|
|||||
Главная Публикации
|
Татарская народная вышивка - ВведениеФ.Ф. Гулова
Народно-прикладное искусство татар Среднего Поволжья и Приуралья, истоки которого теряются в глубине столетий, не сохранило имен сотен и тысяч своих мастеров - камнерезов, ювелиров, гончаров, вышивальщиц, ткачих. Многое из того, что было создано их золотыми руками, не пощадило время. Особенно беспощадно оно было к произведениям мастериц, искусно владевших иглой. Недолговечность материалов, применявшихся в вышивке, активное использование вышитых предметов в быту - главные причины того, что дошедшие до нас образцы татарской народной вышивки датируются в основном серединой XIX - началом XX вв. Это наследие отмечено богатством и самобытностью орнаментальных, цветовых композиций, многообразием и совершенством техники исполнения. Все это - приметы зрелого искусства, свидетельствующие о древности и популярности вышивки в быту татар. Вышивка - один из древнейших и популярных видов женского художественного ремесла. С незапамятных времен игла в умелых женских руках не только помогала мастерить удобную, защищавшую от холода или жары одежду, но и расшивала ее орнаментом. Широкое распространение вышивка, видимо, получила в медно-бронзовую эпоху, когда человек научился изготавливать ткани из шерсти и растительных волокон (льна, конопли), а среди его инструментов появилась металлическая игла, более тонкая и прочная, чем ее предшественница - костяная. То, что вышивка не требовала сложных приспособлений, обходилась минимумом - тканью, нитью, иглой, завоевало ей широкую популярность в народе. Своим происхождением вышивка обязана эстетической потребности человека внести в свое обыденное окружение красоту, искусство. Для наших предков вышивка, резьба по камню, дереву, художественная обработка глины, металла и т.д. были ценны тем, что давали возможность где пластически, где линией или цветом выразить свое образное восприятие окружающего мира. Прямые и ломаные линии, точки, кружки, треугольники, ромбы древнего орнамента служили первобытному человеку не только украшением вещи. Для него они были условными знаками, комбинацией которых он передавал свои наивные представления о мире, необходимую для жизни информацию. Вышитый на различных частях одежды знак - узор позволял установить принадлежность его обладателя к определенной родовой группе, его социальное и даже семейное положение, возраст; языком вышитого орнамента человек общался с душами предков и охранял себя от злых духов и сил. Многое, относящееся к ранней и средневековой истории вышивального искусства, остается для нас тайной, областью догадок, предположений. Однако преемственность традиций бесспорна, ибо в большинстве случаев старое не исчезало бесследно, на его основе медленно, проверяясь коллективным опытом нескольких поколений рукодельниц, рождалось новое. И это новое было совершеннее предыдущего, полнее отвечало развивающимся художественно-эстетическим представлениям народа. На протяжении веков татарский народ, сообразно своему национальному складу материальной и духовной жизни, создал устойчивый круг вещей, украшаемых вышитым узором, выделил, в качестве традиционных, определенные орнаментальные композиции, а также отдельные способы, приемы их исполнения. В этом плане татарские народные вышивки середины XIX - начала XX вв. представляют большую научную и художественную ценность. В любовно исполненных повседневных и праздничных вышивках на одежде и предметах быта, в простых и сложных, нарядных и скромных рукоделиях сельских и городских мастериц - вся выкристаллизованная столетиями "школа" татарской вышивки. И вместе с тем в них живет неутомимый и жизнелюбивый характер татарской женщины, которая, несмотря на свою тяжелую жизнь, оставаясь веками бесправной затворницей, сумела сохранить в себе светлое мироощущение, радостно-благодарное восприятие красоты окружающего. У татарской народной вышивки есть не только славное прошлое, но и настоящее. Она и сегодня является самым массовым видом художественного творчества народа. Вышивание как вид женского рукоделия особенно популярно в сельской местности, где вышитые изделия (в отличие от города) еще не полностью утратили вековые связи с некоторыми народными обрядами, семейными и общественными праздниками (свадьба, сабантуй), представляя своеобразные элементы национального быта. Вместе с тем искусство вышивки у татар за годы Советской власти претерпело большие изменения. Они коснулись как ассортимента вышитых изделий, так и материально-технической основы и художественных качеств татарского шитья. Современная татарская вышивка демонстрирует еще более расширившиеся интернациональные связи народа. В ней наряду с исконно национальными узорами, композициями и приемами исполнения появились орнаментальные композиции, способы вышивки, заимствованные из сокровищницы многонационального советского искусства. В наши дни довольно активно идет процесс возрождения на новой (промышленной) основе положительных традиций татарской национальной вышивки. Этому в значительной степени способствовало Постановление ЦК КПСС "О народных художественных промыслах". Народные мастера, в том числе и вышивальщицы, объединены вокруг Комбината художественных промыслов Министерства местной промышленности ТАССР. Современная татарская вышивка украшает и изделия, выпускаемые казанским филиалом производственного объединения "Швейник" Министерства местной промышленности ТАССР. С начала 60-х годов профессиональные вышивальщицы республики сотрудничают в тесном контакте с художниками-прикладниками, которые разрабатывают эскизы вышивок, ведут поиск новых орнаментальных композиций, созвучных современной моде в одежде и оформлении интерьера. В этой области художественное наследие татарской народной вышивки может и должно служить неисчерпаемым источником творческого вдохновения. Что же представляет собою народная вышивка татар, украшением каких предметов она являлась, какими материалами и техникой пользовались рукодельницы, каковы художественные особенности этой вышивки, как происходит ее обновление в наши дни - вот круг вопросов, затронутых в книге. Ф.Ф. Гулова . "Татарская народная вышивка", под редакцией
Р.Г. Мухамедовой,
|
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |