|
|||||
|
Одежда и украшения сибирских татарЭтнокультурные связи сибирских татар с другими народами отчетливо прослеживаются в их одежде и украшениях. Изучение одежды сибирских татар второй половины XIX - начала XX вв. представляет собой трудную проблему, которая связана с совершенной недостаточностью сохранившихся образцов. Музеи в Западной Сибири начали возникать только в последней четверти XIX в. Так, в Тобольске музей возник в 1870 г., в Тюмени - в 1892 г. Долгое время эти музеи, в том числе Западносибирский музей в Омске, имели случайный набор экспонатов. Отдельные экземпляры предметов материальной культуры сибирских татар, в том числе их одежды, начали поступать в сибирские музеи только с конца XIX - начала XX вв. Очень скудны сведения об одежде татар в дореволюционной литературе. Сибирские татары издавна шили свои одежды из материалов, сотканных из овечьей шерсти на собственных ткацких станках, и из тканей, привезенных торговыми бухарцами из Средней Азии. Татарами также часто использовался холст, приобретаемый у окружающего русского населения. С конца XIX в. в некоторых местах татары стали производить холст и сами и широко начали использовать ткани фабричного производства. Описание одежды татар региона во второй половине XIX - начале XX вв. нами дается на основе наших полевых наблюдений в ряде районов Омской и Тюменской обл. При написании раздела использованы коллекции Тобольского и Омского музеев, среди экспонатов которых имеются некоторые образцы татарской одежды. Сибирские татары сохраняли свою традиционную национальную одежду в основном до середины XIX в. В одежде каждой из групп сибирских татар наблюдались некоторые особенности, связанные с естественно-географическими условиями районов обитания отдельных групп, а также с историческими контактами татарского населения данного района с другими народами. До появления швейных машин татарки мужскую, женскую и детскую одежду шили вручную, соблюдая национальные традиции и учитывая половозрастные особенности людей. Что касается качества материала, из которого шили одежду, то оно зависело от социального положения семьи. Основным видом мужской верхней одежды всех социальных слоев татар служил камзол (камсул). Обычно его шили из сукна в талию, длиной чуть ниже колен. Он был однобортным со стоячим воротником и застегивался на 5-6 пуговиц. Петли камзола прометывались. Камзол шили на подкладке (астар), но не подстегивали. По бокам его прорезали карманы. Среди тюменских татар в дореволюционный период был распространен камсул с короткими (до локтя) рукавами (терсэк енг камсул). Тобольские татары называли камсулы бишмэт (ТГВ, 1861, № 41). У богатых татар воротник теплого (стеганного на вате) бишмэта и его левая пола до пояса имели опушку из бобра, мерлушки или котика. Праздничные бишмэты богатыми татарами шились из парчи различных сортов, а также других материалов, но всегда светлых тонов. Во время полевых работ поверх рубашки и штанов из холста татары носили сшитую также из холста легкую одежду шабур (шабыр). Шабыр по крою был почти такой же, как татарский камзол. Он шился с прямой спиной, длиной ниже колен и со стоячим воротником, застегивался так же, как камзол, на 4-5 пуговиц. Этот вид шабура татары считали традиционным национальным видом одежды, хотя он встречался у некоторых народов Саяно-Алтая. Татары хорошо владели технологией обработки шерсти, изготовления материала и способами шитья различных видов одежды. Из шерсти они ткали материал для изготовления такой повседневной традиционной одежды, как сукмэн (цикмэн). Шили сукмэн вручную. По форме он напоминал камзол, но был длиннее его, шился в талию, со стоячим воротником, подолы были несколько расширены. Застегивался сукмэн в левую сторону на 4-5 пуговиц, сделанных из толстой подошвенной кожи. С конца XIX в. к сукмэну начали пришивать металлические пуговицы. Петли делались пришивные из ткани или мягкой кожи. Сукмэн при ношении подпоясывался кушаком, изготовленным также из шерсти. Сукмэн тюменских татар отличался от сукмэна тарских тем, что воротник его часто делался шалью и из сукна темных тонов (черного, чаще коричневого). Средь тюменских татар был в прошлом распространен также чикмэн (цикмэн) - разновидность сукмэна. Чикмэн шился из грубошерстного материала и был рассчитан на ношение в холодное время года. Воротник чикмэна делался шалевый из того же материала. Всю верхнюю теплую одежду (стеганые мужское и женское пальто, меховые шубы, тулупы и т. п.) татары называли общим названием "тун". Термин "тун" всегда употреблялся вместе с названием материала, из которого шили тот или другой вид теплой одежды, например, лисья шуба (толге тун), полушубок (тире тун) и т.д. Наиболее распространенным видом традиционной татарской мужской верхней одежды вплоть до 30-х гг. XX в. было прямоспинное, стеганное на вате пальто со стоячим воротником. Воротник его иногда имел меховую опушку. Такую одежду тарские татары называли пирэцэ, а тобольские и тюменские - кортэ. В XIX - начале XX вв. среди татар широкое распространение получили длинная шуба и полушубок из овчины. Такие шубы обычно шились без воротника, застегивались они на 4-5 пуговиц и подпоясывались опояской (пильбау). По сведениям И. Н. Юшкова, относящимся к 60-м годам прошлого века, шубы из овчины татарами крылись сукном, нанкой или дабой (ТГВ, 1861, № 42). Свои опояски татары делали из бумажных тканей или изготовляли из шерсти на ткацком станке. В праздники они иногда надевали на бишмэт широкий кожаный пояс, украшенный металлическими бляхами и широкой медной или бронзовой пряжкой (ТГВ, 1841, № 42). Богачи из татар, торговые бухарцы, а также муллы крупных мечетей носили шубы на лисьем или волчьем меху. Среди зажиточных социальных слоев были распространены также шубы из шкурок, снятых с лапок (пычкак, поцкак) лисиц и других зверьков. Такие шубы татарами назывались поцкак тун. Зимой во время дальних поездок татары поверх пирэцэ (кортэ) или полушубка надевали овчинный тулуп (оллы тун). Тулупы шились также из собачьих или козьих шкур (яга) шерстью наружу. Богатые татары носили тулупы из волчьих шкур, крытые сукном. К теплой мужской одежде относились шаровары из овчины (тире цалбар). Праздничная мужская одежда татар состояла из тех же видов, но шилась она из более дорогих сортов тканей и по моде. Впрочем, качество материалов для изготовления праздничной да и повседневной одежды зависело от достатка семьи. Праздничной мужской одеждой всех групп татар-мусульман был легкий среднеазиатский халат (яктэ, чапан). Богатые татары и представители духовенства иногда шили свои халаты из парчи или других дорогих тканей, а бедные - из тика, нанки. Именно об этой одежде тобольских татар писал И. Н. Юшков, говоря, что поверх бешмета надевается обыкновенный халат с широкими пазухами (ТГВ, 1861, № 42). Татары среднего и старшего возрастов в дореволюционные годы надевали халаты при посещении мечети, во время религиозных праздников. В качестве праздничного татарки носили платья с оборками (пормэ). Оборки нашивались на платье (койлэк) в различных местах и в разном количестве. На праздничных платьях пожилых женщин по подолу делались мелкие складки в несколько рядов. Иногда вокруг подола светлого шелкового платья нашивали ленту из шелка темных тонов шириной 4-5 см, цвет такой ленты подбирался в зависимости от цвета платья. Поверх рубашки женщины надевали камзол. Женский камсул имел покрой, аналогичный с мужским. Он отличался лишь тем, что расширения к подолу было больше, чем в мужском камсуле. Женский камсул большей частью шился с рукавами, с прямым стоячим воротником, застегивался он на 4-5 пуговиц, но татарки часто носили и камсулы-безрукавки (енгсес камсул). Пожилые женщины обычно носили камсулы длиной ниже колен, молодежь носила камсулы несколько короче. Камсул - одежда, которую татарки носили постоянно. Встречались камсулы с легким подкладом, иногда стеганые и меховые. Шились они из различных материалов, начиная с нанки и кончая шелком, атласом и бархатом. Праздничные камсулы у богатых татарок шились и из дорогих тканей с открытой грудью. Воротник, полы и концы рукавов таких камсулов опушались мехом. До середины XIX в. татарки носили стеганые халаты (чапан) среднеазиатского типа. Но со второй половины XIX в. эти халаты начинают вытесняться прямоспинными стегаными пальто (пирэцэ) со стоячим воротником. Богатые татарки-горожанки примерно с последней четверти XIX в. стали носить женские зимние пальто европейского покроя, соответственно моде. Мужская и женская обувь татар в изучаемый период не отличалась разнообразием. Наиболее распространенным видом мужской обуви были кожаные сапоги, которые носились постоянно, за исключением зимних месяцев. Они носились с портянками (аякцу, аяк цолгавы) или с шерстяными носками. Традиционной мужской обувью татар, обитавших в северных лесных и болотистых районах, были болотные сапоги (царык). Царык - это кожаная обувь с мягкими подошвами и голенищами, доходившими до колен. Среди тюменских татарок имела широкое распространение женская обувь под названием царык баш (букв. - головка царыка). Эта обувь представляла собой тот же описанный выше царык, но без голенищ. Куцпак такой обуви был длинным и завязывался на икрах. Сибирские татары и бухарцы региона издавна носили ичиги (ату), полусапожки, шитые из бараньей или козлиной кожи, с мягкой подошвой. Поверх ату как мужчины, так и женщины надевали кожаную обувь кенкэ. Сибирско-татарская кенкэ - это головки кожаных сапог на твердой подошве. Кенки в XIX в. были известны и русским (Даль. Толковый словарь, 1955,1 т. II, с. 106). Зимнюю мужскую и женскую обувь у татар составляли валенки (пойма). Старики обоего пола, представители духовенства зимой носили валяные калоши (кулаша пойма), представлявшие собой головки больших валенок с низкими голенищами. Такую обувь надевали также поверх ичигов (ату) или шерстяных носков. В холодное время татары носили рукавицы (миэлэй). Они вязались из овечьей шерсти и обычно обшивались холстом, кожей. Широко бытовали среди татар также меховые рукавицы (тире миэлэй) из бараньей, козлиной шкур, мехом внутрь. Иногда делались рукавицы из собачьей шкуры ("мохнатки"), шерстью наружу. Девушки и молодые женщины в дореволюционное время часто носили перчатки из козьего пуха. Основным мужским головным убором сибирских татар, как и казанских татар-мусульман, была тюбетейка. У казанских татар в дореволюционный период употреблялись два основных вида тюбетеек: такыя, представлявшая собой полусферу, и кэлэпуш - низкий усеченный конус с плоским верхом, при долгом ношении превращавшийся также в полусферу. Сибирские татары называли эти два вида тюбетеек кэбэц и тэкыя. Второй вид тюбетеек сибирские татары изготавливали, как правило, из бархата темных тонов (черного или темно-синего). Такой кэбэц считался праздничным и татары надевали его по большим религиозным праздникам, а также во время семейных торжеств. Указанные два типа тюбетеек до сих пор носят татары-сибиряки старшего возраста. Баи и представители интеллигенции второй вид тюбетейки носили постоянно. Экземпляры тюбетеек этого типа хранятся в коллекции Тобольского музея. По сведениям И. Юшкова, в прошлом тобольские и тюменские татары носили войлочные шляпы (киес такъя) (ТГВ, 1861, № 42), также типичные для казахов и узбеков конические шапки, которые были вытеснены опушенными мехом полусферическими шапками. А зимой татары носили шапку-ушанку. Полусферическая шапка, опушенная мехом, татарами называлась кама бурек, букв. - шапка из выдры. В прошлом такие шапки особенно богатыми татарами опушались мехом выдры (кама), в дальнейшем татары называли всякую опушенную мехом сферическую шапку "кама бурек". Полусферическая шапка в прошлом широко употреблялась и казанскими татарами. Подробное описание такой шапки у казанских татар дано в литературе (Воробьев. Казанские татары. - Казань, 1953, с. 256). Основным женским головным убором служил платок. Татарки никогда не выходили на улицу с непокрытой головой. Платки русского фабричного производства приобретались ими у торговцев. Женщины из бедняцких и середняцких семей обычно носили дешевые ситцевые платки светлых тонов. В холодное время женщины и девушки поверх легкого платка покрывали голову байковой или шерстяной шалью (калын шаль) фабричного производства, обычно коричневого или серого цвета, носили также шерстяные и пуховые шали собственной ручной вязки. Часто татарки поверх головного платка носили шапки с несколько суженной тульей с более широким меховым околышем, чем у мужских. Бывало, что замужние женщины на голову надевали вместо платка шапку, а сверху завязывались платком. К женским праздничным головным уборам сибирских татарок относились разные колпаки (калвак, калфак) и сарауц, бытовавшие среди всех изучаемых групп татар до конца 1920-х гг. Колпаки считаются традиционным женским головным убором казанских татарок и подробно описаны в литературе (Воробьев. Указ. раб., с. 275- 282; Татары Среднего Поволжья и Приуралья, с. 143- 146), поэтому мы не будем давать их описания. В дореволюционный период колпаки поступали к сибирским татарам в основном из Казани и Оренбурга. Значительный интерес представляет другой вид женского головного убора сибирских татарок - сарауц. Сарауц - праздничный, головной убор замужних женщин, напоминающий диадему. Этот довольно дорогой головной убор был распространен во второй половине XIX в. и в XX в. среди женщин из богатых семей. Сарауц нами рассматривается как традиционный головной убор сибирских татарок. Экземпляр сарауца хранится в коллекции Тобольского музея. Он поступил туда в 1909 г. (ТГИАМЗ, инв. № 275). Основой, каркасом указанного сарауца служат две параллельные тонкие металлические ленты, расстояние между которыми 11,3 см, они придают головному убору вид диадемы. Между металлическими лентами широкая полоса голубого канауса длиной 39,3 см. (Подробнее: Валеев. Западносибирские татары... с. 150). Вопрос о происхождении сарауца не изучен. Но, несомненно, сарауц возник среди тюркоязычных народов и очень давно. Так, в словаре Махмуда Кашгарского (XI в.) сарауц означает женский платок. Правда, в лексике некоторых современных тюркоязычных народов встречаются слова, близкие к слову сарауц по своему фонетическому звучанию. Например, так называемый волосник татар-мишарей (солауц), башкирский hapayc (Мухамедова. Татары-мишари. - М., 1972, с. 102) и т. д. Однако предметы, обозначаемые этими словами, не имеют ничего общего с сибирско-татарским сарауцем. Сарауц в описанном выше виде не встречается у других тюркских народов (у татар Поволжья, казахов, узбеков и др.). Украшения сибирских татарок в изучаемый период в основном были такие же, как у казанских татарок. К украшениям всех классов татар региона относились различного рода орнаменты на обуви, вышивки на поверхности головных уборов и одежды. Материалами для украшений служили металл, камень, ткань. Сибирско-татарские украшения носили обобщенное название шай, происходящий от арабско-персидского слова "шэй" (вещь, предмет). К металлическим украшениям относились браслеты (белэлек). Наиболее распространенным типом браслета был сплошной, сделанный из одной пластинки. Браслеты носили женщины всех социальных слоев. Изготовлялись они в основном из низкопробного серебра. Ширина браслетов достигала 2-3 см. К этой категории украшений относились также медные, серебряные и позолоченные кольца. В коллекции Тобольского музея хранится несколько серебряных браслетов, украшенных гравировкой и разноцветными камнями (ТГИАМЗ, инв. № 33, № 39 и др.). К женским украшениям относились накосники из просверленных серебряных монет, разнообразные серьги (сыр-га), ожерелья (муенцак). Степень ценности украшений зависела от социального положения женщин. Так, женщины и девушки из богатых семей носили браслеты, кольца из серебра и золота высоких проб, золотые и серебряные перстни с драгоценными камнями, дорогие серьги, жемчужные ожерелья, тогда как женщины и девушки из бедных семей носили браслеты и кольца из меди, дешевые серьги, в качестве шейного украшения - бусы, нанизанные на нитку разноцветные стеклянные шарики разной величины. Во второй половине XIX - начале XX вв. в одежде сибирских татар прослеживается начавшееся еще раньше влияние других народов. Некоторые традиционные виды одежды татар под влиянием других народов подверглись изменениям, а некоторые вошли в быт татар путем непосредственного заимствования. Например, бытовавшие до конца 1920-х годов среди зажиточных слоев тарских, тюменских, тобольских татар меховые шубы (поцкак тун) имеют саяно-алтайское происхождение. В прошлом у алтайских народов встречались обувь и одежда, сшитые из шкурок, снятых с лапок (пычкак) пушных зверьков. Слово "пычках" в диалекте черневых татар (туба-кижи) означает "лапа" (Вербицкий. Указ.раб., с. 280; Баскаков Н. А. Диалект черневых татар (тубакижи). Тексты и переводы. - М., 1965, с. 145; Валеев. Западносибирские татары... с. 151). Через бухарцев к сибирским татарам проникли мужские и женские среднеазиатские халаты, полусферические тюбетейки. Среди отдельных групп татар, близко контактировавших с казахами, встречались традиционная казахская мужская обувь - байпак, казахский теплый головной убор с большими ушами и наплечьем (тымак) и казахская зимняя мужская одежда копе. Развитие капитализма в Сибири способствовало усиленному проникновению к сибирским татарам одежды казанских татар. В предреволюционные годы среди разных социальных групп сибирских татар широкое распространение получили мужские каракулевые шапки казанских татар в виде низкого цилиндра, вышитые тюбетейки, различные виды женских колпаков, модные платья с оборками, поступившие из Казани, Оренбурга, частично из Уфы. Значительный интерес представляет вопрос о проникновении в среду сибирских татар русской одежды. В период развития капитализма в Сибири, в особенности после революции 1905-1907 гг., русская городская одежда все больше распространяется среди сибирских татар. В это время многие татары-горожане стали носить стеганое полупальто русского (городского) покроя, пиджаки, брюки, ботинки с галошами, рубашки-косоворотки, шляпы и даже картузы. Крупные торговцы из татар и бухарцев стали носить костюмы-"тройки", модную обувь, каракулевые шапки, шляпы и т. д. Молодые женщины и девушки-горожанки из богатых татарских семей, интеллигенции, приказчиков носили русские (европейские) платья с кружевами, модные шляпы, ботинки на высоких каблуках с высокими голенищами на шнурках и т. д. Среди этой категории значительное распространение получили нижнее белье, кофты, зимние и демисезонные пальто, меховые шубы. Простую русскую городскую одежду носили и татары-отходники, продолжительное время работавшие в городах дворниками, чернорабочими, а также работавшие на угольных шахтах, золотых приисках, на водном и железнодорожном транспорте и т. д. Ф.Т. Валеев. Из главы "Материальная культура" книги Ф.Т. Валеев."Сибирские татары" - Казань, Татарское книжное издательство, 1993г Иллюстрации с Фотоатласа сибирских татар
|
|
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |