|
|||||
|
О генезисе кожаной узорной обуви татарФ.Х.Валеев Как известно, мягкие сапоги без каблуков - ичиги /читек/ получают в прошлом широкое распространение среди номадов евразийских степей и относятся к повседневному виду их обуви. О ношении кожаной обуви, например, гуннами пишет Аммиан Марцеллини /конец IV в./ 1 . Бронзовая бляшка из археологических материалов в Хакассии в виде фигурки всадника-киргиза /VII-VIII вв./ дает наглядную картину одежды степняка с мягкими ичигами на ногах 2 . Такая же обувь представлена в изображениях киргизских конных и пеших воинов на писаницах /VII-VIII вв./. Этот тип обуви можно видеть также в греческих изображениях западных европейских скифов /электрумовый сосуд из Кульобского, серебряная ваза из Чертомлыкского курганов/ и саков на Персепольских барельефах. И, наконец, археологические материалы из т.н. Пазырыкских курганов середины 1 тыс. до н.э. дали замечательные образцы сравнительно хорошо сохранившихся и единственных в своем роде узорных полусапожек, бытовавших как парадная обувь среди знатных женщин сакомассагетских племен Горного Алтая 4. В курганах были найдены и остатки мужских меховых узорных ичигов. Согласно русским летописям 5 и археологическим материалам 6 ичиги получают широкое распространение и среди волжских булгар. Правда, до нас не дошла булгарская обувь по образцу узорных мозаичных ичигов казанских татар. Однако, благодаря тем же археологическим материалам мы узнаем, что булгары широко пользовались орнаментацией кожи тиснением двух типов - тиснением плоским с узорами в виде четырехугольников и тиснением рельефным, состоящим из переплетающихся линий полуцилиндрического профиля - полуваликов 7 . Ичиги распространены и среди тюркоязычных народов Среднего Поволжья и Приуралья /за исключением чувашей/. Однако кожаные узорные ичиги характерны до сегодняшнего дня и глубоко традиционны лишь для культуры казанских татар. Центром их производства в прошлом являлись районы Заказанья 8 . В определенной мере их выпускали и в отдельных селах чепецкой группы казанских татар. За время с конца XVIII по начало XX вв. узорные сапожки татарок, как показывают наши исследования, претерпевают значительные изменения в своих формах, мозаичных узорах, цветовом колорите 9 . К наиболее архаичным относятся ичиги конца XVIII - начала XIX вв. По характеру их орнаментации /системе распределения узора, взаимосочетанию мотивов, их масштабному соотношению и т.д./, используемым мотивам, их трактовке, они обнаруживают поразительную близость к подобным сапожкам из Пазырыкских курганов 10. Женские полусапожки из Пазырыкских курганов были сделаны из мягкой, прекрасно выделанной, кожи красного цвета с короткими голенищами раструбом. Головки и голенища обуви сплошь орнаментированы. По шву между ними проходит полоска красной шерстяной тесьмы, украшенной кожаными, крытыми листовым золотом формами, представляющими схематично трактованные мотивы цветка лотоса 11 . Узор, покрывающий головки обуви, состоял из лотосных мотивов с отдельными включениями мотивов пальмет. Орнаментальные мотивы головки обуви были образованы нашивкой сухожильных нитей, обернутых тонкой полоской оловянной фольги. Орнамент голенища состоит из крупных, троекратно повторяющихся в различных вариациях, стилизованных лотосных мотивов в сложных и изящных композициях, исполненных в технике аппликации. Примечательно, что лотосные мотивы, наряду со "звериным стилем", составляют основу горноалтайского орнамента. Для последнего характерны также различные по трактовке листовидные мотивы, интегральные спирали, изображения цветка тюльпана, многолепестковые пальметы восточноазиатского характера, мотивы сердцеобразные и производные от них и др. В отличие от пазырыкских сапожек, узоры ичигов казанских татар выполнены в технике мозаики с использованием в сшивке и расшивке обуви шелковых крученых нитей, что представляет собой явление более позднее для искусства номадов Евразии. Если в горноалтайских сапожках основу их орнаментации составляют лотосные мотивы, то в орнаменте татарских ичигов репертуар используемых мотивов намного шире. Однако и здесь лотосные вместе с пальметами восточноазиатского характера составляют основу узоров. Причем, лотосные мотивы ичигов казанских татар более многообразны по вариациям, по сравнению с подобными мотивами горноалтайских сапожек. 12. То же самое можно сказать и о пальметтовидных мотивах восточноазиатского характера 13 . Если в пазырыкских сапожках мотивы, образованные из комбинации лотосных и пальметовидных занимают незначительное место, то в узорах ичигов казанских татар они составляют основу их орнаментации и представлены в самых разнообразных и живописных композициях. Причем в узорах ичигов казанских татар, наряду с лотосными и пальметами, фигурирует серия орнаментальных мотивов также характерная для искусства горноалтайцев, но отсутствующая в узорах их сапожек. Это формы листовидные, в т.ч. с выкружкой с одной из их сторон, спиральные, трилистники, сердцеобразные, мотив цветка тюльпана. И, наконец, определенный удельный вес в узорах ичигов казанских татар получают так называемые облакообразные мотивы 14 и многолепестковые розетки, характерные для искусства восточноазиатских народов 15 . Таким образом, в узорах старинных татарских ичигов устойчиво сохраняются древнейшие мотивы горноалтайского /лотосные, листовидные, "запятые", интегральные спирали, изображения цветка тюльпана/ и восточноазиатского /пальметы, облакообразные, розетка/ происхождений. Эти мотивы составляют древнейший пласт в орнаменте волжских булгар и через них в искусстве казанских татар. В искусстве волжских булгар орнаментальные мотивы лотосных представлены в формах различных изделий художественного металла /бляхи, подвески и др./ и в узорах на них. В искусстве казанских татар - в тех же формах изделий художественного металла, в узорах на них, в вышивке, резьбе по дереву и камню, в мозаичной обуви. Истоки их, как уже отмечалось, связываются с искусством горноалтайцев середины 1 тыс. до н.э. В свою очередь прообразом горноалтайских лотосных являются, по мнению С.И.Руденко, переднеазиатское искусство Ассирии и ахеменидской Персии 16 . Мотивы лотосных неизвестны искусству других тюркоязычных народов Среднего Поволжья и Приуралья /татарам-мишарям, башкирам, чувашам/. Пальметовидные восточноазиатского характера получают довольно широкое распространение в искусстве булгар - в орнаментации изделий художественного металла, из кости, в резьбе по камню. Многочисленны они по вариациям и в орнаменте казанских татар - в вышивках, художественном металле, резьбе по камню и дереву, мозаичной обуви. В узорах ичигов пальметовидные мотивы имеют более позднее происхождение, чем лотосные и проникают они в искусство отдаленных предков казанских татар под влиянием искусства племен тюрко-монгольского круга, вероятнее всего гуннов. Эти мотивы можно встретить в памятниках восточно-аральских и "болотных городищ" середины IV в.н.э. /белые гунны или эфталиты/ 17 . Прототипы их фигурируют в гуннских памятниках Монголии и Семиречья /кость, металл, камень/, датируемых 1 в. дс н.э. - 1 в. н.э. Характерны они и узорам кочевников XI-XII вв 18. Уже в раннем Средневековье пальметовидные мотивы получают широкое распространение в искусстве многих земледельческих и кочевых народов Востока. В то же время мотивы, образованные из комбинаций пальмет восточноазиатского характера и лотосных, также неизвестны искусству тюркоязычных народов Среднего. Поволжья и Приуралья, как в прошлом и искусству номадов Евразии. В узорах ичигов казанских татар определенное место занимают так называемые облакообразные мотивы и многолепестковые розетки, характерные для искусства восточноазиатских народов 19 . Облакообразные мотивы не встречаются в искусстве других тюркоязычных народов Среднего Поволжья и Приуралья. Говоря об истоках пальметовидных и облакообразных мотивов, уместно привести высказывание известного исследователя искусства восточноазиатских народов С.В.Иванова. "Именно народы Восточной Азии еще в глубокой древности создали этот орнамент и сохранили его на протяжении нескольких тысячелетий. Широко распространяясь, этот орнамент оставил свои следы и в искусстве многочисленных племен Южной Сибири и Амурского бассейна" 20. Устойчивое сохранение древних орнаментальных мотивов в узорах ичигов казанских татар - лотосных, пальметовидных и облакообразных связано, как мы полагаем, стойкостью их семантики и органической связью орнаментальных форм мотивов с материалом - кожей. В древнем восточноазиатском искусстве изображения, например, облаков, связывались с образом дракона, изображение которого, в свою очередь, являлось эмблемой неба. Он считался хозяином вод, производил гром и молнию /у тюркютов такие же функции выполняли бог неба Тенгри и бог грома - Куар/. Древние китайцы, например, думали, что дракон может родиться из грозового облака 21 . В последующем изображения облаков стали символами благоприятного течения всех дел человека. Ими украшалась одежда, обувь, ковры, мебель и т.п. 22. В искусстве казанских татар семантика всех этих мотивов давно забыта. И, наконец, примечательно то, что не только облакообразные мотивы, но и принцип построения, композиционная структура узоров на ичигах казанских татар, по-видимому, связывалась со стремлением изобразить драконью голову. Развертки узоров ичигов напоминают нам, в какой-то мере, древние восточно-азиатские драконьи маски. Распространение в узорах ичигов казанских татар восточно-азиатских орнаментальных мотивов, как и комбинированных фигур из мотивов лотосных и тех же пальмет, объясняется не простым заимствованием их, а процессами этногенетического порядка, т.е. вхождением в состав далеких предков казанских татар восточноазиатского этнического компонента, скорее всего гунно-болгар. Как известно, последние в III-II в. до н.э. вторгаются на Алтай и в своем движении на Запад увлекают с собой горноалтайские племена 23 . Как пишет С. И.Руденко, археологические памятники, связанные с культурой этих племен конца I тыс. до н.э. и первой половины I тыс. н.э. в Горном Алтае не обнаружены 24 . Сохранение в быту казанских татар кожаных узорных ичигов /как и ряда других изделий, на чем мы остановимся позже/ с комплексом вышерассмотренных орнаментальных мотивов свидетельствует о том, что далекие горноалтайские предки казанских татар не исчезают с исторической арены, а входят в состав гунно-болгар, смешиваются с ними, однако сохраняют в то же время многие специфические особенности своей прошлой культуры. С культурой древних горноалтайцев связывается, как мы полагаем, и ношение казанскими татарами в недалеком прошлом войлочных чулков, позже заменившихся суконными 25 . Такие чулки одевались под ичиги. Нередко их верхняя часть украшалась полоской из валяных цветочно-лиственного характера мотивов. Такие чулки не дошли до нас, но они известны по описаниям старожилов. Кроме того, по аналогии с ними украшались верхние части валенок, отдельные образцы которых сохранились до наших дней 26 . Такие валенки производились в основном в районах Заказанья. Если обратиться к археологическим материалам Пазырыкских курганов, то выявляется, что горноалтайцы также носили войлочные чулки, по верхнему краю которых нашивалась полоса войлочного же орнамента, выполненная в технике аппликации. Поверх войлочных чулок надевались сапоги, голенища которых доходили до нижней кромки войлочного узорного бордюра 27 . Мужские сапоги горноалтайцев были кожаные, меховые, в т.ч. с мозаичными узорами /кожа, цветной мех/, составленными из квадратиков. Таким образом, бытования узорных войлочных чулков, ношение их под ичигами, размещение войлочного узора чулок поверх голенища-обуви - все это в культуре казанских татар также связывается с культурой отдаленных горноалтайских племен. И еще одна примечательная особенность, сближающая культуру казанских татар и волжских булгар с культурой древних горноалтайцев. Это широкое распространение в их искусстве изображения гусей 28 . В горноалтайском искусстве кожаные фигурки гусей, обложенные тонкой оловянной фольгой, украшают кожаные мешочки, сосуды. Различные подвески, накладки также делались в виде фигурки этой птицы 29 . То же самое можно видеть в украшении концов псалий. Изображения гусей занимали не меньшее место, чем их фигурки 30. Их можно видеть в украшении керамических сосудов, ременных полос на диадемах, конских уборах и др. 31 Не менее популярен был образ гуся в искусстве волжских булгар. Его изображение можно видеть в украшении перстней, в виде сюжетной композиции - на поверхности бронзовых зеркал. Головки их /симпатическая магия - часть заменяет целое/ украшают концы псалий, подвесок и накладок. В искусстве казанских татар стилизованные фигурки гусей в геральдике встречаются довольно часто: в прорезных узорах оград перед жилищем, в украшении подкарнизной плоскости оконного наличника, головки их / как и в булгарских псалиях/ украшают спиральные накладки в верхней или нижней частях тех же наличников окон. Для искусства горноалтайцев характерны изображения петуха 32. Этот образ был, видимо, популярен и в искусстве волжских булгар. Единичные изображения этой птицы встречаются в искусстве казанских татар. В булгарском искусстве в виде фигурок петуха или его головок делались различные подвески, накладки. В форме петушиных головок с гребешком решались сливные носики керамических кумганов /рукомойников/33. В искусстве казанских татар изображения петуха зафиксированы лишь в одном случае - на вышивке конца XIX в. Здесь, в сильно стилизованной форме, представлены два петуха в геральдике. Согласно Н.Ф.Калинину петушиные головки, как и у булгар, украшали сливные носики татарских глиняных кумганов 34. И, наконец, в искусстве казанских татар и волжских булгар как и в искусстве горноалтайцев 35, широкое распространение получает мотив интегральной спирали, используемый в качестве самостоятельного мотива и в сочетании с другими мотивами. В орнаменте волжских булгар и казанских татар - этот мотив представлен как в простейшем виде, так и обогащенный различными усиками, завитками, элементами растительного характера. Вышерассмотренные орнаментальные мотивы - лотосные, пальметы производные и комбинации их, облаковидные, листообразные, сердцеобразные, "запятые" и интегральные спирали, изображения гусей, петуха, цветка тюльпана и др. в искусстве волжских булгар и казанских татар представляют один из древнейших исторически сложившихся орнаментальных комплексов, Этот комплекс указывает на то, что еще в конце 1 тыс. до н э. - начале 1 тыс. н.э. искусство Передней и Восточной Азии оказывало сильное влияние на искусство отдаленных предков волжских булгар и казанских татар. В то же время этот комплекс дает основание утверждать, что он сформировался не в результате простого влияния или заимствования со стороны, а в процессе этногенетического порядка, т.е. смешения горноалтайских и гунно-болгарских племен. Рассмотренный комплекс представляет самый древний пласт в орнаменте волжских булгар и казанских татар. В процессе своего исторического развития орнаментальные мотивы этого комплекса /особенно лотосные, сердцеобразные, интегральные спирали, изображения тюльпанов/ дают многообразные вариации, устойчиво сохранявшиеся почти во всех проявлениях искусства волжских булгар и казанских татар. Таким образом, рассмотренный нами орнаментальный комплекс искусства волжских булгар и казанских татар показывает, что древний пласт их этноса связан с горно-алтайскими /сако-масагетскими/ и восточноазиатскими /гунно-болгары/ племенами. С культурой древних горноалтайских племен связываются и некоторые др. явления в культуре и искусстве казанских татар. Так, до сих пор полагали, что женский нагрудник казанских татарок - изю - представляет собой заимствование от соседних финноугорских народов 36. Однако находки в Пазырыкских курганах остатков женских и детских нагрудников 37 дают основание утверждать, что они уже были известны далеким горноалтайским предкам волжских булгар и казанских татар и в последующем устойчиво сохраняются в их женской одежде. Находки в тех же Пазырыкских курганах фрагментов ткани с переплетением нитей утка и основы, известных под названием уточного репса или закладной техники тканья, также дают основание полагать что эта разновидность ткачества была уже хорошо известна далеким предкам волжских булгар и казанских татар 38 . У последних этот вид узорного ткачества получил широкое распространение 39 .
The Genesis of tatar's ornamented leather footwear These objects of decorative-applied Art in the Volga-Ural region are known only in the traditional culture of Tatars. The center of their production was Kasan and the villages around it. The leather footwear of the end of XVIII-beg inning XIX ct. concern to the most archaic type and find striking resemblance with the leather footwear from Altaic Pasyrik Barrows. Only the technique is different: instead of applique work, Kazan Tatars use inlay from leather pieces, which they sew by special embroidery stitch. из сборника статей "Из истории татарского народного искусства", Казань, 1995г, ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова АНТ
|
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |