|
|||||
|
Татарская женская традиционная одеждаРамзия Мухамедова,
Женская традиционная одежда Волжско-уральских татар как в общем комплексе, так и в деталях, имеет больше разнообразия по сравнению с мужской. Она различалась не только по функциональному назначению (весенняя, летняя, осенняя, зимняя, повседневная, праздничная), но и по возрастному признаку (одежда девушек, молодых и старых женщин). На ней больше, чем на мужской одежде, заметны территориальные особенности. Однако во второй половине XIX в. эти особенности все больше уступают место общенародным. Наиболее единообразны по всему региону основные виды плечевой и поясной одежды, включая ее нижнюю и верхнюю разновидности. В число нижней традиционной женской одежды татар входят: рубаха (күлмәк), нижний нагрудник (күкрәкчә) и штаны (ыштан). Это сочетание имеет место в составе любого комплекса костюма, представляя его традиционную основу. Заметим, что на всей исследуемой территории эти элементы имеют одинаковые покрои и названия, что свидетельствует об их архаичности. По принципу кройки все многообразие женских рубах сер. XIX— нач. XX вв. так же, как и мужских, можно разделить на 2 типа: 1) рубахи туникообразного покроя и 2) рубахи со скошенными и сшивными плечиками, закругленными проймами для рукавов. Эти два типа рубах отражают этапные моменты развития наплечной одежды. Туникообразный тип по принципу кройки идентичен мужской туникообразной форме рубахи. Основное полотнище ее перекинуто через спинку на грудь с вырезом по овалу шеи, посередине которого имеется прямой грудной разрез. К основному полотнищу перпендикулярно пришиты прямые рукава с ластовицами (киштәк) и боковые полотнища (чабу), расширяющиеся книзу. В отличие от мужских, женские рубахи шились длинными, почти до щиколоток. Такая рубаха, раскроенная по вертикальным линиям, без горизонтальных швов, смотрелась монументально. Местную особенность этим рубахам придает их декоративное оформление. На материалах XIX в. прослеживается наличие следующих способов (вариантов) декоративного оформления женских туникообразных рубах: 1) вышивкой; 2) нашивками разноцветных кусочков ткани (корама, тәрләм) и 3) ткаными узорами. Первый способ (вариант) декоративного оформления рубах — наиболее архаичный — единично отмечался на территории проживания чокающих мишарей. Это тот район, где вплоть до середины XIX в. бытовали белые туникообразные рубахи. Образцы вышитых женских рубах, сохранившиеся в единичных экземплярах в коллекциях музеев, датируются концом XVIII — серединой XIX вв. Узоры на них выполнены по белой ткани полотняного переплетения в технике счетного шва. Заслуживает внимание исследователей узор на так называемой «азеевской рубахе» (экспонат принадлежал жительнице с. Азеево Ермешинского уезда Тамбовской губ.), хранящейся в фондах Московского областного музея (г. Истра). Вышивкой из разноцветной шелковой нити украшены нагрудная часть и подол рубахи; техника шва «мелкий крест», орнамент растительный. Как известно, узоры, выполненные по белой самодельной ткани полотняного переплетения в технике счетного шва представляют ранний пласт в истории прикладного искусства народов. Стилизованно-растительные мотивы на рубахе, составляющие антропоморфные изображения, имели ясно выраженный характер оберега. Типологические подобия этих изображений имеют очень древние корни и уходят к I—IV вв. н.э., т.е. к гуннскому периоду. Своеобразный вариант вышитой женской рубахи представляет экземпляр, принадлежавший жительнице с. Тат. Тювеево Темниковского уезда Тамбовской губ. Здесь вышивка также расположена вокруг грудного разреза и на подоле. Но нагрудный узор довольно скромный (по размерам меньше, чем узор на азеевской рубахе); орнамент стилизованно-растительный, но не образует антропоморфное изображение. Второй способ декорировки туникообразного типа женских рубах (нашивками разноцветных кусочков ткани), в середине XIX в. имел повсеместное распространение. Но наиболее яркие образцы «лоскутного узора» отмечаются на женских рубахах сергачской группы мишарей. Мы здесь имеем в виду известную в этнографической литературе рубаху юле күлмәк (или төрләм күлмәк), которую шили из разноцветных тканей. Здесь наблюдается сочетание не только домотканого и фабричного материалов, но и разнообразных (по цвету и узору) тканей домашнего производства (крашенина и пестрядь). На продольные швы, соединяющие цент ральную и боковые полотнища рубахи, нашиты ленты из красного кумача. Вокруг грудного разреза дугообразно нашита полоска из разноцветных кусочков фабричной материи. По всему периметру подола выше волана, также нашиты (в один или в два ряда) разноцветные кусочки (квадратной или треугольной форм) фабричной ткани. Оригинальное декоративное оформление имела и женская туникообразная рубаха мишарей Керенского уезда Пензенской губернии, сшитая из пестряди в крупную клетку. Здесь разноцветные нашивки, в виде румб и треугольников, располагаются не только на нагрудном вырезе и подоле, но и на плечах рукавов. На женских рубахах казанских татар в середине и конце XIX в нашивки в виде дугообразных полосок разноцветной ткани (лент) делались только на нагрудную часть рубахи (изү). Традиция эта, т. е. декоративное оформление грудного разреза женских рубах, довольно стойко держалась на всей территории проживания казанских татар. Среди кряшен, где довольно долго бытовал туникообразный тип женской рубахи из пестряди, эта традиция жила вплоть до 30-х гг. текущего столетия. У казанских татар-мусульман, прежде всего горожан, среди которых довольно рано вошло в быт ношение рубах из покупной, в том числе полушелковой и шелковой тканей, нашивные нагрудники довольно рано сменились съемными изү. В конце XIX—нач. XX вв. съемные изү получили распространение среди всех территориальных групп татар (кроме кряшен). Остов женской туникообразной рубахи (буй, толып) довольно рано испытал значительные изменения. Эти изменения шли главным образом в направлении горизонтального членения рубахи, а именно сокращения остова и образования пришивного к нему подола. В сер. XIX в., с учетом горизонтального членения остова, определяются следующие 3 варианта туникообразных женских рубах: 1) с цельным туникообразным остовом (тоташ буйлы кулмәк); 2) с укороченным остовом и пришивным к его нижнему краю подолом (таккан итәкле кулмәк); 3) с отрезным, чуть ниже талии, остовом и широким подолом (итак), несколько выше талии пришит широкий волан — өске итак, отсюда и название рубахи: өске итәкле кулмәк, т. е. рубаха с верхним воланом. Первый вариант рубахи (с цельным туникообразным остовом) в XIX в. бытовал среди пожилых женщин на всей территории проживания татарского населения. Второй вариант туникообразной рубахи (с укороченным остовом и пришивным к его нижнему краю воланом) большее распространение имел среди татар-мишарей Окско-Сурского междуречья. В сер. XIX в. его шили из белой самодельной ткани (единично) или из пестряди в клетку. Рубаха с өске итәк представляет казанско-татарский вариант женской туникообразной рубахи. Кряшены часто верх или укороченный остов шили из домотканины (пестряди или крашенины), а широкий подол или только верхний волан— из фабричной материи. Отмеченные разновидности женской туникообразной рубахи отражают в основном этапы ее развития. В отличие от рубах с цельным остовом, в них уже есть такие вторичные признаки, как горизонтальное членение остова, воланы. Первоначально они вошли в комплекс одежды молодых женщин. Поэтому последние два варианта бытовали параллельно с основным типом, т. е. с рубахой с цельным туникообразным остовом, который уже существовал в качестве рубахи старшего поколения. В нач. XX в. в городах и близлежащих к ним селениях женское платье начали шить с учетом общеевропейской моды. При этом его верхняя часть (буй) все больше подгонялась к фигуре, а подол (итак) становился пышным. Национальный вариант моды, в частности, представлял кысмалы күлмәк (платье с безрукавкой — кысма). Это платье имеет несколько завышенную линию талии и удлиненное заднее полотнище юбки, вроде небольшого шлейфа. Короткая безрукавка (кысма) из той же материи, что и платье, имела короткие полы, иногда и чуть завышенную линию талии. Новый стиль платья создал новый элегантный облик женщины. Неотъемлемой частью нижней женской одежды является нижняя нагрудная повязка, нижний нагрудник (күкрәкчә). Ее шили из прямоугольного куска материи (домотканой или фабричной), размером, примерно, 25x40 см. На центральную часть повязки пришивался вышитый кусок материи или полоски яркой разноцветной ткани. Надевали күкрәкчә под күлмәк и при помощи лямочек укрепляли к шее или за плечи, покрывая грудь женщины, слегка видневшуюся в прорезь ворота. Вышивка на күкрәкчә чаще тамбурная; орнамент цветочный; оригинальные узоры на күкрәкчә у татар-мишарей Саратовской, отчасти Пензенской губ. Они выполнены в технике золотошвейной (или шелковой) глади; центральным орнаментальным мотивом является шести-восьмиконечная или «вихревая» розетка, имитирующая солнце или солнечный свет (солярный знак). Важной составной частью нижней одежды женщин представляют штаны, по покрою аналогичные мужским. Их шили из двух штанин (без боковых швов) с клиньями и прямоугольной вставкой между ними. В комплексе одежды малых девочек и пожилых женщин встречалось сочетание двух элементов нижней одежды: күкрәкчә и ыштан, в одно целое, в виде комбинезона. В комплекс женской одежды входил и передник (алъяпкыч). Назначение его в разных регионах проживания татар неодинаковое. Так, если у татар Окско-Сурского междуречья передник входил чаще в комплекс рабочей одежды, то в районах Предкамья, Северного Приуралья, отчасти и Предволжья он представлял элемент повседневного, а у молодых женщин и девушек и праздничного костюма. Поэтому бытование богато орнаментированных передников (алмалы алъяпкыч, чиккән алъяпкыч) приходится на эти районы. В сер. XIX—нач. XX вв. у татар бытовало 2 типа женского передника: 1) крепящийся у пояса (на талии) и 2) крепящийся на плечах. 1-й тип состоит из двух вариантов: с нагрудником и без нагрудника. Вариант с нагрудником (күкрәкчәле алъяпкыч) — более ранний, по покрою и форме аналогичен мужскому алъяпкыч; его шили прямым, из домотканого полотна и сверху пришивали нагрудник шириною в одну точь ткани, который крепился лямкой, перекидывающейся через шею. К переднику пришивались длинные завязки, которыми он крепился на талии. Другим вариантом передника 1 типа является передник без грудки, в виде полотнища ткани с завязками; шили его из холста (иногда орнаментированного браными узорами) или из ситца. Передники 2-го типа, крепящиеся на плечах, генетически восходят к туникообразному типу передника, имеют следующие варианты: 1) с цельным передом и закрытой (до талии) спинкой (он закрывал не только весь перед и верхнюю часть спины, но и бока, поэтому он называется төрешле алъяпкыч, т. е. передник, который обертывает стан женщины); 2) с отрезным по линии талии передом и цельной спинкой (аркалы алъяпкыч); 3) с коротким, в виде кокетки остовом, к которому пришит широкий, закрывающий перед и бока, подол. На уровне кокетки сделаны проймы для рук, отсюда и название передника култыклы алъяпкыч. В середине XIX в. наибольшее распространение имел передник I типа (күкрәкчәле алъяпкыч). Среди казанских татар, в том числе и среди кряшен, широко бытовали передники, украшенные многоцветными выборными узорами и тамбурной вышивкой. Во второй половине XIX в., в период распространения фабричной ткани, прежде всего ситца, получили признание разнообразные варианты передника II типа (т.е. крепящиеся на плечах). Для девушек и молодых женщин, особенно села, передники, декорированные воланами и оборками (канатлы алъяпкыч), воспринимались как элементы национальной одежды. Одновременно с передниками, в комплексе рабочего костюма молодых женщин и девушек имели место вышитые нарукавники (җиңсә). Их надевали во время полевых работ (жатвы, сеноуборки), которые часто превращались в демонстрацию женского наряда. Вышитые тамбуром нарукавники в сочетании с вышитыми передниками гармонично дополняли многокрасочный комплекс женской одежды казанских татарок этого рабочего сезона. Верхняя одежда татарских женщин как по составу, так и по форме (покрою) имеет много общего с мужской, но часто с изменением некоторых деталей и добавлением декоративных элементов. По особенностям покроя спинки женская верхняя традиционная одежда так же, как и мужская, делилась на два типа: 1) одежда с прямой спинкой и 2) одежда с приталенной спинкой. Женская одежда с прямой, цельной спинкой сравнительно рано вышла из быта. В Государственном музее этнографии народов России (ГМЭ) сохранился лишь единичный экземпляр одежды этого типа — җилән, принадлежавший кряшенке Малмыжского уезда Вятской губернии. Он представляет собой длинную туникообразную распашную одежду из прямых полотнищ белого холста с широкими клиньями по бокам, с прямыми, короткими до локтя рукавами и с широкими полами, без подкладки, без застежек; ворот и верхние борта обшиты красной шерстяной нитью. Прямоспинная женская верхняя одежда в сер. XIX в. бытовала и среди казанских татарок-мусульманок. Ее зафиксировали художники этого периода. Так, в 1862 г. художник К. Гун оставил акварельный рисунок «Татарки Вятской губернии» в традиционных костюмах, на одной из них (сделан со спины) — длинная и широкая прямоспинная одежда (джилян) с короткими, до локтей, рукавами. В зарисовках других художников женский джилян— с открытой или закрытой грудью (т. е. с высокими бортами), с длинными, иногда с дополнительно пристегивающимися, ложными рукавами одежда без застежек. Прямоспинная одежда туникообразного покроя позже дала варианты одежды с отрезными по линии талии и с присборенными «бочками» или с отрезной и с борами спинкой; верхняя часть спинки этого варианта одежды до боров сохраняет туникообразный покрой, а к низу подола с каждого бока вставлены прямоугольные вставки, за счет которых образовались боры. Такая форма верхней одежды (безрукавная или с длинными рукавами) встречается у сибирских татар, у татар Приуралья и Зауралья, а также у татар-кряшен. Так, кряшены Восточного Предкамья и Восточного Закамья джиляном называют одежду, украшенную позументом, безрукавную, но с отрезными и присборенными «бочками». В данном случае название одежды определяет форма ее спинки. Женская чоба также имела прямоспинный и приталенный покрой. Позже прямоспинный тип дал новый вариант чо-6ы с отрезными и присборенными «бочками». Как видим, широкая и прямоспинная одежда у татар довольно разнообразна. Кстати, к этому же типу относится и верхняя одежда астраханских татар кабтал. Женская верхняя одежда с цельной приталенной спинкой так же разнообразна. Ее шили длинными или короткими (до колен), с короткими рукавами или вовсе без рукавов, с высокими бортами или с глубоким грудным вырезом, с запахом впереди или без запаха, «встык». Большой популярностью пользовались камзолы и бишметы. Под камзолом обычно понимается короткая, приталенная, безрукавная, двубортная верхняя одежда. В отличие от мужских, женские камзолы шились более приталенными. Для придания спинке большей приталенности их кроили из двух половинок (с вертикальным осевым швом на середине спины), расширяющихся от талии к бедрам посредством боковых клиньев; центральный и два боковых шва образовывали фалды (өч билле, т. е. трехшовный камзол). Молодые женщины шили свои камзолы пятишовными (биш билле). Для этого ниже проема рукавов до подола, или только от проемов до талии (когда ширина ткани позволяла, крой бортов без клина) делались дополнительные вставки. Камзол у татарок-мусульманок входил в состав праздничного комплекса одежды. Его шили из бархата и других шелковых и полушелковых тканей на подкладке; края бортов, подола и проймы рукавов украшались полосками позумента, галуна, птичьего (лебяжьего и др.) меха. Характерно, что вышивка на традиционных камзолах не имеет места, хотя использование для их пошива узорной шелковой ткани, например парчи, и встречается (единично). В отличие от мусульман, камзол у кряшен являлся повседневной одеждой молодухи (яшь килен). В целях приличия (әдәп өчен) она в течение первого года замужества должна была носить камзол постоянно. Кстати, «әдәп камзолы» имел место и у верхочепецких татар (нократская группа). Такие камзолы шились длинными (до колен), с высокими бортами (т. е. с закрытой грудью) и носились с фартуком. Своеобразный вариант камзола представлял кесәбикә, с короткими рукавами, и с открытым грудным вырезом, на меху, иногда и с меховой отделкой бортов. О бытовании кесәбикә, в сер. XIX в., у татарок (мусульманок) Свияжского уезда Казанской губернии отмечает и К. Насыри. В конце XIX — нач. XX вв. девушки носили короткие (до бедер), сильно приталенные, иногда однобортные, т. е. без запаха (встык) камзолы. Этот вариант камзола под влиянием европейской моды потерял некоторые признаки традиционного камзола татарского народа (длину, иногда и двубортность). Не зря же старые информаторы Заказанья этот видоизмененный вариант камзола называют другим термином— кысма (отсюда и кысмалы күлмәк). Бишмет (бишмәт) — оригинальная длиннополая, с длинными же рукавами одежда с приталенной спинкой. Как правило, их шили пятишовными (биш билле), отсюда и термин бишмет (бишмәт). На территории проживания татарского населения встречаются и другие термины для обозначения однотипной одежды: пермские татары их называют букафтан; астраханские татары аркалык и т. д. В большинстве случаев бишмет — это утепленная, т. е. зимняя одежда. Его шили из плотной, нередко шелковой (бархат и др.) ткани. Богатый бархатный бишмет отделывался мехом и застегивался при помощи большой серебряной застежки, которая одновременно выполняла и роль украшения одежды. Древним элементом женской одежды является чикмень (чикмән), приталенная демисезонная одежда из домотканого сукна (серого, белого или коричневого цвета). Шили ее длиной ниже колен, с подкладкой до пояса, с глухим воротом (воротник — стоячий), с застежкой на металлических крючках. Но в конце XIX — нач. XX вв. чикмени из домашнего сукна встречались лишь в степных (овцеводческих) районах. Сравнительно долго бытовали традиционные чикмени у кряшен. Зимой женщины так же, как и мужчины, надевали шубу с приталенной спинкой (чабулы тун). Ее шили из овчины или другого меха (в частности, на лисьем меху). Девушки любили шубы из меха белого барашка (ак бәрән тун). Их шили длиной ниже колен, с длинными рукавами, низким стоячим воротником и застежкой на кожаных пуговицах или крючках. Среди татар-кряшен бытовали также шубы с отрезной и с борами спинкой. Девичьи шубы кряшен по краям ворота, бортов, подола, рукавов, даже на талии по бокам украшались строчкой вышивки или узкой полоской яркой ткани. Женские головные уборы делятся на: уборы девичьи и замужних женщин. Девичьи традиционные головные уборы в основном представлены в виде шапок. При их ношении волосы, заплетенные в две косы, располагались на спине и оставались открытыми или слегка прикрывались накосным украшением (тезмә) или, позже, легким фабричным платком. Бытовали девичьи шапки с открытым и закрытым верхом, а также калфачки без твердого налобника (вязаные, матерчатые и калфак-чачак). К первому типу шапок мы относим девичий убор, охватывающий голову в виде повязки-шапки, что в развернутом виде представляет полоску ткани. Верхний край его собран на нитку или заложен в складки, а нижний край для крепости подшит с внутренней стороны узкой тесьмой. Налобная часть шапочки украшена небольшим количеством мелких монет. Как убор девичий, под названием «тайка», во второй половине XIX в. он встречался у татар-мишарей Саранского уезда Пензенской и Корсунского уезда Симбирской губерний (на этой же территории, как увидим ниже, отмечались и женские шапки кашпау). Шапка с «закрытым верхом» представлена двумя вариантами: 1) с мягким полушаровидным остовом и 2) с полужестким околышем и мягким, плоским, верхом. Первый вариант девичьей шапки в конце XIX в. встречался (единично) в Глазовском уезде Вятской губернии. В других же регионах шапка «с полушаровидным остовом» (под названием такыя или тупый) ассоциируется как общедетский головной убор. А что касается шапки с полужестким околышем и плоским верхом, то шили ее из темно-синего, темно-зеленого или бордового бархата; место соединения верха и околыша заложено в небольшие складки и оформлено рюшем. В Сарапульском уезде Вятской губернии, а также в Бирском, Золотоустовском уездах Уфимской губернии к шапочке типа такыя пришивали околоушные подвески, выполняющие роль подбородочной тесьмы. В сер. XIX — нач. XX вв. в качестве девичьего головного убора бытовали калфачки. Девичий калфак представляет собой вид длинного колпака, один конец которого заканчивается на конус, к которому пришита кисть. Он надевался на голову, а конусообразный конец откидывался назад (или на бок). Девичьи калфаки ничем не покрывались, за исключением налобной повязки укачачак, которая входила в традиционный комплекс этого убора. Как уже отметили, имеется 2 варианта девичьих калфачков. Первый вариант калфака, длиной 70 см, связан из белых ниток. В сер. XIX в. белые девичьи калфаки бытовали в большинстве регионов и вошли в народную поэзию (например, песня «Ак калфак»). Но в конце XIX—нач. XX вв. белые вязаные калфаки чаще встречались среди татар-кряшен и изредка среди периферийных групп Волжско-уральских татар-мусульман. Матерчатый вариант девичьих калфачков имел узколокальную территорию бытования. В нач. XX в. он отмечается, наравне с белыми вязаными калфачками, у татар-кряшен Мамадышского и Лаишевского уездов Казанской губернии. Его шили из бархата или сатина, чаще темных тонов, длиной до 50 см. Отвисающий назад конец калфака так же, как и у предыдущего варианта, заканчивается конусом и имеет кисть. Верхняя поверхность орнаментирована тамбурной вышивкой или полосками разноцветных лент. Характерно, что приходящийся на лоб край калфака не имеет орнаментации, так как он всегда носился с укачачак. В сер. XIX в. носили также калфачки, вязанные из разноцветных шелковых ниток, с поперечными полосками. Н.И. Воробьев их называет «городскими». Их длина также доходит до 50 см. Они без твердого околыша, но с отворотом. Среди последних имеются богато орнаментированные вышивкой, синелью и выполненной в «ушковой» технике аппликацией. На лобную часть калфака, по всему диаметру окружности, пришита укачачак; иногда позументной или серебряной бахромой обшиты и боковые линии убора; к его отвисающему концу пришита большая кисть из канители. По размеру и форме «городские» калфаки напоминают матерчатые варианты девичьих калфачков. Но в отличие от них вязаный городской калфак часто соединен с укачачак в единый убор (чачак-калфак), как бы образуя новый вариант девичьих калфачков. Во второй половине XIX — нач. XX вв. в качестве девичьего головного убора также выступали фабричные платки (җаулык, тастымал). В некоторых районах носили их вместе с налобной повязкой укачачак. Так, например, у татар-мишарей Пензенской губернии этот комплекс имел место в свадебном наряде невесты (укачачак здесь выступал в качестве символа девственности). В отдельных регионах (Мамадышский, Лаишевский уезды Казанской губ.) единично отмечается ношение девушками шапок с меховым околышем и белых войлочных шляп. Но у народа в целом эти уборы в рассматриваемый период не воспринимались девичьими. Традиционные головные уборы замужних женщин более разнообразны и сложны. В отличие от девичьих, уборы замужних женщин призваны были закрывать не только ее волосы, но и шею, плечи, спину. Поэтому они включали в свой состав волосники и различные покрывала, которые, кстати, составляли основную часть комплекса головного убора замужних женщин. Нижний убор волосник (чәчкап) представляет наиболее интересный, хотя и менее заметный на первый взгляд, компонент женского традиционного головного убора. Он призван собрать и закрывать волосы женщины и поэтому его форма в значительной степени связана с ее прической. Как известно, татарка-мусульманка заплетала волосы в две косы и отпускала их по спине. Поэтому волосники их как бы состояли из двух частей: шапочки (или чехлика) и накосника, или представляли кусок цельной продолговатой ткани, верхнему краю которого придана форма сборника. Оба эти варианта волосника бытовали среди татар-мишарей Окско-Сурского бассейна: первый, под названием чәчкап у чокающих (в Пензенской, Тамбовской, Рязаньской, Саратовской губерниях); а второй — под термином сылапцау—у цокающих (в Нижегородской, Симбирской губерниях). Небезынтересно заметить, что способ укрепления сылапцау на голове напоминал повязывание казанскими татарками легкого фабричного платка способом чөеп бәйләү. В комплексе традиционного убора женщин указанных губерний (цокающих мишарей) бытовал и дpyгoй тип волосника, который назывaлcя башкигец или әкәй. Это плотно облегающий голову капюшон с широкой, прикрывающей спину и плечи, лопастью. Наспинная часть (лопасть) башкигец орнаментирована апликацией из разноцветных кусочков материи; его нижний край украшен черной или темно-кирпичного цвета бахромой. Он носился в комплексе с рубахой юле күлмәк и представлял головной убор молодой женщины. Этот тип волосника, к сер. XIX в. сохранивший узко-локальное бытование, представляет архаичную форму женского головного убора Волжско-уральских татар. В одетом виде он ассоциируется со способом повязывания казанскими татарками фабричного платка: на кромку, завязывая два соседних угла под подбородком, распустив полотнище на спине. По сведениям старого информатора из д. Нарат Сарапульского уезда Вятской губернии, подобная же форма волосника, под названием киемчек, в более ранний период (в первой пол. XIX в.) встречался (единично) и в комплексе женского головного убора татарских женщин Сарапульского уезда. Его шили из белой ткани, носили пожилые женщины под өрпәк или кыекча (см. далее). Старые женщины Бирского и Белебеевского уездов Уфимской, а также Осинского и Кунгурского уездов Пермской губерний до последнего времени под четырехугольный фабричный платок надевали маңгайча. В простейшей форме маңгайча представляла небольшую прямоугольную повязку, нижний край которой собран на шнурке, благодаря чему волосник принимал форму чепца. Налобная часть волосника украшалась мелкими монетами. Кстати, наш оригинальный калфак так же представлял нижний головной убор женщины. Во второй половине XIX в. в городах и близлежащих к ним районах входят в моду бархатные калфаки с твердым околышем маңгайча. Они различаются по размерам, в том числе по ширине околыша, цвету, декоративному оформлению. Но при всем этом разнообразии они сохранили функцию нижнего убора — калфак всегда надевался или укреплялся на волосы (ближе ко лбу) и сверху покрывался платком. Ношение калфака замужними женщинами в качестве самостоятельного убора не выходило за пределы семейного круга или круга женщин. Бархатные калфачки с твердым околышем в конце XIX — нач. XX вв. вошли в комплекс женской, в том числе и девичьей одежды всех групп татарского народа за исключением кряшен. Независимо от размера, бархатный калфак состоит из двух частей: из мягкого верха — капчык и твердого околыша— маңгайча: в народе их часто называют яссы калфак. Своеобразным вариантом бархатных калфачков является калфак-наколка (мөгез калфак), где мягкая часть и диаметр околыша доведены до минимума, а высота околыша, наоборот, заметно увеличена, декоративная нагрузка также направлена на околыш. Техника орнаментации— нашивка или расшивка бисером, жемчугом (энҗе калфак, сәйлән калфак). Территорией формирования бархатных калфачков является Казань и Заказанье, где их изготовление получило характер промысла. По сведениям старшего поколения, в этих районах маленький калфак с высоким околышем, который фактически выполнял лишь роль налобника, носился набок, придав его верхнему углу рогообразную форму (мөгез чыгарып). Здесь эта традиция претендует на исконность бытования и, возможно, восходит к традиции ношения волосника с твердой налобной частью. Для нач. XX в. мөгез калфак в сочетании с фабричным платком можно назвать национальным убором татарок. Одновременно получают популярность среди всех групп (кроме кряшен) бархатные шапки с твердым околышем и плоским верхом (түбәтәй калфак, такыя калфак), которые, как и предыдущие варианты, надевались на волосы и носились под платком. Как видим, у всех разновидностей волосников (чехликов, платков, калфачков) налобная часть была украшена. У астраханских татар, например, налобное украшение соответствовало возрасту и семейному положению женщины. Так, покрывала одной и той же формы, в зависимости от его налобника, назывались по-разному: чембар, шылавыч (то же баштарткыч). Чембар женщина повязывала с налобной повязкой миезбәк в первые пять лет замужества; затем она миезбәк сменяла на другое налобное украшение — җагалык, после чего покрывало называлось шылавыч (или баштарткыч). Несколько своеобразен волосник (мәләнчек) кряшенок. Он имел форму чепца без накосника; накосник ей не нужен, ибо заплетенные в две косы волосы кряшенка не отпускала вдоль спины, а укладывала вокруг головы под чепец (наподобие русской женщины). Мәләнчек снабжен твердым налобником калак. Форма налобника имеет территориальные особенности. Так, волосник кряшен Западного Предкамья имеет продолговатую прямоугольную форму; восточного Закамья — копытообразную; а кряшен Чистопольского уезда — квадратную форму. На волосник кряшенка повязывала сүрәкә. Несмотря на свой небольшой размер (25x60 см) сүрәкә представляет сложный головной убор. Он имеет вышитый налобник (маңгайча) и позументные крылья (канатлар), теменную часть (түбә) из плотной ткани и «хвоста» (коерык) из кумача или темного бархата. Сопутствующими украшениями этого комплекса головного убора являются ажурные серьги, украшенные мелкими монетами наушники (чигәчә или җилкәлек). По размерам и в какой-то степени по функциональному назначению близок к сүрәкә другое женское покрывало кряшен — башъяулык или чукол, особенно широко бытовавшее у елабужской группы (кстати, сүрәкә у них больше использовалось в качестве подвенечного убора невесты). Большое разнообразие дает вторая составная часть традиционного женского головного убора (покрывала) татар-мусульман. В зависимости от принадлежности к той или иной территориальной группе и времени бытования покрывала-платки имеют различные формы (полотенцеобразные, треугольные, квадратные и др.), а также названия (тастар, яулык, кыекча, өрпәк и т.д. Нередко под одним и тем же термином, например, тастар, яулык бытовали покрывала разных форм. К полотенцеобразным покрывалам относятся и тастары Окско-Сурского бассейна (касимовских татар, мишарей и молькеевских кряшен). Ранние экземпляры сельских тастаров представляют белое самотканое полотно, длиной до 2 м и шириной около 40 см. Они состоят из основной части, которой покрывалась голова женщины, и украшенных концов (или одного украшенного конца), которые спускались на спину. С двух сторон, по всей длине тастара, проходит красная кайма. В способах украшения концов тастара и в их узорах заметны территориальные особенности. Так, тастар касимовских татар отличают плотные многоцветные тамбурные (растительные) узоры. На тастарах чокающих мишарей Пензенской губернии узоры геометрические, выполненные в технике счетной вышивки «цветная перевить». Тастар цокающих (сергачских) мишарей отличает «лоскутный» узор, молькеевских кряшен — многоцветные мелкие тканые узоры, выполненные способом «выборной» техники. Своеобразны тастары астраханских татар, сшитые из белой, нередко ажурной ткани. Имели место два варианта тастара: 1) по форме совпадающий с нижними покрывалами чембар и шылавыч (баштарткыч), его носили женщины всех возрастов; 2) большой, крылатой формы, предназначался для невесты и молодой женщины (в первый раз она такой тастар повязывала во время переезда в дом мужа). Эта форма тастара давала ей возможность покрыть не только голову, но и нижнюю часть лица, а также стан. К серии больших покрывал относятся и треугольные покрывала казанских татар өрпәк и кыекча. Өрпәк представляет собой большую, в виде прямоугольного треугольника косынку. Сшит он из легкой белой ткани; на острых углах «косынки» имеется вышивка, выполненная тонкими шелковыми нитками в технике глади. Гипотенуза покрывала длиной 2—2,5 м, в средней своей части слегка стянута складками, благодаря чему покрывало хорошо облегает голову вокруг лица. К налобной части өрпәк, с наружной стороны, прикреплялся налобник (битлек) из позумента в форме повязки. В XIX в. өрпәк значился в качестве головного покрывала пожилых женщин и в основном бытовал в городах среди мусульманской части татарского населения Казанской и Вятской губерний. При выходе из дома острые углы өрпәк закладывались (прятались) вовнутрь. В конце XIX в. — покрывало встречалось единично, а в начале XX в. — совершенно исчезло из быта; фабричные платки вытеснили их. Кыекча по форме и размером, т. е. типологически, схожа с өрпәк. Она являлась основным головным покрывалом сельских женщин старшего возраста; шили ее также из белой ткани. К налобной части прикреплялась полоска позумента (маңгайча). Но, в отличие от өрпәк, кыекча не имела вышивки. В сер. XIX в. кыекча имела широкое распространение среди татарского (мусульманского) населения Мамадышского, Лаишевского уездов Казанской, Мензелинского, Бирского, Белебеевского уездов Уфимской, Бузулукского уезда Самарской, Оренбургского и Орского уездов Оренбургской губерний. В северных селениях Мамадышского уезда Казанской, в Сарапульском уезде Вятской губерний в особо торжественных случаях {праздники, свадьбы) под «кыекча» повязывали налобное позументное украшение сарынья. В конце XIX—нач. XX вв. кыекча, как и өрпәк, вышла из быта. Однако традиция ношения женщинами старшего возраста белых, треугольной формы покрывал не исчезла. Позже они были заменены ажурными трикотажными платками. Пожилая татарка и сегодня не появляется на улице без белой паутинки, которую она накидывает на голову поверх нижнего платка, сложив по диагонали. К покрывалам четырехугольной формы относится бөркәнчек, сшитый из ткани с преобладанием красного оттенка. В иллюстрациях первой половины XIX в бөркәнчек изображен в виде большого платка с цветочными (четырехлепестковыми) узорами, обрамленными в крупные квадратики. Среди татар-кряшен бөркәнчек встречался в качестве свадебного покрывала невесты. Его шили из 4-х точей пестряди в крупную клетку; фон покрывала был красный (кызыл бөркәнчек). В конце XIX — нач. XX вв. в районах Предволжья и Заказанья в качестве покрывала молодых женщин использовали яркие фабричные платки больших размеров: кәшимир яулык, в Закамье и Приуралье — франсуз яулык (термин «франсуз» применялся в значении «красный»). К одному из краев платка, который должен ложиться на голову, с нижней стороны пришивалась небольшая прямоугольная подкладка, к ее концам прикреплялась подборочная тесьма сагалдырык, украшенная рядом мелких монет; к налобной части иногда прикреплялся калфак. На значительной территории Приуралья и Зауралья в качестве покрывала молодых женщин использовались два неразрезанных, фабричных платка (кушъяулык), которые почти полностью скрывали фигуру женщины. Подбородочная тесьма кушъяулык ушита 2—3 рядами монет, имеются околоушные подвески (чук). Следующая составная часть традиционного комплекса женского головного убора — это повязки и шапки (поверх покрывал). К первой разновидности относятся короткие полотенца (тастымал) или же платок (яулык). Первый термин в значении головной повязки чаще бытовал среди татарского населения Окско-Сурского междуречья, а второй (яулык) — на всей остальной территории проживания татар. Среди кряшен в этом значении использовался изредка термин бистәр. Об использовании татарками повязок поверх покрывал отмечается в литературе, а также сохраняется в памяти наших информаторов. Наконец, они запечатлены в иллюстрациях художников первой половины XIX в. В конце XIX —нач. XX вв. в качестве повязки поверх традиционного покрывала (тастар и др.) использовался фабричный платок (сложенный по диагонали), чаще темного (бордового) цвета, концы которого завязывались на затылке. Традиционное покрывало четырехугольной формы, размером 30 х 60 см, бытовавшее в сер. XIX — нач. XX вв. главным образом у Предкамских кряшен, называется түгәрәк яулык. Шили его из белого домотканого холста с черно-красной вышивкой, в результате чего по белому полю платка вырисовывается черный рельефный стилизованно-растительный узор с красными снизу просветами. Декоративное оформление платка завершается тяжелой бахромой из крученого шелка буро-красного цвета, приходящийся на лоб край украшен тремя рядами монет. Им покрывали невесту поверх сүрәкә. Порог дома мужа она должна была перешагнуть накрывшись түгәрәк яулык, который носила она до рождения первого ребенка. После этого периода женщина поверх сүрәкә повязывала ак яулык. Шапок, надеваемых поверх покрывал, у татарок имелось несколько. Среди них, особенно в ранний период (XVIII — сер. XIX вв.) выделяется монетная, т. е. сплошь украшенная монетами, шапка на твердой (каркасной) основе. Это такыя бүрек (термин подсказали старые информаторы Заказанья). О ней писали И. Георги, И. Лепехин (XVIII в.), К. Фукс (первая половина XIX в.) и другие авторы. Ее также довольно четко зарегистрировали художники этого времени. Территорией бытования такыя бурек являлись районы проживания казанских татар, прежде всего Казань и Заказанская часть Казанской губ. К сер. XIX в. монетные шапки на каркасной основе вышли из быта. Их девичьим вариантом, как было отмечено выше, являлась шапочка такыя, которая во второй половине XIX в. также сменилась плоской бархатной шапочкой, сохранив за собой лишь свое старое название. Второй тип монетной шапки, надеваемой женщиной поверх покрывала, является кашпау (на мягкой основе). В XIX в. кашпау встречался (единично) на территории Саранского и Инсарского уездов Пензенской и Корсунского уезда Симбирской губерний. В XVIII в. И. Лепехин отмечает этот убор у татарских женщин, живущих по р. Черемшан, а жили там мишари. Причем, он указывает на наличие здесь двух вариантов кашпау: с остроконечным верхом (верх шапки покрывается «серебряным литым конусом») и с открытым верхом. Мягкий женский головной убор кашпау, преставляющий монетную шапочку с литым, остроконечным верхом «наподобие конуса», отмечается вплоть до начала XX в. у кряшен Цивильского уезда Казанской губернии. Во время экспедиции 1960 г. в д. Татарская Свербойка (быв. Саранский у. Пензенской губ.) нам удалось увидеть кашпау с цельным, полусферическим верхом, украшенный спереди крупными, а сзади— мелкими монетами и штампованными жетонами; шапка имеет налобную часть, украшенную пятью рядами коралловых бус и рядом мелких монет. Спереди к кашпау прикреплены ушные подвески (колакчалар) и ожерелье из монет (тамакча), а сзади цепочка с подвешенными к ней мелкими монетами, которая свисала на спине женщины поверх орнаментированных концов тастара. Широкое распространение среди татарок в XIX — нач. XX вв. имели шапки с мягким верхом и меховым околышем. Их шили из темного (чаще из бордового, темно-зеленого) бархата, на слегка стеганой основе; край шапки опушался мехом бобра (камчат), отсюда и название камчат бүрек. У сибирских татар меховые шапки входили в число выкупа невесты (мәһәр). Серебряные рублевые монеты, также входившие в число выкупа, прикреплялись вокруг мехового околыша шапки молодой. Территория нахождения «камчат бүрек» в качестве убора молодых женщин приходится на Казанский, Мамадышский уезды Казанской губ., Малмыжский и Сарапульский уезды Вятской, Бирский, Белебеевский, Мензелинский уезды Уфимской губ. Территория его бытования в качестве убора женщин в целом значительно шире и отмечается на всей территории проживания татар. В конце XIX в. в качестве головного убора молодых женщин служила и шапка с твердым (без меха) околышем. Ее шили из позумента ука (отсюда и название ука бүрек) или из парчи, поверх которой нашивали 2—3 ряда серебряного или золотого галуна. Территорией бытования ука бүрек является Мамадышский, Лаишевский и Казанский уезды Казанской и Мензелинский уезд Уфимской губерний. В комплекс женского традиционного костюма включаются украшения: головные, шейные, нагрудные, ручные. В более или менее полном наборе они входили в костюм новобрачной и молодой женщины, особенно в праздничные комплексы. В повседневной жизни, а также с возрастом некоторые из них исключались. Но такие украшения, как серьги, накосники, бусы, браслеты и перстни носились до самой смерти. Металлические (ювелирные) украшения выделывались местными мастерами-ювелирами. Основным материалом служило серебро, для декоративного оформления использовались драгоценные и полудрагоценные камни, особенно бирюза и сердолик, которым приписывалось магическое значение (приносит счастье, любовь; отгоняет злые силы, «дурной глаз»). Характерными приемами декорировки металлических украшений были скань с инкрустацией, гравировка, чекан и штамп, чернение. Древнему (монументальному) стилю одежды соответствовали большие ажурные (сканые) часто с подвесками, отделанные камнями, украшения: серьги (алка), налобное ожерелье — баш хаситәсе, воротниковая застежка — яка чылбыры, нагрудная перевязь — хәситә, широкие браслеты — беләзек и перстни — йөзек. Считалось, что перстни очищают руки женщины, поэтому их могло быть на каждой руке по несколько штук. В качестве украшений использовались также серебряные монеты, кораллы, перламутровые пуговицы. Большие, сплошь унизанные монетами матерчатые нагрудники и перевязи особенно были характерны для кряшен, отчасти и мишар Окско-Сурского бассейна. В конце XIX — нач. XX вв. традиционные украшения испытали заметные изменения: вышли из моды массивные воротниковые застежки, нагрудные перевязи, а еще раньше — налобные ожерелья и большие ажурные серьги; появлялись другие, отвечающие новому стилю одежды элементы: цепочка с амулетом или кораницей, брошки, небольшие накосники, узкие браслеты; много было и завозных украшений, особенно сережек, бус, перстней. Ранний стиль украшений, особенно большие монетные на матерчатой основе, нагрудники и перевязи, в нач. XX в. продолжали бытовать лишь у кряшен. Обувь женская как по материалу изготовления, так и по форме имела много общего с обувью мужской. Наибольшей популярностью пользовалась кожаная обувь, которая представлена несколькими видами: ичиги (читек), кауши (кәвеш) и башмачки (башмак). Женские ичиги шились с мягкой и твердой подошвой, с отдельно выкроенной головкой, голенищем и подошвой; голенища женских ичиг делались не очень высокими (не переходили колени). В конце XIX — нач. XX вв. девушки и молодые женщины носили ичиги на каблуках. Ичиги с мягкой подошвой чаще носили женщины старшего возраста, в комплексе с кожаными калошами — кәвеш. Кожаная обувь под разными названиями (кәвеш, ката, чарык и др.) бытовала у всех групп татарского населения. В деревнях их часто надевали поверх чулок. В нач. XX в. они в значительной степени были вытеснены туфлями европейского образца или резиновыми галошами. Довольно популярный вид женской традиционной обуви представляют башмаки. Их шили исключительно на твердой подошве. Имеют место башмачки двух типов: с задником и без задника. Последние предназначались для домашнего пользования. Отличительной чертой традиционной обуви татарских женщин является ее узорность и многоцветье. Ичиги, изготовленные из однотонного (зеленого, бордового и др.) сафьяна, часто расшивались цветочно-растительным узором. В народе расшитые ичиги назывались винзелле читек. Не менее оригинальными являются женские ичиги, изготовленные из узорно вырезанной разноцветной кожи (узоры составлены в технике кожаной мозаики). Такие ичиги назывались каюлы читек или чәмчәле читек. Башмачки также шили из сафьяна, используя технику мозаики по коже. Имелись башмачки бархатные, расшитые золотой или серебряной канителью, бисером, а изредка — мелким жемчугом. Центром изготовления узорной обуви, как и сегодня, являлись сама Казань и близлежащие к ней татарские селения. Отсюда эта обувь распространялась на все другие регионы проживания татарского народа, превращаясь таким образом в элемент женского национального костюма. На работу, особенно в деревнях, женщины так же, как и мужчины, надевали лапти с суконными или вязаными чулками, зимой носили валенки или полуваленки. "Татарская народная одежда". Татарское книжное издательство. Казань, 1997г
|
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |