|
|||||
|
Татарская мужская традиционная одеждаРамзия Мухамедова,
Мужская традиционная одежда волжско-уральских татар мало сохранила местных особенностей, что выражается главным образом в деталях одежды: в форме воротника, большей привязанности костюма отдельных групп к архаичным формам (длинные рубахи, длинные же камзолы и т. д.), наличии заимствованных от соседей элементов костюма. Основу любого традиционного ансамбля костюма мужчин составляют рубаха (күлмәк) и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легкой льняной или хлопчатобумажной ткани. Рубаха была исключительно глухой (следы бытования распашной нательной одежды у татар не прослеживаются). По особенностям покроя в сер. XIX и нач. XX вв. имели место 2 типа мужских рубах: 1) туникообразный — без шва на плечах, с ластовицами под мышками и с широкими вставными боковыми клиньями; 2) рубаха со скошенными сшивными плечиками и круглыми проймами для рукавов. Первый тип рубахи шился из прямого, перегнутого поперек (по утку) полотнища. На месте сгиба делался прорез для ворота, с боков пришивались косые клинья (чабу). Рукава пришивались к центральному полотнищу по прямой. Между боковыми клиньями и рукавами вшивались ластовицы — прямоугольные куски ткани (иногда другого цвета). Грудной разрез делался посередине центрального полотнища; края разреза подрубались; для прочности, на спине, по плечам и груди с изнанки нашивали подкладку или подоплеку (инеч). Рубаха застегивалась у воротника на одну пуговицу или же завязывалась цветной тесемкой, продетой в прорезные петли. Вплоть до середины XIX в. туникообразный тип рубахи с центральным нагрудным разрезом был наиболее распространенным. От туникообразных рубах соседних народов (мари, удмуртов, русских и др.) татарская рубаха отличалась длиной и шириной. Она шилась очень свободной и длинной (до колен), с широкими и длинными же рукавами (закрывали кисти рук). Во второй половине XIX в. некоторое распространение среди татар-кряшен получила туникообразная рубаха с боковым грудным разрезом (косоворотка). Ее шили с высоким стоячим воротником и приполоком (каплавыч). Второй тип рубахи — со скошенными плечами и круглыми проймами— получил бытование (наравне с рубахой первого типа) во второй половине XIX в. и связан с распространением среди населения, в том числе и сельского, фабричной ткани, прежде всего ситца (ширина которого дает возможность не делать боковые клинья и ластовицы под рукавами). В конце XIX в. этот тип рубахи на всей территории проживания татар становится преобладающим, а в начале XX в.— единственным. На деталях покроя мужских рубах, особенно второго типа, заметна возрастная дифференциация. Так, рубахи молодых мужчин шились не столь широкими и длинными (выше колен), с несколько зауженными к кистям рукавами. Рубаху носили, за исключением кряшен, навыпуск, не подпоясываясь. Она воспринималась как нижняя одежда, хотя в жаркую погоду в ней нередко появлялись и на улице, особенно в деревнях. Штаны (ыштан) также относятся к древней части одежды татар. По покрою они представляют собой вариант поясной одежды тюрко-язычных народов, получившие в этнографической литературе название «штаны с широким шагом». Их шили широкими у пояса, длиной до щиколоток, без карманов; укреплялись они на бедрах при помощи гашника (ычкыр), продетого в верхний загнутый край; покрой состоял из 3-х частей: двух штанин с клиньями и прямоугольной вставкой между ними. Для пошива нижних штанов использовалась алача собственного (домашнего) или среднеазиатского производства. До конца XIX в. среди казанских татар, особенно Заказанья и северного Приуралья, бытовали обрядовые штаны жениха (кияү ыштаны), сшитые из домашней пестряди с мелкими «выборными» узорами (алмалап суккан алача). Для холодного времени года шили верхние штаны (чалбар) из плотной ткани, в том числе из полусукна домашнего производства (тупа). В начале XX в. покрой чалбар приближался к брюкам европейского образца. Их шили с боковыми карманами, на поясе, с разрезом спереди и на застежках. Верхняя плечевая одежда была исключительно распашной. Имеются сведения о бытовании накидкообразной (безрукавной) распашной одежды ябынгыч (отсюда термин «епанчи»). В XIX в. ябынгыч в комплексе костюма татар уже не значится. Верхняя наплечная одежда этого периода была исключительно с рукавами или с проймами для продевания рук. По своему основному назначению (зимняя, весенне-летняя, осенняя) она была довольно разнообразна. Ее шили из фабричной хлопчатобумажной, шерстяной ткани, из холста, сукна, полусукна домашней выработки, из меха (овчины, лисьи и т. д.). Она сочетает короткие и длинные формы стана, различные формы воротника (стоячий, отложной, шалевый). Однако эта, внешне разнообразная одежда, при анализе покроя имеет весьма устойчивые общие признаки. Одним из таких признаков является то, что основа татарской традиционной наплечной одежды исключительно с вертикальными швами. Горизонтальные разрезы и швы на бортах, спинке (по линии талии) сравнительно поздние и представляют вторичный признак. Не менее важным признаком верхней одежды является и то, что полы у них двубортные (разрез спереди по середине), запах справа налево (на мужской и женской одежде). Спинка и борта кроятся отдельно; правая и левая полы по покрою и размерам одинаковые. Общим и устойчивым признаком, по которому можно систематизировать всю
верхнюю одежду татар, является покрой стана, его спинки. По этому признаку
все многообразие верхней одежды сводится к
следующим двум типам: В конце XIX — нач. XX вв. преобладающим являлся первый тип одежды. Независимо от возраста и пола, татары (включая и кряшен) носили одежду с цельной приталенной спинкой, с клиньями на боках ниже талии (билле кием). Ее шили с наглухо закрытым воротом, с выкроенными плечиками. К этому типу верхней одежды относятся: камзол, казакин, бишмет, чоба, билле чикмә н, билле тун. Камзол (камзул) носили поверх рубахи. Он воспринимался народом как вид домашнего (горничного) платья; в нем на улицу выходили редко, особенно в городах. Шили его из фабричной ткани темных тонов, на тканевой же подкладке (реже на меху) длиной чуть выше колен, с небольшим стоячим воротником, без рукавов или с короткими, до локтей, рукавами. В более ранний период, в частности, в первой половине XIX в., исследователи отмечают у казанских татар камзолы на меху, с длинными рукавами. Во второй половине XIX в. заметна тенденция сокращения его общей длины. Так, в нач. XX в. в комплексе костюма татар, особенно молодежи, получили распространение короткие, приближенные к европейскому жилету камзолы-безрукавки. При этом они сохранили свою традиционную «трехшовную» приталенную основу. Короткие камзолы не носили разве только татары-кряшены. Казакин (кәзәки)—легкая длиннополая (почти до икр) или короткая (до колен), с длинными рукавами, одежда. Его шили исключительно из фабричной ткани (хлопчатобумажной или шерстяной) темных тонов с цельной приталенной спинкой, на тканевой подкладке, с небольшим стоячим воротником, с запахом справа налево. Низкий стоячий ворот застегивался у горловины на крючок; с боков (или только в правой поле) прорезали внутренние карманы. На богатых казакинах, помимо боковых, на груди прорезался еще небольшой кармашек для часов. Как в сер. XIX в., так и в конце XIX — нач. XX вв. казакин представлял наиболее распространенный вид демисезонной одежды у татарского населения. В начале XX в. короткий казакин из хорошей фабричной ткани, с прорезными карманами на груди воспринимался уже как одежда татарской интеллигенции и служащих города. В сочетании с брюками европейского покроя он вошел и в комплекс мужского татарского национального костюма. Бишмет (бишмәт) — по покрою идентичен длинному казакину. Его также шили из фабричной материи со сплошной приталенной (пятишовной) спинкой, длиной до икр; он утеплялся ватой или овечьей шерстью. В комплексе традиционной одежды татар-кряшен бишмет, как и казакин, широко не представлен. Эти элементы одежды, видимо, получили популярность в качестве одежды татар (особенно среди крестьян) сравнительно поздно (XVII в.). Этим, должно быть, объясняется и тот факт, что идентичная верхняя одежда в некоторых районах проживания татар называется по разному. Чоба—легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили ее из льняных или конопляных тканей домашнего производства (из чисто белого или в мелкую полоску полотна) длиной чуть ниже колен. Эта двубортная, со сплошной приталенной спинкой и с небольшим отложным воротником одежда застегивалась на 4—5 пуговиц; запах справа налево. Она имела длинные (до середины кисти рук), слегка зауженные книзу рукава. Чоба является древней верхней одеждой. Об этом говорит и тот факт, что она вместе с рубахой и штанами входила в число приданого невесты (кияү чобасы). В конце XIX — нач. XX вв. чоба имела ограниченную территорию: как единичное явление она значилась у татар северного Предкамья, в том числе и Заказанья (Казанский и Малмыжский уезды) Северного и Уфимского Приуралья. Чикмень — приталенная (билле чикмән)—длиннополая, слегка приталенная крестьянская демисезонная одежда, сшитая из домашнего сукна (серого, белого, коричневого цветов).. Шили их с выкроенными проймами для рукавов и со скошенными плечиками; рукава длинные (к концам несколько заужены). Застегивали чикмень на левом боку: крючки пришивали на край правой полы, а петли — на левую полу. В нач. XX в. чикмень в большинстве районах проживания татар уже встречался в качестве рабочей одежды. Основным видом верхней одежды он оставался у татар-кряшен. Шуба приталенная (билле тун) — наиболее древняя меховая одежда. Шили из нагольных, реже дубленых овчин, мехом внутрь. Нагольные шубы часто покрывали фабричной тканью. Среди зажиточных татар, особенно городских, широко бытовали шубы из лисьего меха (төлке тун). Одежда с прямой спинкой имеет следующие разновидности: җилән, туры чикмән, толып, туры тун, кабтал (у астраханских татар). Джилян (җилән) — просторный и длинный весенне-летний халат с небольшим шалевым воротником (кыек кайтарма яка); шили его из фабричной однотонной или с еле заметными полосками материи. Особенно в ходу были джиляны из тяжелой полушелковой ткани с цветным (зеленым, желтым, светло-коричневым) фоном. Для подкладки брали более дешевую ткань, чаще ситец. Джилян представлял верхнюю одежду мужчин почтенного возраста (города и деревни). Ходили в нем в мечеть или в другие присутственные места; носили чаще всего с длинным камзолом или с коротким казакином. В конце XIX — нач. XX вв. джилян имел неповсеместное бытование. Основными районами его распространения являются: Предкамье (включая и Заказанье) и Приуралье. В других же районах, особенно в Окско-Сурском междуречье (у мишарей и касимовских татар) некоторое распространение имел чапан, который по значительным конструктивным деталям (оформлению ворота и подмышечной части проймы, по форме рукавов) не укладывается в границы традиционной татарской одежды. В некоторых районах термины җилән чапан фигурируют параллельно и исключительно в значении верхней одежды духовенства, т. е. здесь также имеется в виду чапан бухарского типа. Кстати, чапан бухарский отмечается среди знати и духовенства и в районах Предкамья Приуралья. Чикмень. прямоспинная (туры чикмән)—длинная и широкая, с глубокозапахивающимися полами, верхняя демисезонная одежда; имеет неширокий, спереди (на груди) сходящий на нет шалевый воротник и длинные, слегка зауженные к кистям рукава. В целом по покрою, включая и отдельные конструктивные детали, туры чикмән напоминает джилян. Отличие заключалось лишь в материале, из которого его шили, и в функциональном назначении. В конце XIX — нач. XX вв. шили чикмень из сукна фабричного производства и носили поверх приталенной одежды (камзол, казакин), подпоясываясь матерчатым поясом. Например, в Приуралье она представляла собой основную часть верхней демисезонной одежды мужчин всех возрастов. Также встречалась у елабужских кряшен. На остальной территории проживания татар прямоспинные чикмени представляли вид дорожной одежды. Их шили исключительно из домашнего сукна темных тонов, с большими простроченными шалевыми воротниками, с широкими и длинными рукавами и с глубокими полами (чабу). Эту разновидность чикмени надевали на бишмет или шубу и застегивали на левом боку одной пуговицей. Еще раз заметим, что прямоспинная чикмень с большим простроченным воротником, под разным термином (толып чикмән, әҗәм чикмән, зыбын и т. д.) бытовала во всех районах проживания татар, в том числе в Приуралье и Зауралье. В последних использовалась одновременно с первой разновидностью чикмени, причем в разных функциональных назначениях: первая как основная или повседневная часть верхней одежды мужчин, а вторая как дорожная. Тулуп (толып) — длинная (почти до пят) верхняя дорожная меховая одежда; покрой тулупа идентичен покрою чикмени второго варианта: полы и спинка цельные, без застежек. Воротник большой шалью. Тулупы шили из овчин, реже лисьего меха (из хребтины, брюшины, душки). Покрывался он темной фабричной материей, чаще сукном. Встречались также тулупы из дубленых овчин. Одевались они в дорогу, поверх бишмета или шубы. Тулупы вышеописанного покроя имели повсеместное распространение. Шубы с прямой спинкой (туры тун, намаз туны) — прямоспинная шуба из овчины, длиною до колен, со стоячим воротом и с длинными рукавами. Ворот, полы и подол иногда отсрочивались мехом. Шились они из белой овчины (ак бәрән тун) или из дубленых овчин. Встречали их в начале XX в. Обязательным атрибутом традиционной одежды татарина является пояс (билбау, әзәр и т. д.). Им подпоясывали верхнюю одежду; использовались в основном пояса из фабричной материи (в длину до пяти метров, а в ширину 60—70 см). Их обычно шили из яркого однотонного ситца, чаще кумача. У богатых пояс служил своеобразным предметом щегольства. Он делался из дорогого цветного шелка, концы украшались, золотой или серебряной бахромой. При подпоясывании концы его выпускались по бокам. Бытовали также пояса домотканые (из льняных, хлопчатобумажных разноцветных ниток). В Приуралье, особенно в его южной части, значительное место имели вязаные из шерстяных ниток пояса. Татары-кряшены, как и другие приверженцы христианства, переняли традицию ношения поверх рубахи узких плетеных или в виде шнура поясов әзәр. Кстати, этот термин (әзәр) кряшены применяют и в значении широкого матерчатого пояса, которого они, как и другие представители народа, повязывали поверх верхней распашной одежды. В этом, очевидно, отражается сравнительно поздняя функциональная дифференциация его, т. е. ношение пояса поверх рубахи есть вторичное явление. В музеях среди татарских экспонатов встречаются широкие (5— 7 см) позументные, ковровые, бархатные или из серебряных пластинок, соединенных между собой посредством шарниров, пояса (камәр) с массивными, богато украшенными серебряными пряжками. По сведениям Георги, такими поясами подпоясывали рубаху или камзол. В материалах XIX в. камәр в комплексе одежды татар (за исключением астраханских) не отмечается. В начале XX в. татарская молодежь города вновь вернулась к традиции ношения камәр, но уже в комплексе новой моды. Головные уборы мужчин, как и другие элементы одежды, делятся на домашние и выходные. К первой разновидности относится тюбетейка (түбәтәй). Түбәтәй представляет собой небольшую, надеваемую на верхнюю часть головы, шапочку. Ее шили из материи и украшали вышивкой — шелками, золотой и серебряной канителью, бисером, блестками. Не украшались тюбетейки из парчи и узорчатых шелковых тканей, а также не всегда украшались тюбетейки из бархата. Особенность казанско-татарским бархатным тюбетейкам придавал своеобразный способ крепления подкладки с верхом, при котором применялась мелкая стежковая техника. В сер. XIX—нач. XX вв. среди татар имели место два типа тюбетеек: с конической тульей и плоским верхом (круглым околышем). По сведениям исследователей, первый тип является наиболее ранним (в районах Заказанья его называют такыя). Он, наравне с такими элементами одежды, как күлмәк, ыштан, аякчу входил в число приданого невесты. Поздравляя молодого с законным браком, здесь говорили: «Такыяң котлы булсын!» (Пусть такыя тебе принесет счастье). В иллюстрациях XVIII — первой половины XIX вв. түбәтәй-такыя имеет слегка заостренный верх. В дальнейшем он испытывал некоторые изменения. Так, среди большого количества музейных коллекций, относящихся к концу XIX — нач. XX вв., четырехклинные тюбетейки имеют полусферический верх и соответствуют полусферической форме верхних головных уборов этого периода. Второй тип тюбетейки — с плоским верхом и твердым околышем шили почти исключительно из бархата; в районах Заказанья его называют кәләпүш. Кәләпүш из черного бархата в конце XIX — нач. XX вв. являлся одним из элементов национальной одежды татар. Его носили в комплексе с коротким казакином и брюками европейского покроя. Тюбетейки обоих типов носились мужчинами всех территориальных групп и всех возрастов (за исключением кряшен). Изготовление тюбетеек рано перешло в руки ремесленников и кустарей (в основном Казани и Заказанья). Использование при их пошиве разнообразной ткани и приемов орнаментации давало возможность казанским мастерам создавать бесконечное множество вариантов мужских тюбетеек. Верхние головные уборы мужчин как по материалу, так и по форме разнообразны. Их шили с матерчатым верхом (с меховым околышем или без мехового околыша), с меховым верхом; имели место также уборы валяные (катаные), с полями (әшләпә) и пр. Наиболее распространенными являлись шапки с матерчатым верхом; подкладка при этом могла быть из меха или просто стеганая. По форме тульи (остова) их также можно делить на виды: шапка с явно выраженной конической формой, в виде полусферического цилиндра и шапка с плоским матерчатым верхом и широким меховым околышем (камчат бүрек). Первый тип (конусообразный или сужающимся кверху остовом) представляет наиболее раннюю форму. Подобные шапки под названием «татарский» носило и русское население Казанской губернии. К варианту этого типа шапок, очевидно, можно отнести и колакчын (аналогичный «колакчын» башкир), остов которого так же имеет удлиненную кверху форму. Своеобразие этому убору придают лишь спускающиеся сзади (к шее) отвороты, большие боковые наушники и козырек над лбом. О бытовании у казанских татар колакчын в первой половине и середине XIX в. писали Ш. Марджани, Сбоев и некоторые другие авторы. В конце XIX—нач. XX вв. он встречался лишь в степных районах Приуралья и Нижней Волги, Зауралья. Шапка с полусферическим верхом (мескен бүрек) имела повсеместное распространение. Преобладающее значение он получил в конце XIX — нач. XX вв., когда в Казанском и Мамадышском уездах Казанской губернии образовался центр кустарного производства шапок. Этот центр обеспечивал потребности татарского населения и других районов, способствуя стиранию территориальных особенностей верхних головных уборов. Шапка камчат бүрек также известна народу давно, особенно среди казанских татар. Но в комплексе традиционной одежды татар-кряшен она не значится. Исследователь материальной культуры казанских татар Н. И. Воробьев считает, что камчат бүрек в конце XIX в. носили старшие мужчины в городе, представители зажиточного слоя общества и духовенства. Наличие этой шапки больше относится к месту проживания казанских татар и регионам их сравнительно позднего заселения — это уезды Предкамья, Предволжья, Закамья Приуралья (в Приуралье их нередко шили из шкуры лисицы и называли төлке бүрек). В основных районах проживания мишарей, т. е. в Окско-Сурском междуречье, камчат бүрек больше ассоциируется с головным убором пожилых женщин. В конце XIX — нач. XX вв. значительное место имели шапки, сшитые из меха, чаще каракуля (или вязанки). Общее признание, особенно у горожан, получила, в частности, шапка в виде низкого усеченного цилиндра, с плоским верхом и твердым околышем. Ее шили из черного или серого каракуля. Шапки из черного каракуля (мәскәү бүреге) носили мужчины всех возрастов, а из серой бухарской мерлушки (данадар бүрек) — почтенные люди старшего поколения. Среди татарского населения Окско-Сурского междуречья, особенно среди касимовских татар и Ч-окающих мишарей, одновременно с национальными встречались шапки-папахи из черного каракуля в виде высокого усеченного конуса (чәрәпинкә бүрек), которые в конце XIX—нач. XX вв. имели место и в комплексе одежды других народов России. Огромной популярностью пользовались валяные (катаные) шляпы с круглыми полями (эшләпә). Их чаще делали из белой овечьей шерсти. Черные шляпы встречаются лишь у татар-кряшен, да и они больше предпочитали серый цвет. Единичные сведения имеются о бытовании в прошлом у татарского народа головных уборов, шитых из белого сукна,— это көләпәрә и башлык. Обязательную принадлежность костюма (повседневного и праздничного) составляет обувь. Это прежде всего чулки (оек), отличающиеся большим разнообразием как по материалу, из которого они изготовлены, так и по форме. По материалу изготовления выявлены чулки суконные, холщовые, вязаные из шерстяных ниток. Суконные чулки (тула оек) представляют наиболее оригинальную и древнюю (сер. XIX—нач. XX вв.) разновидность. Их изготовляли из домотканого сукна (тула) и непременно белого цвета. По покрою (форме) выделяются два типа суконных чулок: 1) головка и голенище чулка скроены из цельной, спиралеобразно сложенной полосы сукна (чолгап киселгән, әйләнмәле оек), а подошва (табан) выкроена отдельно. При таком покрое на поверхности голенища образуется косой шов (техника шва накладная), который, в зависимости от необходимой высоты голенища чулка, делает 2—3 оборота. Обычно «әйләнмәле оек» шили выше колен; 2) головка, голенище и подошва чулка скроены отдельно. Голенище, как и на ичигах (см. далее), имеет задний вертикальный шов. Отсюда и название этого типа суконных чулок: читек балтырлы оек. Шьются они короче первых—до колен. Холщовые чулки (киндер оек) имеют узколокальное распространение. В конце XIX—нач. XX вв. они бытовали (единично) у верхнечепецкой группы нократских татар. Среди татарских вещей Петровской кунсткамеры (XVIII в.) имеются льняные чулки с короткими голенищами. Наличие «льняных полусапожек» у татар также отмечал Герберштейн (XVI в.). Вязаные чулки (бәйләгән оек) в сер. XIX—нач. XX вв. имелись
повсеместно, однако преобладали в тех районах, где татарское население не
носило суконных чулок. Определяется два варианта вязаных чулок: Чулки первого варианта вязались от носка и имели вид узкого удлиненного мешочка (без пяток). В конце XIX—нач. XX вв. они встречались (единично) в районах бытования суконных чулок. Вязаные чулки второго варианта встречались всюду. В конце XIX— нач. XX вв. они нередко имели форму носков (оекбаш). Носились они в сочетании с суконными или холщовыми чулками или надевались под портянки. Портянки (киндер ыштыр) делались из домотканого посконного холста белого цвета длиной до полутора метров. Портянкой обматывалась вся нога ниже колена. Носились они в комплексе с лаптями и сапогами. В холодную погоду пользовались онучами из белого домотканого сукна (тула ыштыр) длиной до 2 метров. Их также носили с лаптями. Портянки как из посконного холста, так и домотканого сукна встречались чаще в тех районах, где татары живут чересполосно с русскими и финноязычными народами. Оригинальный элемент—наголенники (аякчу, аяк чолгау, чолгау). В этнографической литературе аякчу ошибочно отождествляют с портянками. Это неверно, т.к. они использовались для обертывания голени выше подъема (подошвенная часть ноги им не обертывалась). Носились наголенники с ичигами или с суконными чулками: «чтобы красиво держались их голенища». Делались они из негрубого, чаще из белого льняного полотна, длиной 70—80 см. Аякчу-наголенник, как составная часть комплекса обуви, имеет широкую территорию бытования. Кстати, он вошел и в комплекс женской обуви (см. ниже). Это говорит о древности данного элемента одежды. Об этом же говорит и факт наличия обрядовых аякчу (кияу чолгавы) с орнаментированными концами. Самые интересные образцы наголенников (с вышитыми или ткаными концами) встречаются в Предволжье, Предкамье, Закамье и в Приуралье. Обувь по материалу ее изготовления делится на: кожаную, лыковую, валяную. Чаще встречается кожаная обувь, хотя различные по зажиточности группы крестьян пользовались ею в разной степени. Изготовление кожаной обуви у татар так же, как и головных уборов, давно перешло в руки ремесленников и кустарей. Поэтому к сер. XIX в. среди них не отмечается наличие примитивной поршневой обуви. Кожаная обувь у татар имела почти исключительно башмаковидную форму, т. е. отдельно кроились верх и подошва. Она различалась по твердости подошвы и по высоте голенища. По качеству (твердости) подошвы выделяются два типа кожаной обуви: 1) с мягкой подошвой и 2) с твердой подошвой. К первому типу кожаной обуви относятся ичиги (чuтек) — сапоги из мягкой однотонной, чаще черной кожи (юфти, сафьяна). Они кроятся цельными от головки до верхнего края голенища (вытяжными); к головке пришивалась отдельно выкроенная мягкая, из той же кожи, подошва. Шили их с изнанки, затем выворачивали (выворотные). Ичиги имели длинные голенища. На верхней части голенища (на уровне колен или чуть выше) делался отворот из красного или зеленого сафьяна; из твердой среднеазиатской кожи (саури) зеленого цвета вставлялся фигурно вырезанный задник, который придавал ичигам не только прочность, но и декоративность. При выходе из дома на ичиги надевали кожаную обувь на твердой подошве (кәвеш, ката), а зимой — полуваленки, т. е. по функциональному назначению, да и по своим основным признакам, ичиги скорее представляют кожаные чулки. Но, в отличие от чулок (например, от суконных чулок), они более универсальны. Особенно они устраивали старшее поколение. Ведь ношение читек избавляло их от мытья ног при пятикратном за день намазе. И не только это. В них удобно дома и прилично на людях. Поэтому ичиги, в представлении народа, не укладываются в рамки чулок. Народ, кроме кряшен, воспринимает их как национальную обувь. Сапоги (итек, күн итек) — кожаная обувь с высоким голенищем и на твердой подошве. Их шили из сыромятной (говяжьей, конской, козловой) кожи, так же, как и ичиги, цельными от головы до верхнего края голенища. К ним подшивались (на гвоздях) толстые подметки и каблуки. Этот традиционный вид кожаной обуви в конце XIX—нач. XX вв. имел единичное распространение в районах Приуралья. Среди мишарей Окско-Сурского междуречья, а также татар-кряшен, довольно рано вошли в быт сапоги русского образца—с отдельно выкроенной союзкой, голенищем (иногда со cклaдкaми- гapмoшкaми» на голенищах) и пришивной подошвой. Наиболее распространенной кожаной обувью основной части населения (города и села) являлась обувь с укороченным голенищем — кәвеш (или ката). Различают две их разновидности: тирән кунычлы кәвеш (глубокие кожаные калоши) и сай кәвеш (мелкие кожаные калоши). Шились они на твердой подошве, с широким каблуком (на гвоздях), с широкими или слегка зауженными носками. Часто это верхняя обувь, одеваемая на ичиги или чулки (суконные, вязаные). В районах Приуралья изредка встречались мелкие кожаные калоши на твердой подошве, с короткими холщовыми или суконными голенищами (10—12 см), затягивающимися вокруг ног шнурком. Среди пермской группы татар, где население занималось охотой, зимой пользовались меховой обувью башымлы кынҗырык, сшитой из грубо выделанной шкуры ног коровы или лошади, шерстью наружу (кумыса), с небольшим холщовым или суконным верхом. Это единственный район, где среди представителей татарского населения отмечается примитивная поршневидная обувь. Кожаная обувь без задников называлась башмак. Ее также шили из юфти или сыромятной кожи, на твердой кожаной (реже на деревянной) подошве и использовали летом для коротких выходов из дома (во двор, к соседям). Городская знать заказывала себе в качестве домашней обуви башмаки из сафьяна, иногда с мягкой (выворотной) подошвой. Лыковая обувь (лапти, башмаки и т.д.) имела широкое применение в Волго-уральском регионе. Лишь в сугубо степных районах Оренбургской, Саратовской, Астраханской губернии лыковая обувь, в том числе и лапти, не получили распространения. Их больше носило сельское население как наиболее легкий и удобный вид обуви, на полевые работы. С развитием классовой дифференциации села лапти стали признаком бедности (превратившись у бедного сословия и в будничную обувь). Плели их из липового лыка. По технике плетения лапти (чабата), бытовавшие среди татар, относятся к типу лаптей с прямоплетеной головкой. Надевались лапти поверх суконных, холщовых чулок или с портянками (ыштыр) и закреплялись у щиколотки короткими оборами. Имелась также в сельской местности лыковая обувь в форме традиционных кожаных башмаков. Последние, получившие название җүкә башмак, делались на деревянной подошве. В сырую погоду җүкә башмак представлял расхожий вид обуви крестьянской семьи главным образом при выходе из дома на близкое расстояние (во двор, баню и пр.). Валяная обувь так же, как и кожаная, имеет две разновидности: с коротким голенищем (бәлүнкә, киез ката) и с высоким голенищем (киез итек, пима). Обе эти разновидности валяной обуви в сер. XIX—нач. XX вв. встречались повсеместно, представляя зимнюю обувь. Наибольшей популярностью среди татар как города, так и села, пользовалась короткая валяная обувь. Их носили в сочетании с ичигами или суконными чулками. Они больше представляли зимнюю обувь старшего поколения. Среди мужчин среднего и молодого возраста значительное место занимала валяная обувь с высоким голенищем. Да и в дороге отдавалось предпочтение именно этой обуви, как и тулупу. Среди богатой прослойки города, особенно купцов, в нач. XX в. некоторое место имели узорные валенки. "Татарская народная одежда". Татарское книжное издательство. Казань, 1997г
|
©2004-2006, http://luiza-m.narod.ru/ |