|
|||||
Главная Публикации
|
Татарская народная вышивка - ЗаключениеФ.Ф. Гулова
Итак, мы ознакомились с теми традициями, которые сложились к началу XX века в широко распространенном виде орнаментального творчества татар Среднего Поволжья и Приуралья - народной вышивке. Отмечая необычайную популярность тамбурной техники, цветочно-растительного орнамента и полихромность, в то же время мы имели возможность убедиться, что татарская народная вышивка, кроме тамбурного шва, располагает множеством других способов и приемов шитья, каждый из которых связан с определенным кругом предметов быта и одежды, материалов, имеет свой тип орнаментальных и цветовых композиций. Вместе с тем подмечены многовековые культурно-исторические связи татарского народа с соседями - русскими, финно-уграми и с народами Средней Азии и Востока, в определенной мере оказавшими влияние на декоративно-прикладное искусство татар, в частности вышивку. Из искусства своего окружения народ брал лишь то, что было не совсем чуждо национальным художественно-эстетическим представлениям. Новое входило в практику, лишь пройдя соответствующую переработку в сторону традиционного. Влияния, заимствования в татарской вышивке не носили односторонний характер. Широкое воздействие татарской вышивки на развитие башкирской, финно-угорской, русской, узбекской и т. д. в значительной степени определялось тем, что среди татарских рукодельниц было немалое число профессиональных вышивальщиц. Во второй половине XIX века, в связи с усиленным развитием капитализма даже в периферийных районах России, вышивание в Казани и некоторых деревнях Заказанья принимает кустарно-промысловый характер. К началу XX в. вышивка "на продажу" закономерно вызвала некоторое снижение художественного уровня татарского шитья (отдельные вышивки этого периода перегружены декором или наоборот - решены упрощенно). Изменялись и культурные запросы сельского населения, все больше ориентировавшегося на покупные образцы, на городскую моду. Изменения, в первую очередь коснувшиеся городского быта, постепенно распространялись и на сельский - вышивка все меньше и меньше оставалась необходимой принадлежностью быта, постепенно уходила она и из одежды, в которую стали проникать черты общеевропейского костюма. После революции постепенно бывшие кустари-вышивальщицы стали кооперироваться в артели. В 30-х годах вышитые тюбетейки выпускаются казанской артелью "Азат хатын". Наряду с изготовлением кожаной обуви в мозаичной технике ведут расшивку бархатных туфель гладью шелком в Арском районе. Со временем эти артели превратились в большие промышленные предприятия. И сегодня Арское производственное объединение национальной обуви продолжает выпуск как кожаных ичиг, башмачков, так и вышитых бархатных туфель. Прямыми преемниками традиционного искусства народной вышивки являются вышивальщицы Комбината народных художественных промыслов. Здесь вручную расшиваются бархатные тюбетейки (гладью, тамбуром, украшаются бисером), применяют вышивку как отделку трикотажных изделий (комплекты детской одежды, женские кофты, свитера и т.п.). Вышивают обычно, пользуясь эскизом, разработанным художником. Но специфика ручного труда вносит неповторимость в каждое изделие. Среди разнообразной продукции, выпускаемой казанским филиалом объединения "Швейник",- постельное белье, портьеры, наборы столовых салфеток, женские и детские платья, кухонные фартуки, национальные головные уборы (по заказу коллективов художественной самодеятельности) и т.д. Все эти изделия украшает современная вышивка, использующая лучшее из традиционного татарского тамбура. Некоторые из этих изделий удостоены Знака качества. Среди них комплект постельного белья (машинная тамбурная вышивка белым по белому), два фартучных набора. Первый комплект включает маленький фартук и четырехугольный большой платок, два соседних конца которого должны завязываться на затылке (такой способ повязывания платка был характерен для татарских девушек в прошлом). Вышивкой (красным, зеленым и желтым мулине) украшены низ фартука и кромка платка, приходящаяся на лицо. Второй набор состоит из фартука с грудкой и рукавичек-захватов. Основой композиции узорного пятна, украшающего детали набора, является фестончатая розетка. Но обрамление ее разнообразными завитками и тюльпанообразными мотивами каждый раз согласуется с формой украшаемой поверхности. Так, на нагрудных полосках фартука внешние очертания узора напоминают вытянутый по вертикали треугольник. На карманах, низ которых решен килеобразно, и узор принимает такую форму, а на рукавичках узор как бы заключен в овал. В последние годы наблюдается повышенный интерес к вышивке. Ныне она является модным декоративным элементом современного костюма и проникла даже в ведущий - спортивный стиль одежды, который особенно популярен среди молодежи. В связи с этим расширился круг материалов, на которых исполняется вышивка. Это и трикотажное полотно, и искусственная и натуральная замша, и джинсовые ткани, и т.д. В наши дни почти каждое ателье индивидуального пошива располагает образцами различной вышивки, которые могут украсить повседневный и праздничный костюмы женщин. Вышивка в женском платье (скромная, нарядная) отлично согласуется с направлением сегодняшней моды, стремящейся подчеркнуть, что женщина и в век эмансипации не утратила своей привлекательной женственности. Татарская народная вышивка далеко не исчерпывается тамбурной техникой шва, не менее национальны многие другие швы и приемы. Вышивки, выполненные другими способами, могли бы значительно разнообразить художественное оформление предметов нашего быта и костюма, соответственно расширился бы выбор орнаментальных мотивов. Представляется перспективным поиск художников в области создания узоров, в исполнении которых принимали бы одновременное участие вышивка и аппликация (тесьмой, кантом, вьюнчиком и т. д.), что также было бы продолжением положительных традиций татарской народной вышивки. Хочется надеяться, что совместными творческими усилиями художников-профессионалов и многочисленных любителей древнего искусства украшения ткани цветными узорами татарской народной вышивке будет суждена долгая жизнь. Ф.Ф. Гулова . "Татарская народная вышивка", под редакцией
Р.Г. Мухамедовой,
|
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |