Татарский орнамент. Цветочно-растительные мотивы в национальных узорах
Ф.Г. Габдуллина
Орнамент - это узор, в котором чередуются и повторяются одни и те же
элементы. У казанских татар в декоративно-прикладном
искусстве цветочно-растительный орнамент занимает важное место. Изобилие
и разнообразие растительного мира вдохновляло наших мастеров в их творчестве.
С древне-восточными степными растениями (тюльпан, пальметта, лотосовидный, трилистник)
в узорах позже помещаются садовые и полевые цветы, растения. В этом многообразии
цветов, наряду с реалистическими мотивами, важное место занимают и фантастические
цветы.
По происхождению цветочно-растительный мир делится на три группы: степные, полевые
(полулесные) и садовые растения, которые широко используют городские художники
в своем творчестве.
Из степных мотивов: тюльпан, незабудка, мак, ветреница, гвоздика; из полевых
мотивов: ромашка, колокольчик, василек, шиповник встречаются часто. Из садовых
цветов самые распространенные - георгин, астра, хризантема, пион, фиалка, роза.
Нарцисс, ирис встречаются реже.
В некоторых случаях можно встретить рисунки ржи и пшеницы.
Во всех областях искусства казанских татар широко используются мотивы трилистника.
Объединяясь с другими цветами, трилистник создает очень красивую своеобразную
композицию. Обилие фантазии художников позволяет изобразить трилистник в разных
вариантах: в виде цветка, листка и стебля.
В орнаменте популярным, любимым, распространенным, наиболее естественным, ближе
к натуре цветком является тюльпан. Он, как и все цветы, изображается в открытом
виде и с профиля. У него с профиля могут быть от трех до шести лепестков, а
спереди до восьми лепестков. Также в орнаментах большое место занимают мотивы
цветка гвоздики в бутоне и в раскрывшемся виде. Поражает удивительное многообразие
мотивов татарского орнамента, где один и тот же цветок может быть изображен
с острыми, волнистыми и круглыми лепестками.
Среди других форм цветков есть и мотивы лотоса. По строению и стилю
эти древние мотивы цветков своим разнообразием вариаций очень похожи
на старинные алтайские орнаменты. Также в татарских орнаментах можно
увидеть мотивы восточных огурцов. Размещение внутри них букета цветов
широко распространено в творчестве казанских татар. Удивляет обилие цвета
и форм мотивов лепестков для вышивки.
Изредка встречаются в ювелирных украшениях очень стильные рисунки животных и
птиц. Раньше (у булгар) "стиль животных" встречался чаще, затем под
влиянием религии Ислама этот стиль почти исчез.
В вышивке в форме любимого народом цветочно-растительного орнамента предстал
весь многообразный мир чувств и настроений человека. Самые распространенные
композиции - ленточная (бордюрная) и геральдическая в виде букета, изменяющиеся
и переходящие друг в друга в одной декоративной плоскости, а также круговая,
розетчатая, шахматная, сетчатая и буквенная. Нельзя не видеть среди множества
мотивов татарской вышивки "булгарский" пласт в виде древних трилистников,
лотосовидных, пальметт, многочисленных розеток, вьюнков, спиралей, используемых
в традиционных бордюрных обрамлениях. Цветочные мотивы нанизываются на простую,
довольно крупную ветвь, воплощающую значение "древа жизни". В образах
татарских вышивок живет прямая генеалогическая связь с окружающим природным
миром.
В узоре тюльпан - цветок обновления, весною он всходит первым, обновляет природу,
жизнь.
Отраженная в живописи роза - символ красоты и любви. Шиповник, рябина - растения,
которые приносят радость и счастье, ветки применяются в виде талисмана. А астру
считают символом долголетия, видимо, из-за наличия множества лепестков.
Другой самобытный мотив узора на калфаках
- "золотое перо" (алтын каурый). Сущность этой композиции заключается
в особенности создавать гибкий непрерывный узор на поверхности калфака,
изгибающегося к затылку. Центральная ветвь "пера" вышивалась,
бесконечно вбирая, нанизывая разнонаправленные элементы: цветы, бутоны
и двулистники, трилистники, пальметты, развернутые в разные стороны усики,
извивающиеся и отогнутые назад лепестки, стручки гороха, горошинки, тычинки
и т.д. Весь этот узор плавно огибал края верхней части калфака и спирально
сворачивался в центре над нижним фризом калфака.
В тюркском народе мотивы птиц или перо птицы в сочетании с красным цветом воспринималось
как символ чистоты и стремления к свету. И белый цвет был знаком чистоты, невинности
и света. Как мы видим, каждый цвет, являясь основой для вышивания, неся в себе
важное смысловое значение, пополняет и обогащает рисунок, дает целостность всему
изделию.