|
|||||
|
Декоративные ткани народов Волго-Уральского региона. Сравнительные аналогииФ.Ш.Сафина Изучение народного ткачества представляет особый интерес на территориях с разнообразным этническим составом населения. Одним из таких районов и является Волго-Уральский регион. Здесь формирование культуры татарского народа в течение длительного времени происходило в тесном взаимоотношении с русскими, чувашами, мордвой, удмуртами, марийцами. В рамках настоящей статьи автор концентрирует свое внимание на изучении декоративных тканей, выполненных в браной технике и представляющих несомненный интерес с точки зрения выявления аналогий. Для татарского ткачества конца XIX - начала XX вв. была характерна орнаментация тканей для шитья одежды браными, чаще выборными, узорами. Они украшали женские рубахи, передники, головные полотенца, жениховы пояса и др. Ткали их раздельно, иногда сочетали оба вида техники, обогащая и дополняя узор изделия. Выборная техника давала возможность использовать широкий спектр цветовых оттенков нитей. Палитра была самая разнообразная, из оттенков красного, синего, желтого. Несмотря на яркость употребляемых красок и пестроту рисунка, она уравновешивалась фоном и подбиралась ему в тон. Фоном служила как одноцветная, так и полосатая или клетчатая ткань. Основа была полотняной, узор исполнялся шерстяной или бумажной нитью. В некоторых тканях на синем фоне располагали небольшие полосы полотняного переплетения в две нити красного и желтого цветов. В пространство клетки помещали небольшие розетки в виде шестигранника, выполненные выборной техникой. Имелись также ткани с ярко-желтым однотонным фоном, на котором в выборной же технике помещали узоры в виде розеток красного, синего и зеленого цветов. Сшитые из них нарядные рубахи получили название "алмалы күлмәк" /платье в яблоко/. Так назывались и женские рубахи башкир, но в отличие от татарских, украшенные аппликацией 1 . Подобные рубахи встречались и у южных удмуртов, проживающих на территории Башкирии 2 . Полевые материалы и литературные источники свидетельствуют о том, что женские рубахи из районов Предкамья и Пермского Приуралья были сшиты из тканей, целиком заполненных узорами в выборной технике, в виде сетки с мотивами розеток. В Уфимском Приуралье и Зауралье женские рубахи были украшены выборными узорами не полностью, а лишь в части груди, рукавов и подола. В комплекс одежды татарских женщин, наряду с рубахами, входили фартуки, которые также шились из тканей, украшенных выборными узорами /алмалы алъяпкыч, чәкәлле алъяпкыч/. В них фон делали красным, желтым, синим, а узор размещали внутри клеток. Некоторые фартуки украшались столь обильно, что узор почти полностью закрывал фон ткани. Обычно орнаментировали подол фартука широкими полосами, между которыми располагались мотивы в виде розеток, вытканные из цветных шерстяных и бумажных нитей. Иногда поле ткани заполнялось поперечными узкими и широкими узорными полосами. Фартуки, орнаментированные выборной техникой, известны в женской одежде других народов Среднего Поволжья и Приуралья: удмуртов 3 , марийцев 4 , мордвы 5 и русских 6 . В костюме татар Казанского, Лаишевского, Мамадышского уездов бывшей Казанской губернии были жениховы штаны /алмалы штан, кияү штаны/, которые шили из тканей с браными /выборными/ узорами. Они входили в число свадебных подарков, преподносимых жениху родней со стороны невесты. Полотно для них ткали с особой тщательностью и более красочно. Мелкие многоцветные узоры в форме розеток располагались на красном, желтом и белом фоне. Аналогичные штаны бытовали у башкир 7 и марийцев, проживающих на территории Башкирии /у последних они входили в комплекс женской одежды/ 8 . Свойственная одежде татарских крестьян середины XIX - начала XX вв. существовалаорнаментация полосами тканого узора и в одежде восточных славян 9 , удмуртов 10 , верхневолжских карел 12 , коми 11. В татарских узорах браного /выборного/ ткачества много общего и с орнаментикой народов Восточной Европы. Отличаются они колоритом, композицией и столь характерным для одежды татар мотивом розетки, который не встречается у вышеназванных народов. Другим распространенным видом домашнего ткачества было производство тканей, предназначенных для интерьера жилища. Это - полотенца, скатерти, занавеси, салфетки, пологи и др. Самую большую группу среди них представляют полотенца. Их использовали не только как предмет оформления интерьера, но и как обрядовый, ритуальный, в частности, они применялись в свадебных ритуалах. Каждая девушка к свадьбе готовила большое количество декоративных тканей. Обычно после приезда в дом жениха их вывешивали для всеобщего обозрения: стены закрывали узорчатыми полотенцами, вдоль матицы на полках вывешивали салфетки, скатерти, на стол стелили узорчатую скатерть, пол устилали половиками. Это была своего рода демонстрация приданого невесты и ее трудолюбия, мастерства. Наиболее распространенными были двухуточные красно-белые браные полотенца. Их можно объединить в две группы: 1) с линейным или продольным и 2) с сетчатым или монолитным расположением узоров орнамента. Полотенца с линейной композицией орнамента производились у всех народов Среднего Поволжья. Браные полотенца с сетчатой композицией встречаются, кроме татар, у южных удмуртов, мордвы-каратаев и бесермян. В конце XIX - нач. XX вв. получают распространение декоративные ткани, выполненные многоуточной /выборной/ техникой. Истоки выборного ткачества не менее древние, чем браного, однако его расцвет следует отнести к середине XIX в. В этот период отдавали предпочтение ярким многоцветным изделиям, взамен строгих и сдержанных по колориту. В распоряжении мастериц была разнообразная палитра цветного гаруса, в связи с чем, постепенно изменяясь, складывается новый характер выборного ткачества. Каждый мотив выполняется отдельно, своей нитью. Композиционная особенность заключалась в фризообразном расположении трех узорных полос на концах полотенец. Средняя полоса была более широкой по сравнению с остальными и отличалась размером и формой рисунка узора и поэтому несла основную художественную нагрузку. В конце XIX - начале XX вв. в сельском домашнем ткачестве татар Волго-Камья еще довольно устойчиво сохранялось производство браных скатертей. Главным в них было композиционное решение середины скатерти - размещение, геометрических узоров в виде шестигранника. Рисунок центра строился раппортно, при этом повторяющийся мотив менялся по цвету. Не менее значительным элементом в традиционном быту татар, особенно в интерьере жилища, были занавеси. Они служили для разделения жилого помещения на кухонную /женскую/ и гостевую половины. В конце XIX - начале XX вв. у татар Среднего Поволжья и Приуралья были известны занавеси, украшенные браными узорами. Они отличались широким диапазоном цветового и орнаментального решения. Обычно браные узоры располагались в шахматном порядке на гладкой или пестрядинной основе. Браные занавеси были известны лишь у южных удмуртов. Таким образом, собранный нами полевой материал выявляет браные ткани, сходные по способу тканья, но отличающиеся по структуре, получаемому на ткани рельефному узору. Поэтому браные ткани можно разделить на два вида: одноуточные, браные на малом количестве дощечек, и двухуточные, называемые, обычно браными. Татарские ткачихи, в зависимости от количества "бральниц", употребляемых в работе, выделяли два вида одноуточного браного тканья "бер такталы чүпләм" и "ике такталы чүпләм". Названия узоров они различали по количеству набранных на дощечках рядов основы. Ткань, изготовленная на одной доске, имела простой узор /прямоугольники, квадраты/, на двух - более сложное сочетание узоров. Одноцветная браная техника, включая обе разновидности являлась наиболее архаичной. Об этом свидетельствует факт использования в процессе ткачества, наряду с ремизками и подножками, специальных дощечек. Имеется в виду широкая дощечка - адырга, которая использовалась в ткачестве многих тюркских народов, как основоразделитель. В истории развития устройства ткацкого стана она предшествовала ремизке и берде. Сравнительное изучение показывает, что оба вида узорного ткачества были характерны для народов, живущих в северной лесной полосе Восточной Европы /литовцы, русские Севера, верхневолжские карелы/. Этот способ орнаментирования тканей был известен коми, удмуртам. Концентрация браного ткачества у народов, расселенных в лесной полосе Восточной Европы, в том числе и у татар, очевидно, была связана с давним земледельческим занятием - выращиванием льна. Для этнических групп татар, за исключением казанских и редко кряшен, а также башкир северо-западных районов бывшей Уфимской губернии, одноуточные бранье было не характерным. Истоки этого вида ткачества остаются пока неясными. Показательно, что татары выработали свою терминологию браного ткачества, причем, в большинстве случаев, она является не калькой с финно-угорских или славянских терминов, а имеет собственное происхождение, например, уймак чүпләм, йөзек кашы, кандала чүпләм, борчак чүпләм и др. Развитие браного ткачества татарского народа было несомненно длительным и сложным процессом. В татарских узорах много элементов общих с орнаментикой народов Среднего Поволжья. Мотивы их составленные из геометрических фигур в виде крестов, ромбов, квадратов, Х-образных, свастики и многих других фигур встречаются в ткачестве финно-угорских и русского народов, чувашей, башкир. Для татарских тканей характерно отсутствие в орнаментации стилизованных сюжетов из зооморфных мотивов, изображений людей, которые часто встречаются в ткачестве других народов Волго-Уральского региона. Однако, несомненно, что татарское ткачество развивалось в тесной взаимосвязи с традициями этого вида народного искусства соседних народов. Но следует заметить, что узоротворчество в браном ткачестве не является простым заимствованием разнохарактерных мотивов: каждый узор подчинен тем внутренним закономерностям, по которым идет развитие народной орнаментации с ее спецификой, присущей только данному народу. Многочисленные параллели в различных видах браного ткачества татар с ткачеством соседних народов показывают сложный синтез разнохарактерных традиций, воплощенных в декоративных тканях, и в то же время выявляют индивидуальную самобытную основу художественного ткачества татар, оказавшего заметное влияние на искусство этих народов.
E. Safina. Comparative analogies in the decorative textiles of the Volga-Ural region. Both articles deliver with the materials of weaving-kilims and different textiles, used in the costumes and interior, among Kazan and other ethnic groups of Tatars. The first article is devoted to specific features of Tatar textiles and the second one- to the resemblance with East European textiles. "Сравнительные аналогии в декоративных тканях народов Волго-Уральского региона" из сборника статей "Из истории татарского народного искусства", Казань, 1995г, ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова АНТ
|
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |