|
|||||
Главная Публикации
|
О костюме мишарей. Гайнетдин АхмеровКостюм мишарей, как у мужчин, так и у женщин, тот же татарский, но они носят одежду более старинной формы. Из сведений, доставленных Е.А.Малову татарином С.А. относительно формы, видно следующее: "одежда мишарей подходит на одежду старых времен, новой моды у них нет" (С. 87). У казанских же татар форма часто меняется, как у народа торгового и имеющего постоянные сношения с различными народами. Е.А.Малов говорит, что одежда у мишарей простая древнего покроя, а не изысканная одежда мухаммеданской формы (с.15). Е.А.Малов заметил, что рубашки у мишарей, как у русских, бывают своего изделия красные или пестрые, то есть красно-синие клетками (С. 16). В некоторых местах (губерний Пензенской, Тамбовской, Нижегородской и Симбирской) на мужском костюме мишарей замечается русско-деревенское влияние, например иногда мишари носят русский полушубок, русские шапки, сапоги с широкими голенищами или русские лапти 115. У татар же, как на мужском, так и на женском костюме, в последнее время стало назначаться русское городское влияние. Головная повязка у мишарок имеет особую форму, совершенно сходную с киргизской. Сначала обвертывают голову белым покрывалом (тастар), а над ним обвязывают платком, распуская концы его сзади, как от чалмы. На эту особенность головной повязки мишарок указал и Е.А.Малов (С.16) и Черемшанский 116. И.Н.Смирнов заметил, что, по влиянию мишарей, и мокшанки носят такую же форму головного убора 117. Мишарки не носят шапок и шляп; татарки же, во время полевых работ, часто надевают белые войлочные шляпы, а в праздники и в гостях носят шапки с бобровым околышем, украшенным иногда сверху позументом. Впрочем, позументное украшение шапок и у татар уже выходит из моды. Шапка дается и в калым от жениха, и записывается в метрику в числе прочих нарядов. У мишарок есть свой национальный камзол - род верхнего платья с короткими полами, и рукавами до локтей, с открытым воротом, талия со складками. Камзол застегивается лишь одной застежкой, больше серебряной, передние края только соприкасаются, а не покрывают друг друга. Точно такой же камзол мы видим у киргиз и ногайских татар (в губерниях Оренбургской и Астраханской). Камзол носят и татарки, но не такой, именно без складок и без рукавов, ворот чуть открыт, передние края покрывают друг друга. Камзол татар бывает обыкновенно теплый (на меху), дается и в калым. Мишари носят вязаные чулки, а татары и чуваши носят суконные белые чулки. У костромских мишарей ничего национального не осталось, кроме головной повязки женщин, которых только и можно различить от русских баб по этому наряду. Костюм мишарей в губерниях Оренбургской и Уфимской, судя по описаниям Черемшанского, нисколько не отличается от костюма башкир и татар того края. Примечание. О языке и народности мишарей. Известие Общества археологии, истории и
этнографии. Том XIX, вып. 2 - Казань , 1893. - С.91-160.
|
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |