|
|||||
|
"Ткачество татар Поволжья и Урала" ЗаключениеФ. Ш. Сафина
Татарское народное ткачество является составной частью производственной, материальной и духовной культуры народа, имеет свои характерные особенности, составляющие в совокупности его специфику. Оно представляет ценный исторический источник, т.к. в народном ткачестве нашли отражение вековая история татарского народа, его художественные вкусы и богатый опыт, который на протяжении многих столетий развивался, совершенствовался и передавался из поколения в поколение. Развитие и сохранение домашнего ткачества в быту татар Среднего Поволжья и Приуралья вплоть до начала XX в. было связано с общественно-бытовым укладом и социально-экономическими условиями жизни. Развитие капитализма в сельском хозяйстве повлекло за собой большие изменения в производственной деятельности, в т.ч. и в народном ткачестве. Развитие товарно-денежных отношений способствовало распространению хлопчатобумажной пряжи, химических красителей, появлению новых орудий ткачества, что обусловило некоторое усложнение технических приемов изготовления тканей. Однако основные способы и орудия, связанные с изготовлением тканей в домашних условиях, в этот период остаются традиционными. В связи с интенсивным развитием капитализма и в результате возросших связей между городом и деревней в сельскую местность проникают фабричные ткани. Особенно активно это происходит в деревнях, расположенных вблизи городов Казани, Касимова, Симбирска, а также в местах, связанных с кустарными и отхожими промыслами Заказанья и Предволжья. Однако, несмотря на это, традиционное искусство домашнего ткачества сохранялось, чему способствовали, с одной стороны, относительно низкий уровень экономического развития татарского крестьянства, а с другой - стойкость национальных традиций. В обработке исходного сырья, прядении и подготовке пряжи к тканью у татар не наблюдается заметных этнических отличий. Это и понятно, ведь развитие домашнего ткачества происходило в тесной связи с хозяйственным укладом народа. Многие черты традиционного ткачества были распространены на всей территории Волго-Уральского региона. Это относится к способам и орудиям обработки сырья (мятье льна на ручной деревянной мялке, очищение волокна от кострики при помощи трепала), к способам и орудиям прядения и подготовке пряжи к тканью (прядение на веретене, составная прялка в виде гребня, снование на стене), к орудиям ткачества (горизонтальный рамный стан). Общераспространенными являются ткани полотняного переплетения, выполненные на двух нитченках и двух подножках, изготовление тканей при помощи браной техники. Для всей территории Волго-Уральского региона характерны пестрядные (клетчатые и продольно-полосатые ткани), красно-белые скатерти. В традиционном ткачестве, как и в других аспектах материальной культуры татар, наблюдается значительное территориальное разнообразие, выделяются некоторые особенности, выражающиеся в технических приемах ткачества, в типах мялок, ткацких станов, способов снования, колорите, орнаменте и композиции узоров. Анализ территориального распространения элементов ткачества дает основание выделить их комплексы. "Заказанский комплекс". Характеризуется реликтовыми, архаичными формами культуры ткачества (снование на стене, использование наиболее древней формы ткацкого стана без рамы, использование дополнительных нитченок), которые в исследуемое время вышли из быта татар-мишарей, но еще сохранились у татар-кряшен. Здесь уживаются наиболее древние и более современные формы ткачества (использование хлопчатобумажных нитей, анилиновых красителей, фабричной ткани). Заказанский комплекс включает северные уезды Казанской губернии, Малмыжский уезд Вятской губернии и Буинский уезд Симбирской губернии. "Нукратский комплекс". Своеобразие этому комплексу ткачества придавали следующие особенности: русский тип ткацкого стана, снование на стене, двухцветное красно-белое бранье с сетчатой композицией, синяя крашенина, красно-черная пестрядь, льномялки из копани. Этот комплекс бытовал в Слободском уезде Вятской губернии. "Верхочепецкий комплекс". Имеет свою специфику: трехподставной ткацкий стан, льномялки из копани на четырех ножках, сине-белая пестрядь в крапинку (бөртекәй), закладная техника. Верхочепецкий комплекс характерен для Глазовекого уезда Вятской губернии. "Сарапульский комплекс". Этот комплекс имеет много общего с культурой ткачества казанских татар районов Заказанья. Это проявляется в колорите (синяя крашенина) и в технике ткачества: браная - белое бранье, двухцветное красно-белое бранье с сетчатой и линейной композицией, использование наиболее древней формы ткацкого стана, устанавливаемого на нарах, в декорировке ткани (браная одежда, браные занавеси). Своеобразие изделиям этого комплекса придает широкое использование закладной техники. Самобытность проявляется в оригинальных мотивах орнамента. Территориальное распространение этого комплекса: Сарапульский уезд и северные части Елабужского и Малмыжско-го уездов Вятской губернии. "Казанско-татарский (кряшенский) комплекс". Основные характеристики этого комплекса: использование трех типов ткацкого стана, снование на стене, самопрялка-стояк, выборная техника по пестряди для пошива женских рубах и фартуков, многоремизная техника на четырех подножках, изготовление белого бранья на одной дощечке. Комплекс охватывает Мамадышский, Лаишевский, Спасский, Чистопольский уезды Казанской губернии и Малмыжский уезд Вятской губернии. "Елабужский (кряшенский) комплекс". Для этого комплекса характерны: русский тип ткацкого стана, снование па стене, многоремизная техника на 4, 8 подножках, желто-черная пестрядь. У елабужских кряшен на месте соединения стана рубах ниже талии вшивали полосу узорного тканья (бордюр с яркими узорами) из шерсти или хлопчатобумажных нитей. "Елабужский" комплекс был распространен в Елабужском уезде Вятской губернии. "Молькеевский (кряшенский) комплекс". Характеризуется следующими параметрами ткачества: русский тип ткацкого стана, самопрялка-стояк, снование на стене. Особо выделяются браные узоры на концах головных полотенец (тастар). Своеобразие культуры ткачества этого комплекса проявляется в использовании многоцветной пестряди, которая употреблялась для пошива женских рубах. Территориальное распространение этого комплекса: Цивильский и Тетюшский уезды Казанской губернии. "Комплекс "чокающих" мишарей". Особенности этого комилекса заключаются в использовании снования па рамочной сновалке, в бытовании двух типов ткацкого стана ("татарский" и с "поднебником"). Для "чокающих" мишарей характерны полотенца с узорами многоцветного бранья, но традиционно выполненные на белом фоне. Самобытность тканям этого комплекса придавала закладная техника, красно-черная пестрядь. Этот комплекс бытовал в Саратовской, Пензенской, Рязанской, Тамбовской и частично в Симбирской губерниях. "Комплекс "цокающих" мишарей". Здесь нужно отметить следующие особенности: татарский и русский тип ткацкого стана; при орнаментации концов полотенец у сергачских мишарей применяли настильную технику (разновидность браной техники), многоцветные узоры наносились по красному фону, причем середина полотенца делалась пестрядной. Заметное распространение у "цокающих" мишарей получила синяя крашенина, красно-белая пестрядь (для женских рубах) с вытянутыми по вертикали или горизонтали клетками. Комплекс охватывает территорию компактного проживания так называемых сергачских мишарей - уезды Нижегородской губернии и Курмышский уезд Симбирской губернии. "Касимовский комплекс". Имеет много общего с ткачеством казанских татар районов Заказанья: в способах снования, технике ткачества, в колорите, орнаменте. Широко было распространено двухцветное красно-белое бранье, закладная техника, где использовались шелковые нитки и палитра красок, пожалуй, богаче, чем у казанских татар. Но в отличие от казанских татар здесь бытовал русский тип ткацкого стана. Распространение этого комплекса - Касимовский уезд Рязанской губернии. "Пермский комплекс". Ткачество этого комплекса характеризуется функционированием традиций ткачества казанских татар и татар-кряшен: в способах снования, технике ткачества, в колорите, в орнаменте, в композиции узоров. Однако имеются и заметные отличия: применение русского типа стана, широкое использование многоремизной техники, многоцветной пестряди. В Пермской губернии было широко распространено высокоразвитое художественное ткачество, применяемое при орнаментации одежды. Этот комплекс бытовал в Пермской губернии, северной части Бирского и Златоустовского уездов Уфимской губернии. "Уральский комплекс". Здесь, при безусловно приоритетном влиянии казанских татар, приходится констатировать наличие отдельных элементов, отражающих специфику ткачества татар-мишарей и татар-кряшен. По многим параметрам этот комплекс, безусловно, испытал также влияние башкир. Это, к примеру, использование крашенины желтого и оранжевого цветов, массивность многоцветных узоров на полотенцах и занавесях. Уральский комплекс включает Уфимскую и частично Самарскую губернии. "Зауральский комплекс". Это районы наиболее поздних переселений казанских татар и татар-мишарей. Сложен и многообразен комплекс элементов в ткачестве "зауральского комплекса". По многим этническим параметрам, безусловно, он испытал также влияние башкир и татар-кряшен. Для ткачества татар этого комплекса характерны русский тип ткацкого стана, широкое применение белой холщовой ткани для мужских и женских рубах и поясной одежды (штан), использование в качестве сырья дикой конопли, широкое применение многоремизной техники, многоцветной пестряди. Территория распространения этого комплекса - Оренбургская и отчасти Пермская губернии. Картографический анализ территориального распространения выделяемых комплексов ткачества татар Среднего Поволжья и Приуралья дает основание утверждать, что исследуемый регион четко делится на три крупных этнокультурных ареала: центральный, западный и восточный, связанные с тем или иным структурным подразделением. Центральный этнокультурный ареал. Это древние районы проживания казанских татар. Он характеризуется преимущественным функционированием в его пределах комплексов ткачества: "заказанский", "нукратский", "верхочепецкий", "сарапульский", "казанско-татарский (кряшенский)", "елабужский (кряшенский)", "молькеевский (кряшенский)", которые так или иначе связаны с культурными традициями казанских татар и татар-кряшен Казанской и Вятской губерний и прилегающими к ним уездами Самарской и Симбирской губерний. Западный этнокультурный ареал. Расположен к западу от центрального ареала. Это территория проживания татар-мишарей. Пензенская, Саратовская, Рязанская, Тамбовская, Нижегородская и отчасти Симбирская губернии. По материалам предпринятого исследования данный ареал характеризуется бытованием комплексов ткачества: "чокающих", "цокающих" и "касимовских" татар-мишарей. Восточный этнокультурный ареал. Оренбургская, Уфимская и Пермская губернии. Анализ комплексов ткачества, бытующих у татар, проживающих в этом ареале, позволяет утверждать, что абсолютное большинство их было связано и развивалось под влиянием культурных традиций казанских татар, татар-мишарей, крещеных татар и башкир. Анализируя материалы карт в Волго-Уральском регионе, можно констатировать четкое бытование следующих комплексов ткачества: "пермский", "уральский", "зауральский".
Перечисленные выше ареальные особенности формировались под влиянием различных
факторов - этнических, социально-экономических и физиографических. Большое воздействие
на формирование местных особенностей ткачества татар Волго-Уральского региона
оказала культура окружающих народов. "Ткачество татар Поволжья и Урала". Издательство "Фән". Казань, 1996г
|
©2004-2006, http://luiza-m.narod.ru/ |