|
|||||
|
Грузинский национальный костюмЗаконодателем мод во все времена в Грузии был, конечно же, Тбилиси. Здесь, где наравне с грузинами проживали представители разных народов, разных вероисповеданий, выкристаллизовывались, наполнялись необыкновенным содержанием, раскрашивались в чудные цвета наряды, платья и костюмы. Как пишут Ю. Анчабадзе и Н. Волкова, исследовавшие этнографию старого Тбилиси, полиэтничность города получила зримое отражение в традиционной одежде грузин. В одежде этой, как роскошной и изысканной, для знати, так и попроще, для ремесленников и людей победнее, были и строгая элегантность мужественности, и нежная грациозность женственности, в ней были ярко высвечены характер человека, род его занятий, привычки. И она несла людям радость бытия и умиротворение, потому что не было равнодушных к своему внешнему виду. Женщины носили длинные, сильно приталенные платья, с плотно облегающим лифом, отделанным бисером, золотой тесьмой, жемчугом. Пояс был из бархата, шелковой или муаровой ленты. Его широкие концы, богато расшитые золотом или шелком, спереди спускались почти до пола. Знатные грузинки шили платья из дорогих, чаще привозных шелковых тканей, из атласа ярко-красного, желтого, белого, голубого, синего, зеленого цветов. Верхнюю женскую одежду (катиби) шили из яркого бархата или шелка на меховой или простеганной на вате шелковой подкладке. Головной убор (тавхурва) грузинок состоял из картонного ободка (чихта) по размеру головы, обтянутого тканью, и тонкого валика из ваты, покрытого шелковой тканью. К картонному ободку прикреплялась головная повязка (тавсакрави) - узкая полоска из бархата. Под ободок особым образом надевалась вуаль (лечаки). Престижным считались лечаки из тончайшей марли, тюлевые или атласные. Один конец вуали свободно спускался по спине, закрывая косы, другим концом замужние женщины закрывали шею. Поверх головного убора, выходя из дома, грузинки накидывали шелковый платок (багдади) или большие коленкоровые покрывала (чадри), в которые закутывались с головы до ног, оставляя открытым только лицо, иногда - только глаза. Знать носила коши - туфли на высоком каблуке с загнутым вверх носком, без задников, из яркого бархата. Бедные горожанки обходились своеобразными лаптями из грубой кожи (каламани). Из украшений особый восторг женской половины вызывали яхонт и бриллианты. В моде были четки из мелкого красного коралла, гишера, янтаря. В традиции была прическа из нескольких кос и коротких локонов, закрывавших виски. Грузинки румянили лицо, красили брови, чернили волосы. Ногти, а часто и ладони красили хной. Традиционная мужская одежда состояла из нижней рубахи (перанги), сшитой из ситца, шелка или холста, нижних штанов (шеидиши), широких верхних штанов (шарвали), сработанных чаще из черного ластика или сукна черного или гранатового цветов. Верхней довольно короткой одеждой служил архалук, на который надевалась черкеска (чоха) длиной ниже колен. Верхняя одежда подпоясывалась узким наборным серебряным поясом с пряжкой. К поясу подвешивался кинжал. Лицам дворянского, княжеского происхождения в качестве верхней одежды служила каба, которую обычно шили из плотного шелка. Она отличалась по покрою от "простонародной" чохи. Каба обшивалась черным шелковым шнуром, из которого делались также пуговицы для застежки на груди и у запястья. Парадной одеждой дворян была куладжа - короткое верхнее платье из яркого бархата, опушенное мехом, иногда обшитое галуном. При куладже обязательными были кинжал или сабля и определенный головной убор - высокая каракулевая папаха. В зимнее время состоятельные горожане надевали шубу (курки), вышитую золотом или серебром. Общераспространенной одеждой в непогоду была войлочная бурка (набади). Головным убором служила высокая, остроконечная, из черной овчины папаха, у знати она была сделана из дорогого каракуля. Богатые носили башмаки на высоком каблуке без задника (коши), мягкую обувь без каблука (мести), сапоги из мягкой кожи (цаги), украшенные драгоценными камнями. Бедняки довольствовались каламани, которые надевали с вязаными носками. Комплекс одежды без оружия считался неполным, поэтому даже представители неимущих классов непременно старались приобрести хотя бы кинжал, по возможности богато отделанный. Грузинские дворяне и князья в торжественных случаях носили на себе целый арсенал: помимо кинжала - шашку, саблю и пистолет. Понятно, что упомянутое оружие служило не только в качестве украшения, но применялось часто по своему прямому назначению. Живое разнообразие в колорит грузинского национального наряда вносили самобытные образцы одежды и головных уборов представителей разных историко-этнографических областей Грузии. Так, хевсура можно было узнать по костюму из шерстяной материи, напоминающей ковровую ткань с ярким цветочным узором. На плечах коротких курток, туго перетянутых кушаками с серебряной насечкой, красовались вшитые кресты. На голове - косматая пастушья папаха. Имеретинцы покрывали голову папанаки - круглым или квадратным кусочком плотного сукна темного цвета. Папанаки бывали настолько малы, что едва закрывали макушку. Чтобы они не сползали с головы, их завязывали под подбородком шерстяными шнурами. Кахетинцы носили (и сейчас носят) небольшую, плотно прилегающую к макушке войлочную шапочку. Такие шапочки в средние века служили подшлемником и сохранились до сегодняшнего дня как своего рода реликт. Сваны появлялись в обшитых тесьмой конических шапочках с короткими полями. Аджарцы, гурийцы и мегрелы ходили в коротких куртках, доходящих до бедер, расшитых позументами, в обтягивающих брюках, заправленных в сапоги. На голове - башлык с золотой или серебряной кистью, завернутый наподобие чалмы. Примечательным был костюм тбилисских "торгашей" кинто: архалук, подпоясанный массивным серебряным поясом с крупной пряжкой, широкие черные шаровары, заправленные в сапоги. Чоху кинто не носили вообще. Бездельники и мошенники, они любили модничать и часто изменяли детали своего костюма. Носили, например, сапоги гармошкой, считали особым шиком золотую цепь от часов, спускавшуюся из внутреннего кармана архалука. Благородные трудяги-ремесленники карачохели были полной противоположностью кинто. Вся их одежда - чоха, архалук, шаровары, папаха - обязательно была черного цвета (отсюда название карачохели - "носящий черную чоху"). Инкрустированная серебром трубка, расшитый золотом кисет, пестрый платок, заложенный за пояс, лихо заломленная на голове островерхая овчинная папаха - чем не красавец-мужчина? Текст: Ника Квижинадзе. "Тени незабываемых предков", журнал "Националь" №2/2004
|
|
|
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |