|
|||||
Главная Публикации
|
Западносибирские "сарауцы" как историко-этнографический источникС.В. Суслова В этнографии особая роль как этноисторическому источнику по праву отводится народному костюму - своеобразному синтезу материальной и духовной культуры, в котором отражаются моменты этнической истории народа, его этнокультурные установки, межэтнические контакты, конфессиональная принадлежность и пр. В фондах Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника хранится уникальная коллекция из области народного костюма сибирских татар: около четырехсот предметов. Наиболее ценные вещи поступили на рубеже XIX-XX вв. "от татар". Среди них особый интерес представляют, так называемые, сарауцы, сараочи - этноспецифический женский головной убор сибирских татарок, бытовавший практически у всех групп, за исключением поздних переселенцев. Это подтверждают и наши и более ранние исследования сибирских ученых (1. с. 133). Упоминания о женских головных повязках вроде сарауц находим и в описаниях авторов XVIII-XIX вв. "Их головной убор состоит из вышитой золотом, а у бедных из украшенной оловянными безделушками, повязки" (2, с. 13). В сообщении предпринимается попытка историко-этнографической интерпретации сибирских сарауцев в контексте историко-этнографического атласа татарского народа (3). К анализу привлечены также материалы экспедицией к сибирским татарам в Тюменскую (1992), Омскую (1994), Томскую (1997) области, к астраханским татарам (1989) и публикации сибирских этнографов: Н.А. Томилова, Ф.Т. Валеева, В.В. Богомолова, Е.Ю. Смирновой. В фондах ТГИАМЗ хранится около десятка сарауцев. И по материалу изготовления, и по характеру декоративно-художественного оформления, и, наконец, в плане хронологической характеристики они заметно различаются между собой. Объединяет же их и, одновременно, отличает от подобных уборов - повязок других народов лишь одно -специфическое оформление нижнего, прилегающего ко лбу женщины, края повязки. Это плотно обвитый золотой нитью жесткий ободок, придающий повязке вид диадемы. Наиболее древними (начало - середина XIX в.) представляются повязки, выполненные золотным шитьем на шелке (инв.3271, инв.4701), рис.1. Орнамент на этих сарауцах, по сравнению с другими, архаичнее, сложнее и более плотный. На общем фоне "растительности" в нем угадываются древние знаки и символы (солярные, например), фантастические зооморфные изображения. В них, порою и в более поздних сарауцах, используется особый вид золотной вышивки, когда контур орнамента выкладывается золотной веревочкой, свитой из шести-восьми нитей. Данный способ шитья, вероятно, есть основание связывать с бухарским золотным шитьем - тофта (9; 10). Рис.1. Сарауц сибирских татар. Золотное шитье. ТГИАМЗ, инв.3271, инв.4701. Не менее древним (в плохой сохранности) является сарауц, выполненный золотным шитьем "вприкреп" по красному бархату (КП 12988 б) рис.2 "Тяжелая" золотная гладь на этом уборе, архаичная композиция орнамента, напоминающая тюркские вариации "древа жизни" легко увязываются с вышивками на аналогичных головных повязках салауц, салавыч татар-мишарей окско-сурского междуречья, особенно их южной кузнецко-хвалынской подгруппы (Саратовская губ.), хранящиеся в фондах Пензенского и Саратовского музеев, рис.3,4. К более поздним, на наш взгляд, относятся сарауцы с бархатным начелышем (чаще красно-бордово-кирпичных отттенков). Золотной орнамент на них "более" цветочно-растительный и менее плотный. На нем также присутствуют контурные швы вроде тофта, которые заполняются либо золотным шитьем, мишурой, бисером, жемчугом, либо остаются свободными. Все это напоминает орнамент, в частности "свободного" или "заполненного" тамбура, на вышивках волго-уральских татар, особенно, казанских. Нечто среднее между западно-сибирскими сарауцами и поздней разновидностью калфаков (калфак-наколка -общенациональный декоративный элемент в прическе татарки конца XIX - начала XX в., в том числе и сибирской) представляет собой головная повязка (инв. 17166/24), рис.5. Она изготовлена на твердой основе, бархатная с весьма характерной для поздних татарских калфаков вышивкой бисером в виде крупного цветочного орнамента; в одетом виде напоминает калфак. Вероятно, подобные вариации поздних сарауцев можно считать одной из переходных форм от традиционных западно-сибирских повязок к калфакам казанско-татарским по происхождению, рис.6. Вопрос о происхождении сарауцев до сих пор остается открытым, хотя определенный сравнительно-исторический и ретроспективный анализ их предпринимался сибирскими учеными (1, с. 182; 4, с. 153; 5, с. 124). К сожалению, в распоряжении специалистов были лишь ограниченные материалы (старые издания) по этнографии татар Поволжья и Урала. Этим, вероятно, объясняется ошибочность выводов о том, что у поволжских татар, в том числе мишарей, повязок типа "сарауц" не было (4, с. 153), что казалось бы странным, поскольку сибирские и волго-уральские татары являются тесно связанными в этнокультурном отношении этническими общностями с весьма раннего времени (21; 11). Рис.2. Сарауц сибирских татар. Золотное шитье. ТГИАМЗ. инв. 12988/б. Рис.3. Салауц кузнецко-хвалынских мишарей. Золотное шитье. ПОКМ, инв. 15078. Рис.4. Салауц кузнецко-хвалынских мишарей. Золотное шитье. ПОКМ, инв. 15104. Рис.5. Сарауц сибирских татар. Вышивка бисером. ТГИАМЗ, инв. 17166/24. Рис.6. Калфак пермских татар. Вышивка бисером. ПКМ. Рис.7. Сибирские татары. Из фондов музея с. Большеречье Омской обл. Имеющийся в нашем распоряжении корпус источников, в том числе многочисленные исследования Н.А. Томилова позволяют утверждать, что сарауц глубоко архаический элемент женского убора сибирских татар, который в середине XIX в. (и ранее) надевали в комплексе с большими покрывалообразными уборами: полотенцеобразным тастаром или треугольным покрывалом кыйек, кыекча (4, с. 153), позднее шелковой шалью, рис.7. Думается, что синхронный территориальный анализ сарауцев, как и диахронный, следует проводить именно и непременно учитывая весь этот комплекс убора с учетом его возрастной принадлежности (именно женский убор) и терминологии. Ибо под разными наименованиями головные повязки (в том числе девичьи), как справедливо заметил Н.А. Томилов известны практически всем народам (тюркским, финно-угорским, славянским, монгольским) как Волго-Уральского, так и Сибирского регионов (4, с. 152-153), что не может служить серьезным аргументом в решении вопросов этногенетического характера. Итак, по нашим материалам, в середине XIX века (вероятно и ранее) головные повязки-волосники салауц, салауш, салавыч, "салауч", той же конструкции, что и сарауц, сараоч сибирских татар, являлись частью женского тастарного комплекса головного убора татар-мишарей окско-сурского междуречья (19, с. 100-102). Причем, у кузнецко-хвалынских мишарей Саратовской губернии они имели и весьма схожий, как видели выше, характер золотного шитья на шелковом или бархатном очелыше, включая орнамент (3, рис. 192,193). Комплекс подобного убора астраханских татарок (юртовцы) также состоял из волосника-повязки или чепца шлауш, налобная часть которого оформлялась множеством фигурных цепочек, монеток, бусинок, нанизанных на шерстяной или шелковый шнурок (см. выше: подобное описание западносибирской головной повязки у Н. Кострова). Шлауш носился непременно в комплексе с тастаром, часто треугольной формы кыйик тастар. (22, с.83-85), рис.8. Рис.8. Астраханские татары. Из фондов АКМ. Рис.9. Мишари Окско-Сурского междуречья. Из фондов ГОМТР. Аналогичный тастарный комплекс бытовал у касимовских татар. Волосник селэвес с вышивкой золотного шитья, как у соседних мишарей, у касимовцев не сохранился. Лишь изредка приходилось видеть волосники с налобной частью, орнаментированной разноцветными полосками ткани (3, с.74; 23). Вероятно, это связано с тем, что касимовские татары, будучи, в основном, горожанами (г. Касимов Рязанской губ.) раньше мишарей включились в этноконсолидационные процессы татар, основанные в значительной степени на казанско-татарской городской культуре. Так, в середине - конце XIX в. они полностью восприняли и казанско-татарский городской костюм с его калфачным комплексом головного убора (3, рис.236). Сам же казанско-татарский калфак, по нашему мнению представляет собой тот же волосник, трансформировавшейся в более утонченной убор из архаической женской повязки-волосника вроде салавыч мишарей или сарауц западно-сибирских татар. Неслучайно, те же касимовские татары в середине XIX в. надевали в комплексе с тастаром и калфаки (3, рис.201). Аргументом в пользу этого служит и тот факт, что женские казанско-татарские калфаки (в отличие от девичьих) непременно были с украшенным вышивкой околышем ("ободком-повязкой"). Кроме того, женский калфак, как известно, всегда представлял собой нижний убор (волосник), который традиционно надевался в комплексе с верхним убором, покрывалом-платком (3, с. 128), рис.9. У референтной группы казанских татар, в частности, в Заказанье, древних повязок-волосников, наподобие сарауц, салавыч обнаружить не удалось, хотя большие треугольные покрывала орпэк с украшенным начелышем (аналог кыекча) имели место в головных уборах старух, рис. 11. У периферийных же их групп, где эволюция культуры, как известно, шла с определенным отставанием, следы бытования подобных повязок налицо. Так, татары Оренбурга, северо-восточных уездов Уфимской и особенно Пермской и Вятской губерний, однотипный сарауцу волосник-повязку сарынъя, мангайча так же использовали с большим треугольным покрывалом кыекча. Пермско-вятский волосник-повязка украшался спереди позументом, монетками (13, с.31; 12 с. 105). Рис.10. Казанские татары. Из фондов ГОМТР. Рис.11. Казанские татары. Из фондов ГОМТР. Уместно вспомнить в этой связи и древние башкирские хараусы, которые достаточно хорошо изучены башкирскими учеными (16, с. 108-110; 17, с.82-84) и использование которых С.Н. Шитова на основании ряда причин (единая территория бытования: Восточные районы Башкирии и Зауралье, единство их декоративно-художественного оформления) связывает с тастарами. (17, с.82-84). Башкирские хараусы, вероятно, также представляют собой ни что иное, как украшаемую деталь, женского волосника, который вместе с тастаром давно вышел из быта. На смену ему, как и у татар, пришли калфакообразные уборы-волосники в комплексе с головным платком. Волосники-повязки бытовали и у большинства групп крещеных татар (3, с. 137), включая приуральских нагайбаков (24, с.56), правда, в ином комплексе головного убора-сурэкэ (аналог русской "сороки"). Интересно, что только у татар-кряшен, формирование культуры (в том числе народного костюма) которых шло под значительным влиянием православия и русской культуры, женские калфаки, как и общенациональный костюм в целом, не вошли в обиход совершенно *. Таким образом, анализ сюжетов, связанных с западносибирскими, в частности, "тобольскими" сарауцами, в контексте "Историко-этнографического атласа татарского народа", показал следующее. В начале - середине XIX в. у западно-сибирских и волго-уральских татар, а также башкир существовал, по сути, единый комплекс женского головного убора, состоящий из волосника (сарауц, салауц, салавыч, сэлэвес, шлауш, сарынъя, хараус) и большого полотенцеобразного или треугольного покрывала (тастар, кыйик тастар, кыекча) и т.п. При наличии общих этнических черт, данный головной убор в каждом регионе, в каждом конкретном случае был оригинален. Ни один элемент его (особенности декоративного оформления и конструкции, используемые материалы), даже у представителей одной возрастной и социальной группы, не повторял другой: они соотносились между собой не как копии, а как вариации, без которых, как известно, народная традиция (т.е. относительная стабильность и длительность воспроизводства того или иного этнографического явления) не может существовать (20, с. 119). Отсутствие четких данных о существовании подобных повязок-волосников у казанских татар референтной группы (Казань, Заказанье) объясняется, вероятно, относительно ранней (в условиях городской культуры) эволюцией их в калфак - волосник, надевавшийся в комплексе с покрывалом - платком, рис. 10-11. В середине XIX в. калфак был частным явлением, характерным исключительно для казанских татар референтной группы. (3, с.4). Но уже в конце XIX - начале XX в., в период наибольшей активности этно-консолидационных процессов, он становится общенациональным элементом костюма, характерным практически для всех татар (включая сибирских и астраханских). * Это никоем образом не касается ранних форм девичьих калфаков, в особенности белого вязаного ак калфак, который широко бытовал вплоть до начала XX в. практически у всех групп волго-уральских кряшен. 1. Томилов Н.А. К истории головных уборов сибирских татар // Этнография народов
Алтая и Западиной Сибири. - Новосибирск: Наука, 1978. Список сокращений Источник: Сборник статей "Сибирские татары". Монография - Казань : Институт истории АН РТ. 2002 г.
|
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |