![]() |
|
||||
Главная Публикации
|
Искусство татарской вышивкиГ.Ф. Валеева-Сулейманова Вышивка — один из самых традиционных и древних видов художественного творчества татар. Она отличается своеобразием орнаментального языка и яркой полихромией. Наиболее популярной является тамбурная техника вышивания, которая применяется в бытовых, обрядовых предметах и в народном костюме. Вершиной профессионализма в этом виде искусства является золотошвейная гладь, великолепные образцы которой хранятся во многих музеях мира. Появление в Нижегородской и Рязанской областях русского золотого шитья связывается исследователями влиянием татарской вышивки, в частности, татар-мишарей, компактно проживающих в этом регионе. В современных условиях вышивка развивается в творчестве народных мастеров (в основном села), самодеятельных и профессиональных художников. Одним из первых профессиональных мастеров, создавших в 20-е гг. эскизы вышивок по татарским мотивам и сами эти вышивки, была график и живописец В. Э. Вильковиская (1890—1944)189. Из архивных источников и музейных собраний известно также о вышитых в двадцатые годы знаменах народными мастерицами из татарских сел. Среди учащихся бывшей Казанской художественной школы были даже объявлены конкурсы на создание эскизов знамен, в частности Государственного знамени ТАССР, с исполнением его в материале — вышивкой, аппликацией или печатью190. Знамена обычно украшались арабографичными надписями, вышитыми золотом, и мотивами новой символики, отражавшей революционные лозунги тех лет. В аппликации и вышивке, в эти годы, возник новый жанр — портретный. В вышивке исполнялись развернутые сюжетные композиции с образами вождей и пролетариев. Так, в 1939 г. в Москве, на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, центральный зал павильона ТАССР был украшен, вышитым из шелка тамбурным швом, панно с изображением портрета Сталина в окружении знатных колхозниц191. Оно было создано мастерицами казанской артели «Конфекцион» под руководством художника П. Т. Сперанского. В его альбоме — «Татарский народный орнамент» приведены рисунки вышитых панно, украшавших стенды данной выставки192. Как писал П. Дульский в 1948 г.: «Область национальной вышивки, в настоящее время, в районах Татарии является любимым делом трудолюбивых татарок. Особенно этим славится в Буинском районе колхоз «Партизан», но им же занимаются в Кайбицах, Нурлатах и других местах193. К концу 50-х гг. в республике происходит упадок золотошвейного промысла по производству национальных головных уборов-тюбетеек. Прекратилась подготовка новых кадров и этот промысел постепенно угас194. В современных условиях традиционная тамбурная вышивка, в искусстве народных мастеров, уступает место вышивке в технике глади и болгарского креста. Особенно популярна вышивка крестом в деревнях кряшен (крещеных татар), которая являлась у них традиционной. Она носила название «камба», например у молькеевских кряшен, которые не знали технику тамбура195. Традиционные мотивы, композиции, цветовые решения, некогда популярные в народной среде, уступают место новым. Плоскостная орнаментальная трактовка мотивов заменяется объемно-цветовой, реалистической. Популярными становятся мотивы роз, гвоздик, маков и различные композиции из них. В вышивку все более проникает самодеятельное творчество, ориентирующееся на тиражируемые в популярных изданиях низкохудожественные образцы, что в итоге приводит к падению культуры вышивки и распространению в ней китча. Традиции народной вышивки, в определенной мере, развивались в работах вышивальщиц Казанского комбината народных художественных промыслов. Здесь вручную расшивались бархатные тюбетейки (гладью, тамбуром, бисером), применялась вышивка в отделке трикотажных изделий. В начале 80-х гг. было освоено производство льняных полотенец с вышивкой традиционным орнаментом (худ. Т. Чудовичева) и тюбетеек, украшенных золотой канителью. Мастера сами разрабатывали эскизы, по которым расшивали тюбетейки, например Н. Сайхутдинова, М. Бикбулатова. В наши дни народные мастера — Р. Файзуллина и Л. Фасхутдинова расшивают не только тюбетейки, но и калфаки — женские головные уборы из бархата, пользующиеся большой популярностью как сувениры и элемент национального костюма. Работы двух последних мастериц представлены в экспозициях Музеев национальной культуры и изобразительных искусств в Казани. Известным народным мастером и пропагандистом, собирателем татарской вышивки была Марьям Бикбулатова (1910—1989). Она является автором альбома-пособия по вышиванию «Учитесь вышивать», изданному в Казани в 1970 г. Ею были созданы рисунки-образцы татарских вышивок. М. Бикбулатова была активной участницей выставок народного творчества (начиная с 1957 года), на которых представляла свои изделия-полотенца, коврики, калфаки, выполненные в технике вышивки, аппликации (бисер, золотая канитель, шелковые нити, стеклярус и т. п.). Для вышивок М. Бикбулатовой была характерна аппликативность художественного языка. Она интерпретировала народную вышивку, упростив орнаментальную структуру крупными локальными мотивами, более присущими искусству кожаной мозаики, нежели вышивки. Поэтому ее эскизы чаще применялись в аппликации, более соответствуя природе этой техники. Из первых профессиональных художников, работавших в области тиражируемой вышивки в начале 60-х гг. была С. Кузьминых. Как художник-разработчик она создала ряд эскизов для фабрики «Швейник» в Казани, где было освоено производство серийных изделий машинной тамбурной вышивкой. Это были полотенца, скатерти, дорожки, наволочки на подушки и другие. Часть изделий, в основном выставочных или экспериментальных, вышивалась вручную тамбурным швом. Материалом обычно служили сукно, лен и шерсть. На этой фабрике работали и народные мастера — Н. Седова, И. Макарова, В. Матюшина, создавшие образцы вышитых национальным орнаментом изделий. В 80-е гг. эскизы вышивок создают молодые мастерицы В. Максимова, Р. Файзрахманова, Т. Нечаева. Серийная вышивка на портьерах, наборах салфеток, постельного белья, имея мало общего с художественными традициями в этом виде искусства, была предельно лаконичной и стереотипной. Из изделий фабрики, выпускавшихся в эти годы малыми сериями, можно отметить образцы праздничных обрядовых полотенец, навевавших воспоминания о знаменитых «казан селгесе». Вышивка активно используется в украшении современного костюма, головных уборов и национальной обуви. В традициях татарской золотошвейной глади были созданы узоры на, модных по форме, изящных бархатных сумочках художников Л. Адамовой, Р. Файзрахмановой. Они могут удачно сочетаться в костюме с бархатными туфлями, вышитыми бисером и канителью, мастером из Арского промысла Ф. Кадыровым. Среди разработанных художниками образцов — бархатные калфачки, вышитые канителью и искусственным жемчугом (Р. Файзрахманова), замшевые туфли (бисер, канитель) Р. Сафарова (Арск) и другие, представленные на первой выставке декоративно-прикладного искусства в Казани (1983). Надо отметить, что на Арской фабрике национальной обуви, малыми сериями, создаются туфли из бархата и плюша, расшитые разноцветными мулине, цветным бисером, канителью и блестками. В последние годы на фабрике было освоено производство текстильной обуви, декорированной цветной вышивкой. Оригинальные образцы валяных сапог с вышивкой по верхнему краю были созданы мастерами Кукморской фабрики валяной обуви, возродивших древние традиции, существовавшие в татарских деревнях. Мотивы национальной вышивки используются в экспериментальных образцах Республиканского Дома моделей. Исходя из новых утилитарных функций современной одежды, они ведут поиски национального своеобразия и модного стиля. Для вышивок платьев, костюмов, меховых изделий характерны яркая цветовая гамма узоров, насыщенность орнаментальных композиций. Что можно сделать для развития искусства вышивки в Татарстане? В первую очередь, возродить ручную тамбурную вышивку и традиции золотошвейного дела. Машинная вышивка используется на изделиях массового спроса, однако мы не менее нуждаемся в уникальных образцах ручных вышивок как сувенирных, подарочных, так и драгоценных предметов, украшающих интерьер или костюм. Можно создать цеха с привлечением мастериц и, обеспечив их заказами, реализовывать продукцию через магазины художественного фонда. На этапе перехода к рыночной экономике и частному предпринимательству для этого имеются широкие возможности. Это относится и к возрождению ткацкого ремесла, ковроделия, войлоковаляния и других видов традиционного искусства. Искусство кружевоплетения развивалось в республике в русле традиций русского народного промысла, существовавшего в Казанской губернии до революции. Этот вид народного творчества сохранялся до недавнего времени в Пестречинском районе республики, хотя ранее, наибольшую известность, получили изделия из с. Рыбная Слобода. Плетением кружев занимались еще крепостные крестьяне, принадлежавшие ряду помещиков, которые вывозили их продукцию на рынки Москвы, Петербурга и заграницу под названием «брюссельских» кружев. Государственные крестьяне тоже занимались плетением кружев, продавая их скупщикам, вывозившим продукцию далеко за пределы волжского края. В начале нынешнего века изделия местных кружевниц экспонировались на Всемирных выставках, например в Чикаго, где были награждены престижными премиями. Плетение кружев было особенно распространено в деревнях Нырты, Каймарах, Полянках. Плели их посредством коклюшек. В основном это были салфетки, дорожки, накидки, воротнички и другие изделия. Для старинных кружев была характерна обводка узора толстой ниткой, что отличало изделия рыбнослободских кружевниц от мастеров других областей России. Иной особенностью являлась сложная строчка в виде самостоятельных прошв и кружев196. В узорах использовались геометрические, растительные и зооморфные мотивы. В 80-е гг. были живы народные мастера О. Балыкова (1915 г. р.), А. Воробьева (1905 г. р.) из Пестрецов и А. Седова (1905 г. р.) из Казани, сохранившие традиции этого вида искусства. Их работы — полотенца из льна, хлопка, украшенные кружевом, плетеным на коклюшах, и строчкой были представлены на первой республиканской выставке декоративно-прикладного искусства в Казани. Кружевоплетением издавна занимались в деревнях крещеных татар, в частности, молькеевские кряшены. Кружева использовались ими в комплексах головных уборов-тастарах (покрывала) и чубар-яулык (платки), а также на концах ритуальных полотенец. Кружево плетут и поныне в некоторых кряшенских деревнях Апастовского района, например в с. Баймурзино (Кириллова Дарья, 1922 г. р.), в с. Янсурино (Ефремова Лиза, 1934 г. р.) и др. Источник: Г.Ф. Валеева-Сулейманова "Декоративное искусство Татарстана. 1920-е - начало 1990-х годов". Монография - Казань : Издательство "Фэн". 1995 г.
|
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |