|
|||||
|
Кожа "Булгари" (К взаимосвязям казанских ремесленников)Р.Г. Мукминова Булгарское государство на Волге и пришедшее на его смену Казанское ханство экономическими и культурными узами были связаны со многими странами. В X в. в списке товаров Хорезма значительную часть составляли транзитные из Поволжья. Постоянные торговые связи с Булгаром поддерживали Нишапур и Себзевар 1. Разнообразные товары шли по дорогам, связывающим Поволжье со Средней Азией. Для характеристики масштабов торговли между Казанским ханством и городами Средней Азии можно привести несколько примеров. К периоду независимости Казани относятся указания о находящихся здесь средеазиатских купцах - "тезиках" (таджиках). За одним из урочищ, располагавшихся в центре города, закрепилось название "тезицкий ров". Некоторое представление о числе приезжих торговцев могут дать сведения (возможно, несколько преувеличенные), приведенные в летописи "История о Казанском ханстве", согласно которому во время осады Казани войсками Ивана Грозного здесь находилось пять тысяч бухарских и самарканских купцов. О значительной роли торговли Казани с Бухарой говорит также наличие группы людей из числа казанских татар, которые известны были как "Бухара юртучи" 2, дословно: "везущие в Бухару". Важное торговое значение Казани отметил в XVI в. посетивший Россию Маржарет 3. Булгар (Болгар) на Волге, по словам Махмуда Кашгарского, "один из известных городов тюрок" 4, был крупным средневековым центром ремесла и культуры, городом, особенно прославившимся, как позже и Казань, кожевенным производством. Волжские мастера изготовляли кожу "булгар" ("булгар"), используя для этого шкуры молодых рогатых животных. Выработка этой, отличавшейся мягкостью, пластичностью и устойчивостью к многократным изгибам кожи, была связана со сложным технологическим процессом и требовала высокого мастерства. Получившая название по месту своего происхождения - города Булгар на Волге, кожа эта сохраняла первоначальное название и спустя много столетий, когда кожевенное производство булгар наследовали другие ремесленные центры - Казань, а "позже,- как отметил В.В. Бартольд,- русские" 5, а еще позже - Бухара. В этом отношении судьба "булгари" напоминает судьбу названия самого города и царства Булгар: и много лет спустя после распада государства и захирения его столицы, Булгар, а основном применительно Казанского ханства, продолжает упоминаться в источниках, в частности, среднеазиатских 6. Булгар как страна рассматривается в сочинении Султана Мухаммада (ум. в 1573 г.) "Маджма' ал-гараиб" ("Собрание чудес") и др. Анализ содержания соответствующих строк этих сочинений показывает, что название страны Булгар было настолько распространенным, что еще в XVI-XVII вв. среднеазиатские историки продолжали использовать его, уже применительно Казанского ханства, хотя самого Булгарского государства к тому времени давно уже не существовало. "Булгари" была широко известно на Западе и Востоке. Известный исследователь Т.А. Хлебникова пишет: "Недаром в языках народов Европы и Азии именно в названии кожи "булгари" запечатлелось слово "болгар" 7. С конца XVI в. экспорт этой кожи, "которая производилась татарами в Казани", как отметил А.Беннигсен, стал монополией государственной казны России. Отсюда она импортировалась в Турцию. То обстоятельство, что название "булгари" встречается в среднеазиатских письменных источниках позднефеодального периода дает основание полагать: эта кожа продолжала находить спрос в Бухаре, Самарканде и других городах этого региона на протяжении многих столетий. Обычно товары, вывозившиеся из Средней Азии в Россию, перечислялись в проезжих грамотах, а по привозу в Москву заносились в писцовую книгу. Подобные перечни ассортимента товаров помогают в настоящее время не только установить список предметов ввоза и вывоза и расширить сведения о торгово-экономических взаимоотношениях между странами, но, в отдельных случаях, и уточнить название и место (или первоначальное место) изготовления того или иного изделия. К числу последних можно отнести и кожу "булгари". В русских источниках XVII-XVIII вв. она упоминается под названием "юфть" (от "джуфт" - "пара"), "телятин" и др., в Средней Азии в те же столетия она неизменно именуется "булгари", "булгар". Так, в "росписи товарам" (ярлык 1643 г., составленный ранее декабря 3), которые бухарский "торговый человек" Ходжа Ибрахим Баходур должен был купить в России, в числе разнообразных предметов упоминается "телятин разных цветов". Между тем, в персидско-таджикском тексте документа, написанном арабским шрифтом, он обозначен словами "булгар разных цветов" 9. Сопоставление данных контекстов дает основание полагать, что, возможно, и в других случаях под словом "телятин" также подразумевалась кожа булгари и в XIX в. в Средней Азии слово "булгар" обозначало особый сорт кожи. В документе (патта) архива кокандских ханов, оформленном в 1288 г.х. /1871-72 гг./ в связи с выдачей ханской мастерской "пушкарного приказа" (ишхана-и тубхона) необходимых материалов, упоминаются: сталь, булат, железо и прочие материалы, а также булгар (юфть) 10. В данном случае речь, возможно, идет о коже местного изготовления, ибо к этому столетию относятся сведения о коже "булгари", изготовлявшейся в Бухаре. В XIX- начале XX вв. кожа определенного сорта, раньше привозившаяся из России, а потом вырабатывавшаяся в Бухаре, была известна под названием "булгари". Основываясь на этнографических материалах, О.А. Сухарева сообщает: "Кожевники (Бухары) резко делятся на две группы... Обе группы отличались и по применяемой ими технике, и по месту поселения, и по внутренней организации промысла..." При этом вторая группа обозначалась повсеместно распространенным термином чармгар, или известным только в Бухаре - пустшуй; кожевники этой группы делились, в свою очередь, на более дробные специальности. Среди них выделялись мастера по выработке подошвенной кожи (чарм), кож для верхов обуви (козлиной - кайроки, воловьей - булгари)". В этот период эта кожа (булгари) вывозилась из Бухары в Россию. В одном из кварталов Бухары жили торговцы местной кожей сорта булгари ("булгарская") [11]. Вместе с тем и в XIX в. из Казани в Среднюю Азию продолжали вывозить готовые кожи. Е.К. Мейендорф среди российских товаров, вывозившихся бухарскими купцами, называет казанские кожи [12]. Как выявлено археологами, "кожаные изделия Болгара имели буро-коричневый цвет более или менее темной окраски", вместе с тем отмечается, что "юфтевая кожа, называемая булгари, окрашивалась в красный цвет". По мнению А.Беннигсена, "булгари" должен был соответствовать "красной жуфти" (крашеная) или "мостовой жуфти" (некрашеная). В.Даль говорит о "белой и черной юфти". По свидетельству О.А.Сухаревой, "булгари", вырабатывавшаяся в Бухаре, была желтого цвета [13]. В цитированной выше росписи товаров Ходжа Ибрахима Баходура называется "болгар разных цветов". Приведенные данные дают основание полагать, что булгарские и казанские мастера выделывали сорт кожи "булгари" разноцветной окраски. Кожа "булгари" использовалась казанскими мастерами для изготовления различных изделий: верха разнообразной обуви, седельных изделий, головных уборов, ремней, кошельков, переплета книг. "Болгарские сапоги" были предметом внешней торговли и пользовались известностью в Туркестане", - пишет востоковед В.В.Бартольд [14]. Знаменитое ичежное производство татар", истоки которого восходят к булгарам, сыграло в XV-XVI вв. существенную роль в развитии кожевенной промышленности казанского ханства, а в дальнейшем, и современной Татарии, "где традиции и культура кожевенного мастерства продолжали оставаться живыми и нужными" [15]. Из Казани поставлялась в восточные города обувь, в том числе сапоги. Известно, что татар в Средней Азии в XIX в. называли ногаями. Об этом сообщают в своих путевых заметках 1866 г. П.И. Пашино и автор статьи (фамилия не указана), опубликованной в "Туркестанских ведомостях" №47 от 27 ноября 1873 г., как и некоторые другие русские ученые и путешественники. В Бухаре известен был караван-сарай, где останавливались и проживали торговцы-татары, почему он и стал называться караван-сараем Ногайи. По словам И.В. Виткевича, здесь жили татары, которые занимались сапожным мастерством. "Они проводят большую часть дня на воздухе, за чеботарной работой", - пишет автор. Он же относительно другого бухарского караван-сарая сообщает: "В саройи Филь-хона наверху живут беглые татары (спасавшиеся от рекрутства) - сапожники". Татары-сапожники известны были и среди полу-кочевников: "татары - наши (т.е. российские- P.M.) в степи учат грамоте, шьют сапоги... иные торгуют. Особый вид сапог, распространенных в Средней Азии, назывался "нугой итик" - нугайские (татарские) сапоги. Иные из сапожников-татар специализировались на шитье другого вида обуви. Так, например, согласно данным архива Хивинских ханов, в Хиве были специальности кафшдузов (т.е., кто шьет кожанные туфли-калоши), изготовлявших: татарские кауши, кауши из русской кожи и цветные кауши [17]. Описывая Бухару первой половины XIX в., Н.Ханыков упоминает "Сарай Каушь мясы (махеи - мягкие сапоги) для продажи сапогов и калошей, как делаемых в Бухаре из Русского козла, так и привозимых сюда из Казани" [18]. Как мы видим, кожа "булгари" некогда выделявшаяся кожевенниками из Булгара, позже изготовлялась казанскими мастерами, а в XIX в. кожа с тем же названием вырабатывалась и в Бухаре. Торгово-экономические связи разных регионов вели к взаимному их обогащению в области материальной и духовной культуры, в области технических приемов.
|
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |