Этнографические параллели татар и народов Средней Азии
(по материалам ткачества)
Сафина Ф.Ш.
(Казань)
В исследованиях по этногенезу и истории культуры татар, сопоставления
со среднеазиатским этнографическим материалом встречаются постоянно близость
исторических традиций татар с народами Средней Азии. Элементы этой близости
прослеживаются наиболее ярко на материалах ткачества. Общность в ткачестве
татар с народами Средней Азии объясняется их генетическим родством, а
также историко-культурными связями.
Изучение татарского ткачества в сравнительном плане дало возможность
институту выявить многие черты, характерные для тюркских народов. Общие
черты прослеживаются в технике ткачества, в технических приемах, в орнаментации,
в колорите украшаемых изделий и их функциональном назначении.
В этнографической литературе имеется мнение о том, что у татар существовали
два последовательно сменяющихся друг друга типа ткацких станов - вертикальный
и горизонтальный (сообразно расположению основы). Первый из них применялся
в прошлом многими тюркскими народами, а что касается татар, то он очевидно,
в технологии их ткачества был вытеснен горизонтальным типом еще до этнографически
фиксируемое время. Но то, что он был, не вызывает сомнения, так как на
архаичном типе вертикального стана татары до начала XX в. и даже несколько
позже ткали рогожу для кули.
Наиболее древними и как бы предшествующими национальной специфике татарского
ткачества являлись ткацкие станы без рамы и с неразвитой рамой. При этом,
в их деталях наблюдались близкие черты, восходящие к традициям степного
ткачества. "Татарский ткацкий станок примитивного типа, - писал Н.И.
Воробьев, - вероятно, есть пережиток какого-то древнего стана степного
типа с разделенными стойками для крепления пришвы, к которому приспособлена
после оседания на месте и перенесения ткачества в избу" [1. с. 116-117].
Следует отмстить, что показатели тюркских черт в татарских станах, восходящие
к традициям ткачества степных народов, прежде всего подкрепляются параллелями
с примитивным станом у узбеков, описанный М. Гавриловым [2, с.46-54 ]
и у киргизов, описанный Т.Н. Смешко [3, с.211-226].
Этнические и культурно-исторические связи народов в известной мере отражаются
также в колорите ткани. Традиционный белый холст в одежде татар, очевидно,
имеет весьма древние корни, взаимосвязанный с культурным пластом общих
для народов Волго-Камья. Как излюбленный цвет он отмечается у многих народов,
в том числе и у народов Средней Азии. Под названием "карбос"
известны у таджиков, под термином "буз" - у узбеков. Показательно,
что как и татары, народы Средней Азии использовали для пошива одежды для
преклонного возраста.
Наиболее излюбленным цветом у татар Заказанья у мишарей Сергачевского
р-на Горьковской области были синяя крашенина. Отметим, что у туркмен
и других народов Средней Азии мужские рубахи и штаны шились из синего
холста.
У каракалпаков в состав праздничного костюма молодухи входило синее
платье, расшитое крестом, цветным шелком. Видимо, это связано с распространением
соответствующих красителей. Синий цвет оттеснил на время излюбленные цвета
женских платьев красные, оранжевые.
Свои особенности имеет ткань "кламбит" (ткань, похожая на
среднеазиатскую ткань "эдрес"). Для ее изготовления бралась
хорошо обработанная золой промытая, высушенная и разрезанная "карта"
- толстая кишка, которым обертывали пучки нитей, оставляя промежутки.
При опускании их в краситель красились незащищенные места нитей. Из них
ткали холст (полотняным переплетением) и шили женские рубахи (кламбит
кульмек). Такие рубахи отмечены у казахов.
Общие черты прослеживаются в технических приемах изготовления тканей.
Как известно, закладная техника тканья с древнейших времен была знакома
народам Средней Азии, у которых она применялась главным образом в ковроткачестве.
Мы присоединяемся к мнению башкирских этнографов, которые считают, что
безворсовое ковроделие представляет древнейшее самобытное явление в искусстве
кочевых племен, занимавших в I - нач. II тыс. н.э. обширные степи северо-западной
и юго-восточной Европы [4, с.45]. Очевидно поэтому, формы геометрических
узоров, своеобразные мотивы композиционными особенностями закладных узоров
у татар, прежде всего обнаруживают много общего с орнаментикой ковровых
изделий тюркских народов: узбеков, каракалпаков, казахов, киргизов.
В районах Восточного Закамья и Уфимского Приуралья нам довелось встретить
узорные паласы целиком тканые из овечьей шерсти. Орнамент шерстяных паласов
геометрический. Основными элементами его являются цветные извилины в виде
стрел, ромбов и т.д. Аналогичные узоры встречаются в безворсовых коврах
многих народов Средней Азии.
Закладными узорами обычно украшались бытовые предметы - концы декоративных
полотенец: реже скатертей. Закладная техника ткачества имела широкое бытование
примерно до середины XIX в. К концу XIX в. закладное ткачество у нас сохранилось
только в отдельных регионах.
Что качается мотивов орнаментации закладных полотен, то они как и в
браных были составлены из простых и чередующихся полос, заполненных геометрическими
узорами в форме ромбов, стрелок, квадратов, зубов и вертикальных извилин.
Композиционно эти полосы с многоцветными узорами по кромке обрамляли несколькими
тонкими линиями разной цветности. По композиционному расположению закладных
узоров и их взаимосочетанию, пропорциям, масштабам и колористическим соотношением
татарские декоративные полотенца с закладным тканьем с поразительной точностью
воспроизводят мотивы орнаментики ковровых изделий народов Средней Азии.
Такое сходство узоров могло сложиться лишь в результате непосредственных
и длительных взаимосвязей татар с тюркскими народами Средней Азии.
Общие черты с народами Средней Азии прослеживаются и в терминологии
тканых изделий. Если взять татарский термин "алача" (пестрядь),
то он одинаково с алача туркмен, каракалпаков, казахов, узбеков, башкир
и некоторых других народов. Сказанное дает основание говорить об общих
древних корнях происхождения пестряди у этих народов и татар. В Арском
районе "алача" называют "сэренже". Этот термин встречается
у тобольских татар, у туркмен называется "сэренде", у уйгуров
"сэренже", у киргизов "серинже". Возможно, пестрядь
раньше называлась "сэренже".
Общие черты прослеживаются и в производстве валяного сукна. У южных
киргизов, узбеков ткали неплотную ткань. Затем полученную ткань заливали
кипятком и, когда вода остывала, разминали ногами, отчего ткань становилась
плотной, превращалась в сукно. Аналогичный способ изготовления сукна зафиксирован
нами у татар-кряшен.
Эти и другие примеры довольно убедительно говорят об общих корнях ручного
ткачества татар с ткачеством тюркских народов Средней Азии и Казахстана.
1. Воробьев Н.И. Казанские татары (этнографическое исследование материальной
культуры дооктябрьского периода).- Казань, 1953,- С.116-117.
2. Гаврилов М. Ткацкое искусство узбекской женщины //Народное хозяйство
Средней Азии.- Ташкент, 1927.- №1, 2.- С.46-54.
3. Смешко Т.Н. Ткани в одежде киргизов (вторая половина XIX - нач. XX
вв.) //Костюм народов Средней Азии: Историко-этнографические очерки.-
М.: Наука, 1979,- С.211-226.
4. Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В.: Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное
искусство башкир.- Уфа, 1964 -С.45.
Труды международной тюрклогической конференции "Языки, духовная культура
и история тюрков: традиции и современность", Казань, 1992г