|
|||||
|
Костюм крымских татар конца конца XVIII - начала XX в.книга Рославцевой Л.И. _ Глава II. На протяжении всего интересующего нас периода (конец XVIII - начало XX в.), исходя только из принципа деления костюма на мужской и женский, мы рассматриваем процесс формирования его у разных групп крымских татар и последующее объединение в единый для этноса комплекс. К началу XIX в. костюм был представлен двумя разными комплексами, относившимися: один к степной, а другой - к горно-прибрежной субэтническим группам (с менее ярко выраженными порайонными различиями). Процесс объединения этих двух комплексов, завершившийся к началу XX в., можно проследить на основе анализа: состава комплекса, кроя отдельных его элементов, материала изготовления, техники шитья и ткачества, подбора цветовой гаммы, особенностей орнаментики. Для каждой группы были характерны также силуэт и манера ношения деталей одежды. Веками, параллельно с формированием степной и горно-прибрежной субэтнических групп крымских татар, складывались и два первоначально несхожих типа костюма. Костюм степняков нес в себе черты, выработанные в среде многих народов, веками ведших кочевой образ жизни (отсутствие нижней одежды, определенные особенности кроя деталей и т.д.). Много общего связывало костюм этой группы крымских татар с костюмом, принятым у казахов, народов Средней Азии (узбеки, каракалпаки). В меньшей мере прослеживается связь с казанскими татарами и башкирами. Значительными были связи с ногайцами Северного Кавказа, а также с карачаевцами, балкарцами, кумыками. Что касается горно-прибрежной группы, то здесь материальная культура формировалась на основе культурных традиций, издавна развивавшихся в этой части полуострова и свойственных народам балканской группы (прежде всего через оседавших здесь с древности греков) и более широко - под влиянием культуры всего Средиземноморья (в частности через генуэзцев и венецианцев). С присоединением Крыма к Османской империи в конце XV в. связи горно-прибрежных татар со Средиземноморьем поддерживались прежде всего через расположенную в предгорной части столицу Крымского ханства - Бахчисарай. Через бахчисарайскую знать в горно-прибрежном Крыму распространилось и так называемое левантийское платье, принятое по всей Османской империи, хотя и имевшее определенные, не ярко выраженные особенности в каждом ее регионе. Позднее, к концу XIX в. явные следы влияния платья этого типа мы замечаем и в степном Крыму. В комплексе мужского костюма "левантийское платье" было представлено такими деталями, как белая полотняная рубаха с длинными широкими, обычно закатанными до локтя рукавами, широкими шароварами, суконным жилетом, чаще красного цвета, расшитым золотом и застегивающимся на густо посаженный ряд пуговиц. Поверх набрасывался кафтан из полосатой шелковой ткани, со вставками по бокам. Знать шила кафтаны из гладких тканей, которые всегда расшивались золотом. Талию перепоясывали широкими кушаками. Богатые шили их из золотой парчи. Представители состоятельных слоев носили еще и длинную распашную накидку без рукавов, с буфами на плечах. В качестве верхней одежды все слои населения набрасывали широкий длинный плащ с капюшоном. На голову, под колпак, надевали белую расшитую и украшенную кружевом тюбетейку, сшитую по форме головы. Вокруг колпака свивали полотно, образуя тюрбан. Форма тюрбана зависела от социального статуса его носителя. На ноги надевали или шлепанцы, или мягкие сапоги. У женщин этот тип платья представляли такие детали, как белая полотняная рубаха с длинными широкими рукавами. Знать шила ее из шелка-сырца. Длинные широкие с глубокими складками шаровары закрывали щиколотку, низ шаровар шили из крашеного полотна. Длинное распашное платье обычно шилось из полосатой шелковой ткани. Платье обтягивало торс и имело выступающие бока. На платье надевали расшитый золотом обтягивающий грудь жилет. Он имел круглый вырез у горловины и застегивался на ряд частых пуговиц. Талию охватывал серебряный филигранный пояс. Женщины по-разному обвязывали голову различного рода платками, а девушки носили шапочки круглой формы с кистью. Молодые женщины из привилегированных слоев населения - чалму. Голову и торс закрывало длинное покрывало "чаршаф". При выходе на улицу лицо закрывали сеткой, сплетенной из конского волоса, с отверстием для глаз. В Турции ее называли "буркуа" (Нерваль, 1986, 23-24), а в Крыму "чадра" (информатор Адиль. Бахчисарай, 1991 г.). Сверху знатные дамы набрасывали накидку из шелка, а простые горожане - из шерстяной или хлопчатобумажной ткани. Ж. де Нерваль писал, что "при ветре она становилась похожей на полуспущенный шар" (Там же, 51). На ноги надевали шлепанцы или расшитые мягкие сапожки обычно желтого цвета (Там же, 134). Реформа, предпринятая в 1826 г. в Турции, утвердила новую форму костюма, распространившуюся и на провинции Османской империи, в частности на горноприбрежный Крым. Она заставила отказаться здесь от традиционных элементов костюма. Так, тюрбан заменила феска, длинные шелковые камзолы знати сменили расшитые куртки. Исчез длинный широкий плащ "машлах", окутывавший всю фигуру. Синий цвет уступил место черному. Произошли и другие изменения. Уже к середине XIX в. новая форма одежды распространилась по всей империи и, как ранее это было с "левантийским платьем", пришла в горно-прибрежный Крым (Табл. XIII-2), а позднее, к концу XIX в., привилась уже и в степной зоне, ознаменовав тем самым объединение двух типов культуры - степной и горно-прибрежной. Важную роль в этом процессе сыграли массовый выезд степняков в Турцию и заселение горно-прибрежными татарами освободившихся районов степного Крыма. В результате тип горно-прибрежного костюма стал активно вытеснять в степи принятый здесь комплекс костюма степняков. Второй этап формирования общего облика крымско-татарского костюма, вернее процесс его европеизации, был связан с постепенным проникновением в разные группы этноса новых элементов одежды, привнесенных расселявшимися в Крыму русскими, украинцами, болгарами, немцами и другими народами, появившимися на полуострове после присоединения Крыма к России (в 1783 г.). К концу XIX в., кроме усиления процесса унификации крымско-татарского костюма, усиливается и его европеизация (прежде всего это относится к особенностям кроя). Несмотря на все изменения, происходившие с костюмом каждой группы и ведшие постепенно и неуклонно к его объединению в общий комплекс, еще в начале XX в. можно было по определенным элементам проследить былые корни, традиции и связи каждой зоны. Различия проявлялись как в манере ношения деталей костюма, так и в подборе их цветовой гаммы, особенностях кроя, в швах, орнаментике, а также в терминологии. Этот процесс изменений происходил не только у упомянутых нами двух субэтнических групп, но в меньшей мере и у подгрупп (степняков-ногайцев, горно-предгорно-прибрежных татар), а также порайонно, и даже по деревням. Что касается терминологии, то здесь несовместимость в терминах, определяющих у каждой из двух групп одни и те же детали одежды, можно прежде всего объяснить принадлежностью степных и горно-прибрежных татар к различным языковым группам. Кроме того, все эти термины не были абсолютно определенными для каждой детали одежды, а в некоторых районах иногда и взаимно заменялись. В основном это происходило в зависимости от того, из какого района такие элементы перешли и насколько стали распространены на новом месте (наглядный тому пример - с вариантами женских курточек).
|
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |