|
|||||
|
Ткани бытовые и декоративныеФ. Ш. Сафина
К этой группе мы относим ткани, используемые главным образом в качестве предметов домашнего убранства: ткани для постельных принадлежностей, обыденные полотенца, занавеси, подзоры, а также изделия для некоторых бытовых, ритуальных и других нужд. В традиционном ткачестве татар Среднего Поволжья и Приуралья известны несколько видов домотканых полотенец, различающихся техникой выполнения узорных концов. Полотенца для повседневного обихода выполняли более простым способом и оформлением, а для праздничного убранства, для ритуальных целей - со сложной, красочной орнаментацией, впечатляющей композицией узоров. В первом случае среднюю часть полотенца ткали простым полотняным переплетением, а концы украшали ткаными полосами из цветных нитей. Примером могут служить полотенца, концы которых состояли из нескольких цветных полос, расположенных на некотором расстоянии одна над другой. Для полотенца татарки-мастерицы применяли холст (основа - лен, уток - белая и красная бумага) с равномерным распределением по фону (красному, белому) поперечных цветных полос. Длина полотенца составляла в среднем 1,5-1,8 м, ширина - 38-42 см. Ритмично чередуя широкие и узкие полосы различных цветов, меняя их тональность, создавали впечатление динамичности. Полосы в самом разнообразном сочетании повторялись, менялись в цвете. Например, в середине полотенца подбирали широкие полосы, а по обоим концам - узкие полоски и т.д. Художественный вкус ткачихи в этом типе полотенца выражался в умелом выборе пропорции полос, соотношения их размеров цветового колорита и расстояния между ними. Отметим, что у некоторых групп татар Волго-Уральского региона сложилась определенная традиция в оформлении концов полотенец и различное к ним отношение. Так, если казанские татары и татары-мишари обычно полосатый рисунок на концах полотенца создавали по красному фону, то татары-кряшены - по белому. Такие полотенца, как отмечалось выше, татары большей частью использовали для повседневного употребления. Татары-кряшены очень часто украшали ими стены избы во время праздников. Эти полотенца территориально были распространены почти повсеместно и бытовали параллельно с другими узорными полотенцами. Среди тканых изделий бытового обихода, праздничного убранства большое место отводилось производству скатертей. Будничные их экземпляры обычно ткали с клетчатым фоном, а иногда - в полоску, т.е. пестрядным. Края полотна с четырех или лишь с двух сторон обрамляли небольшой каймой. Скатерть сшивали из двух полос шириной в 40 см, и поэтому в середине полотна всегда имелся продольный шов. Иногда татары-кряшены в шов вставляли узкие полоски кружев, а в большинстве случаев их просто сшивали так, чтобы полосы клеток или полосок совпадали. Главную роль в декоративном решении скатертей играл цвет, обычно яркий, насыщенный, взятый в контрастных сочетаниях: красный с белым. Масштаб клеток выбирали крупный, сложный по своему строению и пропорциям. Более ранние скатерти были чисто льняными, иногда в основу брали лен, а в уток - бумажную нить. Встречались скатерти, вытканные из одних хлопчатобумажных нитей. Многие изученные нами скатерти относились к концу XIX - началу XX вв. и были вытканы из кумачово-красной бумаги в основе и в утке. Клетку образовывали узкие белые (иногда черные) полоски в две, четыре нити, которые определяли контур клетки. Наряду с описанным выше, встречаются скатерти в красно-белую (синюю) клетку сплошного заполнения. В сравнительно поздних скатертях цвет становится богаче, декоративнее, так как их ткали, используя покупные нити. В конце XIX - начале XX вв. в сельском домашнем ткачестве татар Волго-Камья еще довольно устойчиво сохранялось производство браных скатертей. Предназначенные для повседневного употребления, они не отличались особой сложностью рисунка, так как декоративность орнамента такой скатерти достигалась не рисунком, а исключительно яркой насыщенной расцветкой. Главным в них было композиционное решение середины скатерти - размещение геометрических узоров в виде шестигранника. Рисунок центра строился раппортно, при этом повторяющийся мотив менялся по цвету. Особенностью таких скатертей являлось то, что их ткали цветной пряжей по белому фону, а иногда узор размещали в рамках клетки пестроткани. У татар Предкамья, Западного и Восточного Закамья единично встречались скатерти, выполненные в многоремизной технике с использованием 8 подножек. Фактура ткани была очень плотной, рисунок создавался синими и красными льняными нитями. Узор был геометрическим - в виде прямоугольников. Анализ собранных эмпирических материалов позволил установить следующее: в конце XIX - начале XX вв. в сельском быту татар наиболее традиционными были скатерти, вытканные из хлопчатобумажных нитей. Цветовое решение полотен преимущественно было кумачево-красное, и на этом фоне выделялись клетки, контуры которых обрисовывали узкими белыми или черными полосами. Встречались также скатерти с красно-белым фоном клеток. Такие скатерти производились во многих селениях татар Волго-Уральского региона. Степень их бытования была различна в разных ареалах, но все же можно отметить, что в Прикамье среди глазовских татар и татар-кряшен были распространены сине-белые скатерти, а у татар Приуралья и Зауралья чаще ткали скатерти, узоры которых состояли из квадратов разных размеров, причем здесь использовали нити разных расцветок: желтый, оранжевый, зеленый и т.д. Скатерти, орнаментированные браными узорами, в рассматриваемый период главным образом встречались в селениях татар Западного и Восточного Закамья, Приуралья и Зауралья, а также в Предкамье. В быту татар-мишарей они отмечались в Кузнецком уезде Саратовской, Ипсарском уезде Пензенской и Ставропольском уезде Самарской губерний. Не менее значимыми, чем полотенца и скатерти, в традиционном быту татар, особенно в интерьере жилища, являлись занавеси (чаршау). Они служили для разделения жилого помещения на кухонную (женскую половину) и гостевую части. Занавес также входил как обязательный предмет в приданое невесты. Это многообразное функциональное назначение занавеса объясняло широкое его распространение в татарском быту Волго-Уральского региона. Занавеси по своей расцветке, членению декоративной плоскости на центр и кайму были близки к скатерти. Они по форме и общему декоративному решению между собой почти однотипны: большинство из них имели прямоугольную форму и средний размер в 120x180 см или несколько больший. Поскольку бердо было узким, то центральную часть и кайму в Уфимском Приуралье и Зауралье выполняли отдельно. Для центра обычно ткали 2-3 одинаковые по ширине и длине полосы, которые затем сшивали так, чтобы шов не нарушал ритм рисунка. Для каймы ткали специальное полотнище. Наиболее распространенными занавесями были пестрядные (красно-синяя клетка с белыми узкими полосами). Такие занавеси у татар Среднего Поволжья и Приуралья были наиболее широко распространенными предметами убранства. Имелись также занавеси, у которых центральное полотнище выполнялось из основы и утка одного цвета, а кайма ткалась по пестрой основе. В результате получалась ткань с рисунком из продольных разноцветных полос, тонально объединенных одноцветным утком обычно того же цвета, что и фоновая ткань центрального поля. В более ранних экземплярах занавесей, относящихся к середине XIX в., колорит ткани создавался за счет подборки цветных тонов клетки. Их обычно ткали с красно-синим заполнением, пропуская через них белые строчки в две, четыре нити. Занавеси, выполненные из чисто льняных нитей, имели приглушенную, не броскую тональность. В занавесях конца XIX - начала XX вв. уже больше преобладали яркие расцветки, появившиеся в связи с применением покупных нитей. Самое излюбленное сочетание цветов в занавесях у татар Предкамья, северной части Предволжья и пермского Приуралья - красный с кубово-синим и белым, взятых в различных пропорциях. Кроме того, в последнем из указанных ареалов, а также в Уфимском Приуралье отмечалась большая устойчивость домотканых занавесей, сохранившихся в ткачестве вплоть до начала XX в. Позднее эти домотканые предметы убранства в связи с угасанием домашнего ткачества постепенно заменялись фабричными тканями (ситцем). В конце XIX - начале XX вв. у татар Среднего Поволжья и Приуралья были известны также занавеси, украшенные браными узорами. До нас дошли занавеси, созданные в разное время, и на основе их изучения мы можем констатировать, что они различались широким диапазоном цветового колорита, мотивами орнамента, композицией и размерами. У большинства занавесей композиционное решение базировалось на контрастном сопоставлении богато орнаментированного центрального поля с мало загруженной по рисунку каймой. Колорит создавался сочетанием красного с черным (иногда синим) на светлом оранжевом фоне. Композиционно на центральном поле полотна сосредоточивались узоры, состоящие из чередования одной или нескольких геометрических орнаментов в форме шестигранников, ромбов, звезд и т.д. Красочность обогащалась еще и тем, что промежутки между ними заполнялись цветными же мелкими фигурами в виде розеток. Узор проходил по всей ширине полотнища, и куски сшивали узор к узору так, что получался единый симметричный рисунок. Кайма ткалась отдельно и тоже пришивалась. Очень часто браные узоры, вытканные на гладкой или пестрядной основе, располагали в шахматном порядке по всей украшаемой поверхности. По полевым данным браные занавеси фиксируются во многих ареалах расселения татар в Волго-Уральском регионе, но не в одинаковой степени. Особенно они были характерны для восточных районов региона, а именно для татар Восточного Закамья, многих районов Приуралья и Зауралья. Единично они встречались в Прикамье (Мамадышский, Лаишевский и Елабужский уезды). Но по колориту и орнаменту узоры на браных занавесях Прикамья отличались от занавесей Приуралья. Последние внешне напоминали среднеазиатские ковры, браные узоры на них располагали крупными розетками и обычно на гладком оранжевом фоне, тогда как на занавесях Прикамья узоры обычно были небольших размеров, и их распределяли обычно на синей или красно-синей пестряди. Предметы бытового назначения, украшенные браными узорами - скатерти, полотенца, пологи, постельные принадлежности, в частности, простыни, наволочки для подушек иногда ткали, используя малое количество дощечек. Такая техника тканья, как ни в каких других тканях, позволяла максимально выявить красоту материала. Так, мягкий блеск и шелковистость льна на фактуре ткани еще более усиливались, если по утку наряду со льняной применялась хлопчатобумажная пряжа. Такое сочетание пряжи заметно усиливало матовую пушистость, плотность настила нитей, и соответственно резче проступала рельефность ткани, а узор на фоне полотна обозначался гораздо четче. В районах Заказанья татарские ткачихи этим способом любили выполнять белые льняные скатерти, всю поверхность которых заполняли очень ритмично распределенным рельефным узором (йөзек кашы, уймак чүпләм). Узор всегда отличался органичностью, он как бы вырастал из самой структуры ткани, из ее строения и поэтому образовывал с ней единое и неразрывное целое. Скатерти эти сшивали из трех полотен, и обычно их размер не превышал 1,8-1,2 м. Кайма в них никогда не делалась. Скатерти отличались изысканной и строгой простотой, а их сверкающая белизна в сочетании с узорчатой фактурой и переливчатым блеском льна делали их по-своему нарядными и торжественными. Такие скатерти берегли, стелили в основном для гостей. В повседневном обиходе в зажиточных семьях обычно принято было стелить на стол белые браные скатерти к обеду, а к чаю стелили скатерти пестрядные в красную крупную клетку. Средние слои во всех случаях зачастую обходились одной - пестрядной. Ткани, выработанные на малом количестве дощечек, или одноцветные также широко использовались для полотенец, употребляемых для бытовых нужд. Узор последних несколько отличался от узора на скатертях. Обычно он состоял из небольших поперечных полос, которые чередовались с безузорными полосами. Особенность ткани состояла в том, что она слегка просвечивала благодаря чередованию полотняных полос. На малом количестве дощечек также изготавливалась ткань, из которой шили простыни. Полотно ткали из тонких льняных (реже конопляных) нитей, и при продолжительной носке простынь становилась еще более блестящей и шелковистой. Длина их составляла 120 см, ширина 80 см. Простыни эти сшивали из двух полотнищ. Обычным узором ткани являлись прямоугольники, выполненные рельефным переплетением, выделяющимся на фоне гладкого полотна. Традиционной принадлежностью убранства татарской избы в прошлом являлся полог (чыбылдык). Его непременно готовили к свадьбе и вешали над постелью молодых. Для полога требовалось изрядное количество - до 40 аршин - ткани, так как его сшивали в виде четырехугольного шатра с крытым верхом. Полотно для него ткали из белых льняных, иногда конопляных нитей также на малом количестве дощечек. Узор состоял из таких же, как и в простынях, рельефных прямоугольников. "Чыбылдык" в быту татар во второй половине XIX в. был распространен повсеместно, но к началу XX в. уже почти вышел из употребления, заменяясь занавесями, сшитыми из фабричного ситца. Дольше, чем у других, он использовался у татар Заказанья (Мамадышский, Лаишевский и Казанский уезды) и в некоторых районах Уфимского Приуралья, Восточного и Западного Закамья. Помимо вышеописанных предметов постельных принадлежностей каждая татарская семья из более плотной и грубой льняной пестряди с продольными полосами изготавливала чехлы для перин (түшәк тышы) и наволочки (ястык тышы). Хлопчатобумажных нитей здесь почти не использовали. Рисунки на тканях обычно имели вид довольно крупных по пропорциям полос. Их цвет был ограничен минимальным количеством. Так, часто встречалась пестрядь с продольными красно-белыми полосами, причем ширина красной полосы была 8 см, а белой - 4 см. Иногда красный цвет заменялся синим. Из пестряди шили чехлы для перин. Наволочки иногда делали с клетчатым рисунком. Масштаб клеток и соотношение цветов очень напоминали занавесочную ткань. Ткани для таких наволочек и чехлов для перин татары изготавливали на всей территории Волго-Уральского региона, и каких-либо территориальных отличий здесь не наблюдалось. Следующим устойчивым и широко распространенным видом татарского домашнего ткачества было производство декоративных тканей, предназначенных для оформления интерьера жилища. Они были многочисленны в предметном отношении (полотенца, скатерти, занавеси, салфетки, пологи и т.д.) и разнообразны по орнаментации. Самую большую группу среди них представляли полотенца. Это, прежде всего, объясняется их широкой функциональной ролью в традиционной культуре татар. Полотенца использовали не только как предмет оформления интерьера, но также в обрядах, ритуалах. Например, у татар, как и у многих других народов, полотенца широко использовались в свадебном обряде. Каждая девушка по традиции до свадьбы готовила большое количество декоративных тканей, особенно полотенец. До свадьбы (обычно после приезда в дом жениха) декоративные предметы вывешивали для всеобщего обозрения: почти сплошь все стены закрывали узорчатыми полотенцами с широкой красной каймой; вдоль матицы, на полках навешивали салфетки, скатерти, подзоры. На стол стелили красную узорчатую скатерть, пол устилали половиками и т.д. Это было своего рода выставкой приданого невесты, демонстрацией ее трудолюбия и мастерства. У татар полотенца имели и ритуальное применение. Татары-мусульмане раздавали полотенца всем, кто помогал нести покойника, а татары-кряшены полотенца вешали в церквах, на перекрестках дорог. Полотенца являлись самым ценным свадебным подарком, подносимым невестой только близким родственникам жениха. Более того, каждая молодуха победителям (батырам) на скачках, борцам на народных праздниках "Сабантуй" и "Джиен" дарила самое лучшее полотенце. Все это предопределяло устойчивое производство декоративных тканей, постоянство в их совершенствовании, повышенную насыщенность средств оформления, богатство и разнообразие узоров. В конце XIX - начале XX вв. татарские сельские мастерицы ткали полотенца исключительно из льняных нитей, делая их довольно длинными - 2,5-3,5 м длиной и примерно 38-42 см шириной. Орнаментация узоров на концах декоративных полотенец осуществлялась теми же техническими приемами, что и в рассмотренных выше изделиях повседневного обихода - браным, выборным, закладным и, кроме этого, - комбинированным тканьем. Однако полотенца, предназначенные для украшения жилища и иной обрядности, отличались гораздо более богатым и красочным орнаментом. Так, в числе подобных особо выделялись полотенца, украшенные двухуточным браным тканьем, которое в свою очередь могло быть выполнено в одноцветном и цветном вариантах. В первом из них вся фактура ткани была белого цвета (белое бранье), а орнаментация заключалась в рельефной разработке тканых узоров на ее поверхности. Но в домашнем производстве декоративных полотенец превалирующее место занимал второй вариант - двухуточное цветное бранье. В них для фонового утка использовалась белая льняная пряжа, т.е. так, как и для обычного полотна, вытканного полотняным переплетением, а вторым утком чаще всего хлопчатобумажной пряжей (киҗе) красного цвета ткали орнамент узора. Последний состоял из чередующихся красно-белых орнаментальных полос, которыми украшали концы полотенца. Рельефность фактуры в таких полотенцах не играла существенной роли, так как главным выразительным средством являлись цвет и орнамент. Татарские двухуточные декоративные полотенца были весьма многообразны по композиционному решению, тональности цветов, орнаменту и т.д. Но в целях классификации из всех перечисленных показателей главным представляется композиционный, так как именно от характера расположения узоров зависят те или иные особенности орнаментации. Имея в виду эту закономерность, рассматриваемые декоративные полотенца подразделяются на две композиционные разновидности: 1) с линейным (или продольным) и 2) с сетчатым (или монолитным) расположением полос орнамента. Линейная композиция узоров на двухуточных браных полотенцах имела то своеобразие, что она создавалась за счет ступенчатого чередования широких и узких полос, составленных из отдельных узоров орнамента. Однако чередование полос не столько впечатляло ритмом (как это часто практиковалось в русских полотенцах), сколько сложным соотношением хотя и соразмерных, но разнообразных по рисунку узоров. Орнаментированная часть на концах полотенца ткалась длиной от 20 до 60 см. Она представляла собой широкие, заполненные узорами полосы, чередующиеся с более узкими, гладко затканными. Для орнаментации линейных полос был характерен сугубо геометрический узор, состоящий из ромбов, квадратов и т.п. Отличительной чертой полотенец с линейной орнаментацией являлась тональность красно-белых узоров, как бы подчеркивающих праздничную принадлежность ткани. Заметим, что сохранившиеся экземпляры полотенец, относящихся ко второй половине XIX в., были орнаментированы преимущественно узорами красного цвета. Полотенца же, датируемые началом XX в., отличались увеличением контрастности бело-красных клеток за счет добавления синего, зеленого, желтого цветов. Как показало сплошное обследование состояния татарских тканых изделий на указанный хронологический период, декоративные двухуточные полотенца с линейной композицией орнамента производились во всех ареалах Волго-Уральского региона. Вторая же композиционная разновидность рассматриваемых полотенец состояла в непрерывном повторении по вертикали и горизонтали сетчато-расположенных полос орнамента. Они, как и в предыдущей разновидности, были набраны из геометрических узоров, которые, соединяясь между собой, создавали монолитную композицию орнамента, сплошь покрывающую всю украшаемую поверхность конца полотенца. Это был сплошной сетчатый или ковровый раппорт, называемый "бөтен-чүпләм" (целое бранье). В" нем орнаментальный мотив вписывался в прямоугольную или диагональную сетку, которая расходилась во все стороны. Характерно, что в таком узоре, как правило, главный мотив не выделялся, так как отсутствовало соподчинение одного узора другому. Поэтому основной эффект в композиционном решении орнамента состоял в том, что узоры воспринимались в целом, без акцента ни на начальные, ни на конечные формы рисунка узоров. В исследуемое время браные полотенца с сетчатой композицией были локализованы в основном в районах Заказанья, Западного и Восточного Закамья. Их наличие, но в меньшей степени, имело место в Пермской и Уфимской губерниях (Бирский и Белебеевский уезды) Приуралья. Отметим, что иногда браной двухуточной техникой татарские ткачихи выполняли узоры на салфетках, которые раздавались гостям во время застолья. Они (по оформлению орнаментальными полосами и расцветке) были близки к выше охарактеризованным полотенцам с линейной композицией узоров. Однако соразмерно меньшим размерам полотна полосы в них были не столь широки, а составляющие их узоры имели форму ромбов. В конце XIX - начале XX вв. большое распространение среди татар Волго-Уральского региона имели узорные ткани, выполненные многоуточной (выборной, настильной) техникой. Как уже отмечалось, техника выполнения узора в тканях с выборной техникой совпадает с браной, однако в способе выполнения выборного узора имеются свои отличия. Здесь каждая орнаментальная форма выполнялась отдельно, своей узорной нитью. Композиционная особенность орнамента заключалась в фризообразном расположении трех или пяти узорных полос на концах полотенца. Средняя полоса была более широкой по сравнению с остальными и отличалась размером и формой рисунка узоров и поэтому несла основную художественно-эстетическую нагрузку. Крупные узоры центральной полосы ткали раздельно друг от друга в виде ромбовидных фигур. Острия ромбов увенчивали отростками-усиками. Благодаря этому, белое свободное пространство между красными узорами воспринималось как элемент общей декоративной орнаментации, составляющий единое целое с композицией основных фигур узора. По сторонам центральной полосы и параллельно ей размещали менее широкие, составленные из геометрических фигур - репьев, ромбов, звездочек. Их компоновали почти вплотную друг к другу, соединяя остриями боковые углы. Выше уже указывалось, что основа полотнища (выборных полотенец) ткалась двухнитевым способом белыми льняными нитями, одновременно создавалась и орнаментация полос на ее концах, т.е. основа и конец ткани были цельными. Производство выборных полотенец в целом было характерно для татарского ткачества во многих районах Среднего Поволжья и Приуралья. На этом общем фоне выделяются полотенца пермских татар и татар-мишарей сергачской подгруппы. Своеобразие полотенец последних состояло в том, что длинная средняя его часть ткалась пестрядной. Она не принимала участия в создании композиции узора на его концах. Последние ткали отдельно (красные узоры на белом фоне) и пришивали к основному полотнищу. У пермских же татар полотнище целиком было пестрядное и на этой же основе ткали разноцветные геометрические фигуры на концах полотенца. Как удалось установить, декоративные полотенца, выполненные в выборной технике, преимущественно ткали в отдельных районах расселения татар-мишарей в Окско-Сурском междуречье, особенно в их подгруппах с "цокающим" говором. В бытующей градации они отмечаются у татар-мишарей Предволжья, Нижнего и Среднего Заволжья, в Пермском и Уфимском При-уралье, единично - в Спасском уезде Казанской и Елабужском уезде Вятской губерний. Рассматривая декоративные полотенца с выборным тканьем между указанными выше территориальными группами татар в сравнительном плане, нельзя не заметить общность в фактуре ткани, в сочетании основных цветов, в мотивах геометрических узоров, в стандартных размерах и т.д. Наряду с этим в них имелись и определенные локальные особенности, прежде всего проявляющиеся в композиционных особенностях орнамента, колорите и тональности цветов и т.д. Основные отличительные моменты были отражены выше. Добавим к этому еще несколько примеров. Так, в полотенцах сергачских татар-мишарей нашла большое применение "настильная техника" (разновидность выборной) украшения. Они выделялись тем, что узоры, двухцветные, а иногда и многоцветные, наносились по красному фону; у кулаткинских, керенских, кузнецких мишарей чаще встречались полотенца с узорами многоцветного бранья, но традиционно выполненные на белом фоне. Очень часто полоса с браными многоцветными узорами сочеталась со сплошь затканными многоцветными узорами. Те же особенности имели место в полотенцах татар Кунгурского, Красноуфимского уездов Пермской, Бирского уезда Уфимской губерний. Данный факт еще раз подтверждает живучесть народных традиций: мигрировавшие из центральных районов обитания в восточные периферийные ареалы татары-мишари свои традиции ткачества продолжали и в новых для них условиях. Браная техника ткачества хорошо известна народам Поволжья, восточным славянам и некоторым другим народам Восточной Европы. Наиболее ранние его истоки исследователи связывают все же с ткачеством русского населения. По археологическим данным, они были знакомы с браным ткачеством с X-XIII вв. Очевидно, несколько позже оно распространилось и среди народов Поволжья и в первую очередь среди финно-угорских аборигенов края. Развитие браного ткачества татарского народа было, несомненно, длительным и сложным процессом. В татарских узорах браного ткачества много элементов, общих с орнаментикой народов Восточной Европы. Мотивы этих орнаментов, составленные из геометрических фигур в виде крестов, ромбов, квадратов, Х-образных фигур, свастики и многие другие, характерные для ткачества татар, встречаются в ткачестве финно-угорских и русского народов, у чувашей и башкир. Характерно отсутствие в орнаментации узоров стилизованных зооморфных сюжетов из фигур животных, людей и т.д., что столь часто встречалось в ткачестве других народов Волго-Уральского региона. Как установил С.В.Иванов, подобные ромбы и квадраты с продолженными сторонами просматриваются еще с керамики неолитической эпохи и вплоть до современности. Браное ткачество занимало весьма широкую территорию, встречаясь у разноэтнического населения, включая обских угров и ряд народов Восточной Европы, таких как карелы, коми, удмурты, тюркские народы Среднего Поволжья и Приуралья. Несомненно, татарское ткачество развивалось в тесной взаимосвязи с традициями ткачества окружающих народов. Но следует иметь в виду, что браные узоры всех народов Волго-Уральского региона, как справедливо отмечают башкирские этнографы, не представляют простую сумму заимствованных разнохарактерных мотивов: каждый узор подчинен тем внутренним закономерностям, по которым идет развитие народной орнаментации с ее спецификой, присущей только данному народу. В традиционном ткачестве татар не меньшее место, чем браные декоративные полотенца, занимали закладные (асалап сугу). Закладная техника узорного ткачества позволяла выполнять самые разнообразные орнаментальные формы, начиная от самых простых и до весьма сложных. Этим она была близка к двухуточной браной, но в отличие от последней давала гораздо большую возможность комбинировать цвета узоров, так как использовала до десяти различных цветов. Причем они подбирались в самом разнообразном сочетании, свободно располагались в любом ритме . Что касается мотивов орнаментации закладных полотенец, то они, как и в браных, были составлены из простых и чередующихся полос, заполненных геометрическими узорами в форме ромбов, стрелок, квадратов, зубцов и вертикальных извилин. Композиционно эти полосы с многоцветными узорами по кромке обрамляли несколькими тонкими линиями разной расцветки. Закладные полосы (вместе с линейными) не сливались, так как между ними оставлялись широкие красные полосы из самой фактуры ткани. Кроме многоцветных в закладных полотенцах встречались образцы, выполненные лишь в два цвета - красный с белым. Сельские мастерицы создавали свои закладные полотенца обычно не на белом, а на темно-красном фоне. Но восприятие фона и рисунка могло быть различное: в одном случае фон воспринимался плоскостью, на которой выделялся белый рисунок узора, в другом - красный фон, заключенный между белым рисунком, сам становился узором, не нарушая при этом красной цветовой гаммы узора, красиво сочетающегося с белым фоном ткани. Здесь проявлялось воздействие узоров ткачества с характерной красно-белой цветовой гаммой. Ареал распространения закладной техники - Касимовский уезд Рязанской, Саранский уезд Пензенской, Корсунский уезд Симбирской, Елатомский уезд Тамбовской губерний. Кроме того, ее бытование известно у татар Восточного Закамъя, Пермского и Уфимского Приуралья, Зауралья и единично в ткачестве татар Прикамья. Однако по композиционному расположению закладных узоров и их взаимосочетанию, пропорциям, масштабным и колористическим соотношениям татарские декоративные полотенца с закладным тканьем весьма самобытны. Многие закладные узоры татар своими истоками могут быть связаны с искусством тюркских народов и, прежде всего, волжских булгар: так, популярный мотив спирали встречается в вышивках мозаичной обуви, ювелирных украшениях, высеченных из камня надгробных памятниках и т.д. Преемственность этих черт многократно отмечалась в искусстве казанских татар и булгар. Как известно, закладная техника тканья с древнейших времен была знакома народам Средней Азии, у которых она применялась, главным образом, в ковроткачестве. Мы присоединяемся к мнению башкирских исследователей, которые считают, что безворсовое ковроделие представляет собой древнейшее самобытное явление в искусстве кочевых племен, занимавших в I - начале II тыс. н.э. обширные степи северо-западной Азии и юго-восточной Европы, в т.ч. Среднего Поволжья и Приуралья. Очевидно, поэтому формы геометрических узоров татар обнаруживают много общего с орнаментикой ковровых изделий тюркских народов: узбеков, каракалпаков, казахов, киргизов и особенно азербайджанцев и башкир. Терминология узоров как браного, так и закладного ткачества в народной памяти почти стерлась. Установить точные названия многих мотивов в данное время вообще не удается. Встречаются элементы орнамента, имеющие по нескольку названий. Поэтому любую фигуру в орнаменте чаще всего называют "алмалы" (в яблоко). Восстановить в полном объеме названия узоров в традиционном ткачестве практически уже невозможно. Многие из них забыты безвозвратно. И лишь по отдельным, сохранившимся в сознании людей старшего поколения терминам в какой-то степени можно судить об ассоциации узора с реальным предметом или о смысловом значении (символе), которое вкладывалось во внутреннее содержание создаваемого рисунка ткани. Зафиксированные названия конкретны для отдельно взятой фигуры или же относятся к орнаментальным мотивам, составленным из комбинации простейших геометрических фигур. Так, в браных полотенцах татар Заказанья крупные ромбические узоры, соединенные между собой по вертикальной оси углами, называют "әдрәс чүпләм" - термин, видимо, заимствован из названия "әдрәс" среднеазиатской ткани из-за сходства переливчатого цвета рисунка. Главную орнаментальную деталь некоторых полотенец составлял большой ромб, сложенный из мелких ромбиков, напоминающих ячейки сот, и соответственно этому узор назывался "кәрәз чүпләм" (бранье в виде сот). Хорошо известные конкретные вещи отображены и в названиях других узоров: в виде русского гребешка - "токмач" (лапша); узор из ромбиков, вписанных друг в друга и окаймленных со всех сторон полуромбами, - "чытыр" (хворост); ромб со вписанными в него треугольниками - "күбәләк" (бабочка). Представляют интерес названия узоров и орнаментальных композиций в браных полотенцах другой крупной этнографической группы татар Среднего Поволжья - мишарей. Они зафиксированы Р.Г.Мухамедовой в районах их проживания в Окско-Сурском междуречье и правобережье в 1960-х годах. Эмпирические наблюдения и опрос информаторов показали, что многие из названий узоров уже не сохранились, поэтому целесообразно привести их полностью из книги названного автора. Широко распространенным мотивом браного орнамента является Х-образная форма, называемая "козел", составленная из двух углами расположенных ломаных линий, а также Ж-образная форма - "чәчрәткә", ромб с включением в него мелких ромбиков у керенской группы мишарей называется "алмалы круг" (круг с яблоками). Узор из мелких ромбов, помещенных между двумя Х-образными формами, называется "козеллар өчендә алмалар" (яблоки, заключенные между козлами). Два квадрата или шестиугольника, соприкасающиеся углами, называются "куш крендель" (спаренные крендели). Мотив шестиконечной звезды называется "йолдыз" (звезда). Названия узоров в многоремизных тканях носили или относительный характер ("оялап" - гнездами), или в большинстве случаев давались по числу нитченок, с помощью которых ткали то или иное полотно ("дүрт көре белән суккан" - соткано четырьмя нитченками), и т.д. Как видим из приведенных примеров, один и тот же узор в разных местах мог называться по-разному, в зависимости от восприятия реальных предметов. В процессе творчества мастерицы старались подобрать более подходящие названия для традиционных узоров, т.е. связать орнаментальную форму с содержанием. Поэтому, очевидно, прав А.А.Бобринский, один из первых исследователей орнамента, который писал, что элементы узора древнее и устойчивее, чем их названия. Композиционное строение орнамента в татарском узорном ткачестве обычно определялось назначением, формой и размерами украшаемых предметов. В зависимости от назначения орнаментируемого предмета, размеров и формы украшаемой поверхности узоры располагали или бордюром, или отдельными розетками, или сплошной сеткой, иногда на одном и том же предмете одновременно применяли все эти приемы. Заметна и закономерность в создании композиции сложных узоров из более простых. Так, ромб, косой крест с производными от них формами положены в основу орнаментации многих узорных браных тканей. Впрочем, этот прием был характерен в выборном и закладном ткачестве. В разработке орнамента татарские мастера достигли большой виртуозности, создав многочисленные узоры и приемы их построений. Мастерицы, получая узор по наследству, варьировали и обогащали его, создавая на основе старого новые композиции и расцветки. В результате такого коллективного творчества и возникло то огромное разнообразие рисунков, которое и по сей день встречается на полотенцах, скатертях, занавесях. В геометрических узорах, их композиционном построении, колорите, способах выполнения можно проследить живую преемственность художественных и технических приемов, возникших и развившихся в далеком прошлом в материальной культуре татарского народа. Несомненный интерес в традиционном ткачестве татар представляют художественно выполненные половики - необходимый предмет в интерьере татарского жилища. По способу выполнения их можно отнести к пестряди. Половики ткали на тех же станках, которые применяли для получения других тканых изделий. Они чаще всего имели рисунок из поперечных довольно широких цветных полос, чередующихся с более узкими в определенном, обычно не сложном ритме. В этнографической литературе анализ татарских половиков с точки зрения их декоративных особенностей не проводился. Натурные же наблюдения показывают, что их красочному оформлению придавалось не меньшее значение, чем другим изделиям ткачества. Более старые половики изготовлялись из грубой льняной начесной (чүбек) основы, в уток брали еще более грубые льняные отрепья (бүтәкә), окрашенные в тот или иной цвет. Такая грубая пряжа складывалась в 2 или 3 нити, а иногда еще немного подкручивалась, чтобы получилось подобие шнура, который служил собственным утком. Очень часто для сложения брали нити разных цветов, тогда при тканье получали интересный эффект перелива нескольких цветов. Одновременно с такими, чисто льняными половиками, изготовляли и другие, в основе которых брали тот же грубый лен, а в качестве утка - лоскутки различных фабричных тканей, разорванные на полоски, соединенные в длину и слегка скрученные. Для этого использовалась обычно старая поношенная одежда из сатина, ситца. Половики этого вида в большом количестве и почти повсеместно ткутся и в настоящее время, но с тем отличием от старых, что льняная основа часто заменяется катушечными цветными нитками, уток же делается из всевозможных разноцветных тряпичных отходов. Из станка выходила полоса шириной в 40-50 см. Их сшивали в виде дорожки или широкого ковра. В прошлом ими покрывали нары, а в настоящее время постилают на пол. В районах Восточного Закамья, Пермского и Уфимского Приуралья нам довелось встретить узорные паласы, целиком тканые из овечьей шерсти. Орнамент шерстяных паласов геометрический. Основными элементами его являются многоцветные ромбы, внутри которых вписаны более мелкие ромбы. Паласы с геометрическим узором в татарских жилищах в большинстве случаев использовались для подстилки на нары, деревянные кровати. Эти паласы аналогичны с описанными у башкир Приуралья. В этих параллелях находят отражение навыки ткачества, сложившиеся у татар в период их близких контактов с тюркскими народами. Шерстяные паласы (кәләмы) с геометрическим орнаментом - традиционные изделия народов Средней Азии. Известны они южным удмуртам, кумыкам. В заключение отметим, что в середине XIX в. основным материалом для изготовления одежды в большинстве районов проживания татар служило домотканое полотно, сукно. Однако в конце XIX в. с интенсивным развитием капитализма и в результате возросших связей между городом и деревней в сельскую местность активно проникают фабричные ткани и нити. Домашнее ткачество большое применение получило при изготовлении декоративных предметов. В этот период также широко использовались хлопчатобумажные фабричные нити, что привело к улучшению ткачества и разнообразило декоративные приемы их оформления. В узорных тканях помимо общих черт в колорите, орнаменте, композиции узоров наблюдаются некоторые ареальные отличия. Многие из них объясняются местными традициями, контактами с сопредельными и отдаленными народами, имевшими место в различные исторические периоды развития татарского народа. Основные параллели, которые можно провести между ткаными изделиями татар, связаны с традициями тюркских народов. Немало близких черт и с ткачеством соседнего финно-угорского и русского населения. "Ткачество татар Поволжья и Урала". Издательство "Фән". Казань, 1996г
|
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |