|
|||||
Главная Публикации
|
Калфак - изготовление и вышивкаФ.Г. Габдуллина Наш оригинальный калфак - самый распространенный головной убор тюркского народа. Калфак в XVIII- XIX веках, получивший форму "мангайлык", берет свое начало с булгарских времен, от мягких и простых головных уборов. Пришедшие с древнейших времен, декоративно оформленные узоры лучше сохранились на налобной части (на твердом околыше). Живописные узоры наряду с цветочно-растительными мотивами, изображали также узоры, напоминающие буквы и слова. Раньше вместо этих узоров писали добрые пожелания, волшебные слова (заклинания) в качестве оберега, молитвы, сохраняющие женщин от злых духов, от сглаза и порчи. Отсюда, возможно, и возникло выражение "у него написано на лбу". В середине XIX века калфаки, вышитые на бархате разного цвета золотыми и серебряными нитями, становятся предметом украшения, вот это качество преобладает среди других головных уборов женщин. Во второй половине XIX века в городах и близлежащих к ним районах входят в моду бархатные калфаки с твердым околышем (основа) "мангайча". Они различаются по размерам, по ширине околыша, цвету, декоративному оформлению. Но при всем этом разнообразии они сохранили функцию нижнего головного убора - калфак всегда надевался или укреплялся на волосы (ближе ко лбу) и сверху покрывался платком. Итак, калфак упрощается, усовершенствуется, становится изящным. Его внешний вид, узоры, вышитые золотыми и серебряными нитями, раскрывают духовный мир хозяйки, внутренние переживания, отражают ее мироощущение. Если обратим внимание на узоры вышивок на бархате, то чаще всего увидим букеты цветов, сияние Луны и мерцание звезд, волшебных и лесных птиц, листья и стебли растений. Все это возвеличивает дыхание природы, жизненную силу. В них раскрывается великая философия жизни - рождение, обновление, расцветание, увядание и старение, появление молодых ростков и бутонов; даются понятия о смысле жизни. Подлежит вниманию то, что ценность калфака зависит не от дороговизны ткани, нитки и предметов украшения, на сколько они дороги, а от смысла содержания, вложенного в узор, от особенностей чувств и переживаний. Скажем, напоминающий ночной небосвод, вышитый на бархате полумесяц, мерцающие и сверкающие звезды раскрывают ночную красоту мира, рассказывают таинственность и волшебную красоту ночи, отражают чувства и воспоминания молодости. Таким образом, калфак, являясь головным убором ежедневного ношения и предметом украшения, в некоторой степени показывает утонченность вкуса хозяйки, достоинство на людях, ее умение одеваться со вкусом. Итак, калфак как головной убор и как предмет украшения раскрывает духовную красоту татарских женщин, широту души, благородство мысли, мастерство в умении шить и вышивать, тонкую чувствительность в познании мира, отражает жемчужину искусства. Издавна умелые мастерицы изготовляли к праздникам головные уборы, вкладывая творческие фантазии; умелые невесты, отдавая всю душевную теплоту, готовили приданое и свадебные подарки. Мы надеемся, что эти национальные обычаи вернутся, и изо дня в день традиции художественного ремесла будут расти и обновляться; и со временем возродится и обновится духовное наследие и культура нашего народа. Необходимые материалы, инструменты и приспособления для вышивания
и изготовления калфаков Технология вышивания и изготовления калфака1. Изготовление выкройки. Детали калфака на чертеже: а - перед, верхняя сторона, б - нижняя сторона, в - припуски на швы, г - налобная часть в виде прямоугольника, д - запас для сгиба. 2. Раскрой бархата. Выберите бархат, соответствующий по цвету, сочетающийся с вашим костюмом и по цвету глаз. На изнаночную сторону бархата разложите выкройку, мелом (или тонким мылом) отметьте указанные на чертеже линии и раскройте ткань. 3. Так как мел быстро стирается, необходимо нанести по чертежу стежки белыми нитками. 4. Перевод узора на бархат. Перенести узор с эскиза на кальку. Узор с кальки переведите через копировку на белую ткань. Белую ткань с узором разложите на переднюю и налобную части бархата, наметайте по краям белой ткани. Переведите узор на лицевую сторону бархата. 5. Вышивание узора. Чтобы вышить калфак бисером, нужно его натянуть на пяльцы и закрепить на предварительно натянутую ткань пяльцев, с помощью английских булавок. Нет необходимости нашивать каждую бусину по отдельности. Можно нанизывать бисер на нить с помощью иголки для бисера. Нить с бисером наложить по узору, бисерную иголку вывести на изнаночную сторону. Нитку с бисером соединить узлом с черной ниткой на другой иголке № 3, лучше, если нитка цвета бархата. Вытянуть первую нить наверх до упора узла на бархат и вышивать нитками иголки № 3. Снизку уложите вдоль линии рисунка и пришейте ее мелкими стежками - петельками: иглу выведите на лицевую сторону между бусинами, охватите нить и введите в ткань в той же точке. Левая рука поддерживает пяльцы на столе и направляет бисер в нужную сторону, а правая рука вышивает (см. рис.23 и прочитайте раздел "Способы вышивания бисером"). 6. Если Вы хотите, чтобы узор получился еще лучше, используйте технологию объемной вышивки. 7. Пошив калфака. Бархат сложить лицевыми сторонами внутрь, уровнять срезы, стачать, оставляя 1 см на шов (рис.24), затем обтачать верхнюю часть. 8. Лицевую сторону бархата оставляя внутри, сгибаем, по намеченным линиям соединяя точки А и Б (рис. 25), стачиваем. 9. Чтобы налобная часть (околышек) имела жесткую форму, по всей длине пришиваем корсажную ленту длиной 40 см, шириной 6 см (способ изготовления на рисунке 26). 10. Подкладка готовится по выкройке бархата, только высота не 30 см, а на 3 сантиметра меньше, т.е. всего 27 см. Обрабатывается подкладка так же, как бархат. 11. Подкладку выворачиваем на лицевую сторону, одеваем на изнаночную сторону бархата, заметываем, сгибая подклад снизу на 1 см, подшиваем на низ бархата. Выворачиваем калфак на лицевую сторону. Чтобы калфак хорошо "сидел" на голове, по бокам пришьем круглую шапочную резинку цвета волос, необходимого размера. Существуют разнообразные виды калфаков, в этой книге даны 5 из них. Калфак, как предмет украшения, одевается без платка. Широко применяются
также калфаки-тюбетейки. Они выкраиваются и шьются
так же, как тюбетейка. У них вышивается жесткая налобная часть и верх.
Калфаки-тюбетейки имеют много положительных качеств: держат голову в тепле,
не распускают волосы, при чтении намаза не падают с головы. Поэтому пожилые
женщины предпочитают калфак-тюбетейку и надевают под белым платком или
шелковой шалью. Ф.Г. Габдуллина . "Вышиваем сами. Бисер", Казань, "Тарих" 2003
|
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |