпинка"). По своим качествам сарфинка
приближается к традиционной алача,
отличаясь от нее лишь меньшей плотностью;
использовалась она в основном для пошива женских рубах.
Разновидность пестроткани
пермских татар представляла алмаша алача. При этом для
основы брали нити красного, а утка - синего цветов. В результате образовалась
ткань с красно-синим оттенком. Она использовалась для пошива женских рубах.
Довольно широкое
распространение среди пермских татар получили пестрядинные в клетку полотенца тастар, по белому фону, по вертикали пропускают (2 нити)
красные полоски и такие же полосы повторяются по горизонтали. Масштаб клеток
средний (приблизительно в два пальца ширины). Полотенца в клетку бытовали
среди сергачской группы мишарей. Но здесь клетчатый
фон проходил лишь по средней части полотенца и не принимал участия в создании
композиции узора на его концах. На полотенцах же пермских татар пестрядинная
основа, проходя по всей его длине, входит в создание композиции узора (узорные
или просто цветные, затканные в технике простого полотняного переплетения (атып суккан тастар),
горизонтальные полоски чередуются с полосой пестряди в клетку, которая
представляет продолжение фона всего полотенца).
Широкое распространение
среди пермских татар имели ткани с браными узорами (чүпләм). В технике ткачества
выделяются две разновидности: двухуточное и многоуточное (выборное) бранье. Двухуточная браная ткань
отличается от других видов узорного тканья по ряду признаков. Прежде всего,
узор в браной ткани всегда бывает двухцветным: цвет фона белый, цвет орнамента
- красный. Чаще он проходит
поперечными полосами той или иной ширины, что объясняется самой техникой
исполнения. Есть еще очень важная черта, отличавшая двухуточные
браные ткани: узор с изнаночной стороны, хотя по контуру тот же, что и с
лицевой, но является по отношению к нему негативным (там, где фон, здесь
становится узором и наоборот). При этом процесс создания ткани и ее
орнаментации ведутся параллельно. Для получения двухцветного узора ткачиха
набирает нити основы на дощечку-бральницу (чүпләм калагы) и в образованный зев пропускает цветной уток, а
сзади за нитченками вставляет тонкую круглую палочку (шәбе). Для того,
чтобы закрепить набранный узор, нередко вставляют до 40 палочек. Очень часто
вместо палочек использовали бральные нитченки (apт көрес), находящиеся позади основных
нитченок. При этом способе узор, набранный один раз, мы повторяем много раз,
т.е. ткачиха заготавливала много концов одинакового узора, которые затем
пришивала к основе полотенца, по мере необходимости. Использование бральных нитченок, при ткачестве орнаментированных концов
полотенец, было также характерно для техники браного тканья казанских татар Заказанья и башкир.
Техника выбора при многоуточном браном ткачестве характеризуется тем, что
каждая орнаментальная форма выполняется отдельно своей узорной нитью, которая
не выходит за пределы этой формы. Остальные условия те же, что и в браном двухуточном ткачестве - фон ткется полотняным переплетением, зев для прокидки
узорных нитей образуется от дощечки; только челнок для прокидки
узорного утка здесь уже не применяется. Если двухуточные
браные узоры располагались сплошной полосой по всей основе в виде непрерывного
более или менее сложного геометрического рисунка, то многоцветные
"выборные" располагались как бы кустами (разбросанно).
Узорные
ткани, выполненные с помощью выборной техники, имели широкое применение в быту
пермских татар, в том числе и при пошиве одежды (женских рубах, фартуков, чоба, жениховых штанов (кияү ыштаны).
Но особенно широко ткани с многоцветными узорами использовались для занавесей (күбәләкле чаршау) и скатертей
(күбәләкле өстәл ябкыч). Занавеси обычно ткались из льняных и
хлопчатобумажных нитей на пестрядинной
основе, а многоцветные выборные рисунки нередко выполнялись фабричной шерстяной
пряжей (кәҗимбир)
разных расцветок: красной, синей, желтой.
Главным выразительным
средством при многоуточной технике является цвет и
орнамент; расположение орнамента сетчатое. По композиции и цветовому, решению к
занавесям примыкают скатерти, только выборный узор здесь наносился по гладкому
полотняному фону. Выборная техника использовалась и при орнаментации концов полотенец.
На полотенцах некрупные, одинаковые по форме геометрические фигуры выбраны по
красному или по белому фону. Композиция узора, как и узора, выполненного
двухцветной браной техникой, линейная. Центральная, более широкая полоса обычно состоит из трех
геометрических фигур. Фигуры сопровождающих полос более мелкие. При
изготовлении узорных концов полотенец иногда применяли оба вида браного
ткачества: двухуточного и многоуточного
(двухцветные линейные узоры чередовались полосой с многоцветным узором). Такая
комбинированная техника при орнаментации ткани использовалась также татарами-кряшенами елабужской
группы.
Пермским татарам известна
и закладная техника ткачества (кыешлы суккыч,
көч төшереп суккан). Закладные узоры чаще многоцветные.
Встречаются заклады с щелями (нити закладок не переплетаются
с нитью основы и здесь образуются щели) и без щелей. Концы нитей закладывается
в порядке очередности в зев, образованный от двух ремизок, как для
изготовления простого полотна сначала слева направо, потом после смены зева -
справа налево и так далее. Переплетение при этом полотняное, чем и объясняется
гладкая фактура узора, меняется только цвет. Закладная техника применялась при
орнаментации паласов и концов полотенец. Украшенные закладными узорами
полотенца пермских татар многокрасочны. По характеру орнаментов и композиционному
решению они напоминают закладные узоры на полотенцах казанских татар, особенно
в периферийных группах (чепецких и других). Но в
пермских закладах палитра, пожалуй, богаче: часто встречаются малиновые,
голубые и черные цвета. Это, возможно, объясняется соседством башкир, для
декоративно-прикладного искусства которых особенно
характерна многокрасочность. Среди пермских татар некоторое распространение
имели и ткани, выполненные путем саржевого переплетения, в технике многоремизной (с применением 4, 6, 8 и более ремизок и
соответственное же количество подножек). В зависимости от хода подножек на многоремизной заправке стана можно получить самые
разнообразные узоры. Рельефность фактуры ткани достигается чередованием льняной
нити в основе с шерстяной нитью в утке, которая ложится на поверхности
ткани плотными очень рельефными
настилами. Полушерстяные ткани, выполненные многоремизной
техникой, чаще использовались при пошиве верхней мужской одежды (пиджаков,
брюк) и изредка для женских рубах. Из чисто шерстяной ткани (полотняного или
саржевого переплетения) путем дополнительной обработки получали сукно, которое
использовалось для пошива верхней одежды (чекмин),
суконных чулок (тула чөлкә).
В целом у пермских татар
были выработаны единые с казанскими татарами и, отчасти, мишарями приемы
ткачества, ассортимент тканых изделий, орнаментика. Имеющиеся некоторые особенности
в колорите тканей, в композиции узоров обусловлены соседством других народов,
особенно башкир.
Данная статья из книги "Пермские татары", Казанский филиал Академии наук СССР, Казань, 1983