|
|||||
Главная Публикации
|
Татарская вышивка. Ткань, нить, игла и мастерствоФ.Ф. Гулова
Судя по вышивкам прошлого столетия, татары преимущественно украшали предметы бытового назначения: полотенца, салфетки, скатерти, наволочки, подзоры, покрывала, оконные занавески и т.д. Большая часть этих вещей связана со своеобразным оформлением интерьера жилища. Традиционное жилище татар не знало деления на комнаты (а жили часто большими семьями), это и было причиной появления различных занавесок, пологов. У татар, как и у других тюркоязычных народов, обилие перин, подушек свидетельствовало о достатке дома. На день их обычно укладывали пышной горкой на видном месте (на сундуках, нарах - сәке), укрывая различными покрывалами. Для простого крестьянского быта был характерен минимум мебели. Так, например, шкаф или горка для посуды были редкостью, чаще посуда хранилась на полочке или же прямо на столе, покрытая различными салфетками (чынаяк япмасы). Отсутствие лишней мебели компенсировалось большой долей в интерьере жилища тканевых изделий. Наряду с узорным тканьем немалую роль в красочном оформлении дома играла вышивка, размещение которой имело свои традиции. Стены украшались ковриками (намазлык), простенки меж окон - полотенцами (сөлге). Вышитые подзоры (кашага) опоясывали верхний периметр стен, такой подзор располагался и вдоль матицы. Занавески (чаршау, чыбылдык) обрамляли спальные места, оформляли двери или заменяющие их проемы; отделяли пространство, занимаемое печью. Наиболее ценные из этих вышивок годами хранились на дне сундуков, извлекаясь по случаю больших праздников. Особенно красочным становился дом во время свадебных торжеств, ибо все, что только можно занавесить, украшалось вышивками и ткаными изделиями новобрачной. Этот обычай, демонстрирующий умение и мастерство невесты, жив и поныне в отдельных сельских районах. Но сегодня нет нужды девушкам копить с раннего детства вышивки и тканье для будущего приданого. Поэтому не всегда украшающие свадьбу вышивки - работа самой новобрачной, иногда они одалживаются у родственников, соседей или заказываются лучшей вышивальщице деревни. Вышивка на полотенце, салфетке, носовом платке и т. п., особенно если она выполнена руками самой невесты,- приятный и запоминающийся жениху и его родне подарок. Такое рукоделие и сегодня по обычаю преподносится в специальном мешочке (типа конверта) для свадебных подарков - букча, который также нередко украшается вышитым узором. Традиции народной вышивки сохраняются на селе также в связи с давним обычаем сбора рукоделий молодых снох (яшь киленнәр) для награждения победителей спортивных состязаний и игр на всенародном празднике сабантуй. Вышивка играет большую роль и в обряде, которым отмечается рождение первенца - молодая мать одаривает ею своих близких, соседей. Среди молодежи села распространен обычай: парень, уходящий в армию, получает от своей подруги как символ верности и любви вышитый носовой платок. Не только в радостных, праздничных событиях принимает участие вышивка. По ритуалу похорон тем, кто опускает покойника в могилу, вручаются вышитые или орнаментированные ткаными узорами полотенца. На похоронах пожилых женщин принято раздавать ее ровесницам вышитые нагрудники (күкрәкчә). В костюмном комплексе татар вышивка была и остается привилегией женской одежды. Раньше она исполнялась на нагрудниках, фартуках, нарукавниках, украшала различные типы головных уборов, легкие бархатные башмачки и реже - платье. В настоящее время практическое применение нагрудников и национальных головных уборов связано лишь с соблюдением некоторых обрядов женщинами старшего поколения. В современной женской одежде, особенно последних лет, вышивка является модной декоративной отделкой, украшением платьев, блузок, сарафанов, юбок, фартуков и т. д. В мужской одежде роль вышивки не была велика и раньше. Расшивались узорами лишь тюбетейки, свадебные наголенники (аяк чолгавы) и изредка - свадебные рубахи. Современный мужской костюм полностью лишен вышивки. Вышивка продолжает очень своеобразно использоваться татарами при изготовлении женской и мужской обуви в технике кожаной мозаики. Своеобразие заключается в том, что это далеко не простой расшив кожи, известный в творчестве отдельных народов. У татар узорно вырезанные разноцветные кожи соединяются в мозаику прославленных казанских ичиг, башмачков оригинальным способом, который одновременно производит стачивание деталей и расшивает соединяющие швы. Материалы Уже в середине XIX века татарский народ, наряду с домотканым, широко употреблял покупное полотно. Правда, фабричные ситец, сатин, особенно в отдаленных от Казани районах, до конца столетия почитались за некоторую роскошь. Горожане, в большинстве своем из имущих классов, а также зажиточное крестьянство могли себе позволить и более дорогие ткани: кашемир, атлас, бархат, шелк. Бархат, вельвет, как правило, шли на изготовление вышитых головных уборов, женских башмачков. Вышивали крученым шелком, овечьей шерстью, реже хлопчатобумажными нитками. Со второй половины XIX века широко применялась фабричная шерсть (гарус). В золотошвейном деле использовались металлические нити, плотно навитые на бумажную или нитяную основу (к XIX веку настоящие золото-серебряные нити встречались редко, их повсеместно сменила мишура - позолоченная или посеребренная медь, канитель. При расшивке особо нарядных женских и мужских головных уборов, обуви применялись синель, цветной и белый бисер, мелкий речной или поддельный жемчуг. На прославленных казанских полотенцах и калфаках часты дополнительные украшения из золотой и серебряной бахромы, шнура, позумента, блесток, витых металлических спиралей. Некоторые древние, вышитые гладью, калфаки дополняют рельефные выкладки цветочных мотивов из разноцветных лент (так называемая "ушковая аппликация"). В современной татарской вышивке широко применяются лишь нитки мулине, но выбор материалов для основы вышивки очень разнообразен - это различные ткани, изготовленные из животного, растительного и синтетического волокна. Техника вышиванияУсловно технические приемы можно объединить в три группы. Свободные швы: тамбур, ковровый, стебельчатый, несчетная односторонняя гладь, или верхошов, в прикреп, в лом, а также шитье бисером, жемчугом и золотошвейная гладь. Счетные швы: набор, крест, косой стежок, двусторонняя счетная гладь, бархатный, или козлик, петельный. Строчевые швы: цветная перевить, мережка. Наиболее популярным и по сей день остается тамбурное шитье. Тамбур в татарских вышивках универсален: он выкладывает контуры узоров и им же заполняется внутреннее поле узоров. Тамбурный шов представляет собой ряд равномерно положенных петель, которые могут быть разной длины и по-разному направлены. Он имеет несколько вариантов. Самый распространенный - простая цепочка, когда каждая последующая петля выходит из предыдущей. На изнаночной стороне такой способ дает ровную линию строчки. Выполняется простая цепочка иглой или крючком (на пяльцах). Главное преимущество крючка перед обыкновенной иглой - в скорости вышивки. Но даже появление во второй половине прошлого столетия тамбурных машин не привело к забвению вышивки крючком. К вариантам тамбура, выполняемого только иглой, относятся: прерванный тамбурный шов "половина сердечка", открытая цепочка. Если шов "половина сердечка" выполнить в два ряда (ряды расположены вплотную, лицом друг к другу), то получается еще один вариант - шов "сердечко". По принципу открытой цепочки - только петли располагаются не по вертикали, а в ряд по горизонтали- выполняется шов "раскрытая петля". Этот декоративный шов дает на лицевой стороне ряд смыкающихся петель, форма которых напоминает латинскую букву Y. Различают еще два вида тамбурного шва: низкий (элмә) и высокий (күперткән элмә). Низкий тамбур вышивается тонкой (обычно шелковой) нитью сравнительно крупными стежками, что придает законченному произведению сходство с изящным рисунком, выполненным пером. Узор вышивок высокого тамбура воспринимается как аппликативная выкладка шнуром-мелкие стежки толстой нити крученого шелка или гаруса создают заметно выступающий рельеф. Существуют различные виды заполнений посредством тамбура. Самый простой способ - спиралеобразное заполнение обыкновенной цепочкой тамбурного шва. Известен и такой оригинальный прием, который, вероятно, восходит к тамбуру - ковровое заполнение (ковровый шов), когда с помощью крючка густо заполняется внутреннее поле узоров закрученными или свободными петлями гаруса. Маленькие закрученные петли дают вышивку с плотным низким рельефом. Есть вышивки со столь маленькими перекрученными петлями, что кажется, будто поверхность соткана из множества узелков. Эти вышивки напоминают оригинальную технику татарских ювелиров - "бугорчатую скань". Свободные большие петли придают вышивкам вид пушистого ковра с высоким ворсом. При любом типе зашива производится оконтуривание заполненных деталей одинарной или двойной цепочкой тамбура, придающее узорам завершенность и подчеркивающее рельефность зашива. Золотошвейная гладь более широко использовалась населением районов, прилегающих к Казани или имевших с Казанью более устойчивые торговые и прочие связи. Во второй половине XIX века одним из процветающих кустарных промыслов Казани и Заказанья был "каляпушный". Продукция этого промысла - калфаки, тюбетейки, расшитые канителью, мишурой, пользуясь большим спросом, способствовала распространению золотошвейной глади и в других районах. Пользуясь техникой золотошвейной глади, татары, проживавшие на территории современных Ульяновской и Пензенской областей (в этнографической литературе - это хвалынская и кузнецкая группа татар-мишарей), вышивали очень своеобразные орнаментальные композиции (основные мотивы которых - вихревая розетка, листовидные, роговидные фигуры и т. д.) на концах полотенцеобразных женских головных покрывал тастар и на нагрудниках. Золотное шитье, но в технике в прикреп (реже - в лом) применялось и для украшения начелышей (налобников) старинного головного убора сурэкэ, бытовавшего лишь среди кряшенской группы татар. Швом в прикреп производился застил золото-серебряными нитями холщовой основы начелыша. Для прикрепа использовалась шелковая или хлопчатобумажная нить, чаще - тепло-желтого, красного цвета. Каждым стежком этой нити крепилось не более двух нитей мишуры, отсюда точки прикрепа ложились очень близко друг к другу, сливаясь в одну тонкую линию. Многочисленные точки прикрепа выстегивали золотный настил начелышей в виде различных орнаментальных композиций, но исключительно геометрического характера. В настоящее время шов в прикреп - один из тех приемов вышивки, которые совершенно исчезли из народной практики. Вышивка несчетной гладью шелком и другими нитями была менее популярна в народе, чем золотошвейная гладь. Она встречается в орнаментации некоторых старинных вязаных калфаков, на тюбетейках, полотенцах, салфетках, но, как правило, в сочетании с тамбуром. Более широкое применение несчетная гладь, как и стебельчатый шов, находит лишь в конце XIX - начале XX века. В современной городской вышивке эти швы являются ведущими. Обычно они встречаются в сочетании - стебельчатым выполняются тонкие контурные линии узора, а гладь служит для заполнений. В некоторых сельских районах гладь и стебельчатый шов вытесняли более традиционный тамбур. Счетная гладь, в отличие от несчетной (верхошов), дает вышивку двустороннюю. Стежки счетной глади ложатся равномерно, плотно (между стежками не более двух ниток ткани) в направлении ниток основы, утка, реже - под углом. Чередованием высоты стежков, сочетанием их горизонтальных и вертикальных направлений создаются различные геометрические или геометризованные узоры. Разновидность счетной глади - "кладка кирпичиком", когда стежки ложатся в виде кирпичиков-уступов,- встречается в орнаментации очень своеобразных кряшенских свадебных платков "тугэрэк яулык". Декор этих платков сочетает в себе несколько уровней вышивки, что является следствием многообразия употребленных швов и различной толщины расшивающих нитей. Большая часть узора на платках выполнена ныне забытым швом, который на лицевой стороне образует плотный рельеф. Создается впечатление, что эта вышивка очень сложна по технике, хотя на самом деле применен уже известный "ковровый шов", только выполнен он не крючком, а иглой. Секрет мнимой сложности заключается в том, что расшивающей нитью служит значительной толщины шелк-сырец, причем нить, проходя по изнаночной стороне, затягивается плотно, а на лицевой - перекручивается и кладется свободнее. Кроме коврового шва, двусторонней счетной глади, орнаментация "тугэрэк яулык" включает и верхошов, а внешние края платка отделаны петельным швом, сеткой козлика (рис. 5) и бахромой. При этом только кладка кирпичиком выполняется тонким шелком (обычно в одну-две нити), для верхошова и коврового шва берется нить потолще (толщина последних варьируется на отдельных участках узора). Рельефность вышитой композиции платков идет и от того, что вышивка предварительно выполняется на отдельном холсте, затем подрезанный узор с изнанки подшивается тканью и только потом приметывается на основу платка. Косой стежок в отличие от счетной глади дает на изнанке строчку иного направления, чем на лицевой стороне. Стежки этого шва на лицевой стороне ложатся плотно друг к другу строго по диагонали, а на изнанке располагаются параллельно нитям основы. Косым стежком выполняется роспись контуров основных узоров вышивки на начелышах некоторых "сурэкэ". Но чаще эту роспись делают крестом. Шов крест получил среди татар некоторое распространение с конца XIX века. Более ранних вышивок, выполненных крестом, сохранилось мало. Это начелыши "сурэкэ", обрядовые мужские рубахи татар-кряшен и белые холщовые женские рубахи татар-мишарей, проживавших на современной территории Мордовской АССР (темниковская группа). Однако даже этот ограниченный материал позволяет сделать вывод о том, что почти все разновидности креста были известны татарам с весьма давних пор. Среди них - крест с вертикальными стежками на изнанке (рис. 6, а), с горизонтальными стежками на изнанке (рис. 6, б), крест простой редкий, крест двусторонний (рис. 6, в) и, т. д. Роспись контуров узора крестом на начелышах "сурэкэ" знакомит с двумя приемами этого шва у татар-кряшен. Роспись "крестиком" образует четкую ровную линию лишь вертикальных и горизонтальных контуров мотива, а диагональные, косые линии напоминают легкий мерцающий ажур. Дело в том, что горизонтальные и вертикальные линии вышиваются усложненным крестиком, так называемым "жгутом" (или шов косичкой) - на лицевой стороне обычное пересечение двух мелких косых стежков дополняется еще одним длинным косым стежком (рис. 6, г). Эта сложная техника требует от вышивальщицы исключительного мастерства: крестики нужно столь плотно подогнать друг к другу, чтобы просветы белого холста были исключены. Роспись диагональных линий менее сложна (рис. 6, д). С лица вышивки это обыкновенная цепь крестиков, напоминающая решетку. Кресты в наклонном ряду смыкаются не столь плотно (если сравнить со швом жгут), поэтому линия получается не сплошная, а как бы дробящаяся. Набор по сравнению с другими счетными швами применялся татарами Поволжья и Приуралья очень незначительно. Напоминающий как внешне, так и по технике узорное ткачество (нить проходит по всей ширине украшаемой поверхности - то по лицевой, то по изнаночной стороне, отсюда на изнанке узор предстает в негативном изображении), набор встречается в основном на полотенцах, салфетках, которые трудно отличить от тканых. Ныне этот шов совершенно исчез из употребления. Строчевые швы связаны со счетом нитей, но выполняются по разреженной ткани (нити или выдергиваются или подрезаются). Вышивка мережкой - способ для татар сравнительно новый, встречается в рукоделии горожан с конца XIX в. В этом отношении шов цветная перевить - один из популярных в сельских вышивках татар, проживавших на территории Мордовии и Приуралья (пермских татар, тептярей). Он используется в орнаментации концов головного полотенца "тастар", украшает свадебные полотенца. Цветная перевить выполняется иглой на пяльцах. Цветной шерстью, реже другими нитками, обвиваются образовавшиеся после разрежения ткани столбики нитей основы и утка, при этом количеством выдернутых нитей варьируются размеры сетки (рис. 7). По характеру узоров цветная перевить татар особенно близка к русской строчевой вышивке. Эта техника исчезла из татарской вышивки в начале XX века. Цветовая гамма Ткань - основа вышивки, и нити, выкладывающие на ней узор, уже несут в таких своих качествах, как цвет, фактура и т. д., определенную декоративность, которая может различно проступать или сознательно обыгрываться в зависимости от способа орнаментации. Для татарской народной вышивки характерно многоцветие, которое начинается прежде всего с основы - материала, предназначенного для расшивки. За исключением небольшого ряда предметов (полотенца, свадебные наголенники), вышивка производилась на цветном материале. Выбор цвета ткани зависел в основном от индивидуального вкуса мастерицы, предпочтение отдавалось материалам ярких насыщенных тонов - зеленому, желтому, фиолетовому, синему, красному, бордо. Довольно редко вышивка велась по черному фону. Из комплекса бытовых предметов лишь на намазлыки да коврики второй половины XIX - начала XX вв. шли черный сатин, кашемир, сукно. Эти редкие вышивки по черному материалу производят впечатление наиболее нарядных, дорогих - глубокий черный фон изделия усиливает звучность контрастных ярких цветов вышивки. С появлением тамбурной машины роль вышивок по черному фону возросла, ибо машинная вышивка в основном поступала на рынок, который диктовал свои вкусы, предпочитая яркую декоративную вышивку. Поразительно и цветовое богатство расшивающих нитей, окрашенных во все цвета спектра, тона и оттенки. Отдельные тамбурные вышивки насчитывают сочетания более 10 цветов. Но даже в тех случаях, когда употреблено не более 5-6, вышивка создает иллюзию большего разнообразия цвета. Причиной этого является типичная для татарской вышивки второй половины XIX века асимметричность цветовой композиции. Она характерна не только для окраски орнаментальных мотивов, но даже их составных частей - так могут отличаться по цвету одна половина листика от другой, различным бывает цветовое решение прожилок, лепестков цветка и т. д. Однако такая асимметрия редко вносит дисгармонию в общую цветовую композицию вышивки. Несмотря на множество используемых цветов, вышивки редко производят впечатление излишне пестрых. Отчасти сказывается одна из функций цветного фона (регулятора цветоотношений), а еще в большей мере мягкость тона расцветки, особенно в вышивке шелком. Легкость, ажурность узора из тонкой контурной линии придают и цвету легкое благородное звучание. Яркие, звонкие тона татарской вышивки в основном связаны с гарусом, крашенным анилином, а ближе к концу века с популярной его разновидностью - теневым гарусом (у татар он носит название "зияф", "таплы зияф", или "тамбур җебе"). Шелковые нити теневой окраски в основном употреблялись в машинной вышивке. Теневой гарус значительно обогатил выразительные средства татарской вышивки. Отсутствие прямой светотеневой передачи в тамбурных вышивках, где сама техника предопределяет локальность цвета, компенсировалось раньше лишь в вышивках шелком, за счет его блеска. Теневой гарус с плавными переходами от цвета к цвету - от ярко-желтого к лимонно-желтому, салатному, травяной зелени, темно-зеленому или от бледно-розового к алому, малиновому и т. д.- был как бы специально создан для светотеневой вышивки. Эта особенность теневого гаруса своеобразно и эффектно обыгрывалась вышивальщицами в двух типах коврового заполнения. В первом случае петли гаруса вытягиваются ряд за рядом или же по спирали. Плотно пригнанные друг к другу, сливаясь, они создают мешанину цвета. Цветочные мотивы своей окраской при таком заполнении хорошо сравнимы с "анютиными глазками", цветком, для которого характерны то плавные, мягкие переливы разных тональностей одного цвета, то неожиданные контрастные сочетания. Очень редко рукодельница озабочена созданием определенного цветового пятна. Как правило, это дело случая. Но как ни парадоксально, эта "беспорядочность" и дает наибольшую иллюзию воспроизведения реальной окраски мотива. При другом виде зашива мастерица связана границами определенного тона, цвета нити. Она вытягивает петли с таким расчетом, чтобы мотив или деталь мотива были окрашены в разные цвета в виде полос, направленных по горизонтали, вертикали, диагонали, по спирали или же "в крапинку". Такие заполнения, интересные с точки зрения технических возможностей, отличаются яркой декоративностью, но более удалены от естественной окраски мотива. Вышивки теневым гарусом отмечены своеобразным эстетическим вкусом народа, который в лучших своих образцах не преступал необходимой меры декоративности. Вышивка теневым гарусом подарила нам произведения, любуясь которыми, мы отмечаем, что "живописать" способна не только кисть. Щедра и красочна цветовая палитра вышивок, выполненных в технике цветной перевити. В отличие от свободных и глухих счетных вышивок (по целой ткани) орнаментальная композиция цветной перевити создается ритмичным чередованием различных расцветок обвивающей нити. Излюбленные расцветки - красная, желтая, синяя, зеленая, фиолетовая, оранжевая, розовая, бордо. Иногда, в дополнение к ним, берется еще и белая нить, которой обводятся контуры (шириной в одну клетку) отдельных орнаментальных фигур. При участии белой нити еще более отчетливо проступает способность "цветной перевити" создавать двухмерный (когда фон и узор становятся полноправными, как негатив и позитив), а порою и многоплановый орнамент. В одной вышивке обычно используются нити от пяти до семи расцветок. Если для старинных рукоделий характерны более мягкие тона, тонкие цветовые сочетания, то вышивки конца XIX века демонстрируют яркие контрастные цветосочетания гаруса. К концу XIX века многоцветие распространилось даже на вышивку нагрудников кузнецкой группы татар-мишарей. Если раньше оригинальные узоры этих нагрудников расшивались золотом, то теперь золотные нити сочетались с шелком 3-5 расцветок в виде небольших горизонтальных полосок. Вышивки на головных уборах "ак яулык", "тугэрэк яулык" отличаются редкой в татарском шитье второй половины XIX века лаконичностью цветового решения. Несмотря на обилие оттенков, цветовая гамма этих вышивок представляет в целом двухцветное сочетание - черного и красного (на белом фоне). В современной татарской вышивке цветовые решения очень разнообразны, но в целом в ней сохраняется характерное и для прошлого многоцветие. Материально-техническая основа вышивки сказывается не только на характере цветового оформления узора, но определенным образом она взаимосвязана с самим вышиваемым орнаментом.
Рис. 1 г. Открытая декоративная петля. Рис. 2. Ковровый шов, выполняемый крючком. Рис. 3. Стебельчатый шов (а и б). Рис. 4. Счетная гладь (двусторонняя). Рис. 5. Бархатный шов (или "козлик"). Рис. 6 а. Крест с вертикальными стежками на изнанке. Рис. 6 б. Крест с горизонтальными стежками на изнанке. Рис. 6 в. Крест двусторонний. Рис. 6 г. "Жгут" (или шов косичкой). Рис. 6 д. Кресты в наклонном ряду. Ф.Ф. Гулова . "Татарская народная вышивка", под редакцией
Р.Г. Мухамедовой,
|
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |