|
|||||
|
Татарские тюбетейки в коллекции Государственного музея Республики ТатарстанВ собрании Госмузея видное место занимают головные уборы татар, среди которых имеется более ста татарских тюбетеек. Эта небольшая, но довольно значимая коллекция отражает почти все разнообразие основных форм и видов, технику и материал изготовления, принцип орнаментации татарских тюбетеек. Как и все музейное собрание, эта коллекция складывалась в течение ста лет и является результатом кропотливого труда многих людей. Первые тюбетейки поступили в музей при его основании в 1894 году в составе коллекции известного казанского собирателя Андрея Федоровича Лихачева (1832-1890 гг.). Интересные экземпляры тюбетеек были приобретены музеем в 20-е годы: с организованной в Казани выставки народов Востока, из музея Селькредитсоюза. Немало тюбетеек собрал и передал музею в те годы Н. И. Воробьев, долгое время работавший над исследованием материальной культуры татар. Результаты его многолетней работы были впоследствии опубликованы в книгах (Воробьев Н. И. Казанские татары - Казань, 1953 и Татары Среднего Поволжья и Приуралья - Москва, 1967). Материалы этих книг использованы в данном буклете. В 30-е годы музей пополнился замечательными изделиями, в том числе тюбетейками, изготовленными умелыми руками мастериц артели "Азат хатын". В последующие годы сотрудники музея, организовывая выезды в различные районы республики, пополняли коллекцию татарских тюбетеек весьма ценными образцами. Целый ряд единичных, но интересных и значимых в этнографическом отношении экземпляров приобретен в разное время у частных лиц. Особо следует отметить поступления в музей в составе частных коллекций мемориальных тюбетеек, принадлежащих видным деятелям татарской культуры: народному поэту Габдулле Тукаю, драматургу Гафуру Кулахметову и др. Как известно, тюбетейка является основным мужским головным убором у тюркоязычных народов, исповедующих Ислам. В прошлом она широко бытовала и у казанских татар, и у татар-мишарей. Каково происхождение тюбетейки - неизвестно, но, по-видимому, в Поволжье и Приуралье она появилась вместе с проникновением в край мусульманской религии. Известны два основных вида татарских тюбетеек - такья полусферической формы и каляпуш в форме усеченного конуса. Такья обычно сшивалась из отдельных клиньев, а каляпуш из двух частей: околышка и верха. У татар были распространены тюбетейки на жесткой или полужесткой основе; мягкие или полумягкие (среднеазиатские) в прошлом встречались довольно редко. Как считал Н. И. Воробьев, настоящая татарская тюбетейка была полусферическая такья, которая развивалась возможно из подшлемника средневековых воинов. Тюбетейки-каляпуш, особенно с кисточкой, исследователи связывают с проникновением в середине XIX века в быт татар турецкой фески. Поверх тюбетейки татары обычно носили шляпу или шапку; феска оказалась неудобной, и ее превратили в тюбетейку типа каляпуш, которая и стала основным типом татарской тюбетейки. Материалом для пошива тюбетеек служили, в основном, бархат и вельвет. Особо нарядные головные уборы шились из шелка и парчи. Подкладка "большинства тюбетеек делалась хлопчатобумажная, реже шелковая. Основой тюбетейки являлись тонкие мелкие стежки, которые выполнялись вручную. Для придания жесткости между рядами стежков прокладывались тоненькие веревочки. Тюбетейки шились из однотонных, чаще всего темных тканей, лишь изредка использовались разноцветные (начиная с середины XIX века). Каляпуши из бархата обычно совершенно не расшивались или расшивались шелками, золотой или серебряной канителью, позже - жемчугом и бисером. Орнамент применялся растительный, а также в виде полосок вдоль всей тюбетейки. По степени и типу расшивки каляпуши назывались өч, дүрт и биш үрнәк. Тюбетейки с вышивкой по краям - кыршау, с комбинацией вышивки по краям и букетов - кыршау-букит. В центре верха некоторых тюбетеек, чаше детских, пришивалась кисточка. Наиболее нарядные богатые парчовые тюбетейки расшивались несколькими рядами серебряного и золотого галуна. Для большей красочности на поверхность нашивались металлические блестки. Такие тюбетейки несомненно стоили больших денег и даже богатые люди одевали ее, вероятно, лишь в особо торжественных случаях. Изготовлялись подобные головные уборы зачастую руками невесты для жениха и являлись свадебным подарком. Вышивка тюбетеек была довольно широко распространенным рукоделием среди татарских женщин. Однако к середине XIX века изготовление тюбетеек и их расшивка становится промыслом для татарских кустарей и постепенно сосредотачивается к концу века в руках казанских предпринимателей-татар. Создается так называемый каляпушно-ичижный промысел по производству не только тюбетеек, но и других головных уборов татар (калфаков), а также татарской национальной обуви (ичигов, башмаков и так далее). Процесс изготовления как головных уборов, так и обуви делился на ряд этапов, каждый кустарь (закройщик, сшивальщица, вышивальщица) исполнял только часть процесса. Некоторые мастера жили в деревнях на расстоянии сотни и более километров от Казани и нередко работали целыми семьями. Основную прибыль от производства делили между собой хозяева - предприниматели и скупщики, осуществлявшие непосредственную связь между мастерами и занимавшиеся сбытом продукции. Татарские тюбетейки продавались не только в Казани, но и на многих ярмарках России; особенно большим спросом они пользовались в Средней Азии и Казахстане. В 20-30-е годы организация всех промыслов, в том числе каляпушного, коренным образом изменилась. Из большого количества кустарей, разбросанных по деревням, создаются артели, например, "Азат хатын". Позже (в 60-е годы) артели были преобразованы в производственные объединения. Так, выпуском тюбетеек стало заниматься ПО "Швейник" в Казани. В настоящее время тюбетейка вновь возвращается в быт широких слоев населения, и такой вид народного искусства, как производство тюбетеек, не только сохраняется, но и продолжает развиваться, отражая художественный вкус татарского народа и его природный талант. Автор Г. Р. Назипова. 1994 г. Буклет издан при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан.
|
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |