|
|||||
Главная Публикации
|
татарча укырга:
Оренбур шәле. Оренбургские пуховые платки
Алтын тәнкә бирдем җәлләми. Алтын тәнкә бик зур мал тугел, Бер күрешүләре дә әллә ни. В Оренбурге на базаре Шаль пуховую купила. Золотой алтын не жалко - Эта встреча нас сроднила 1. Оренбургские пуховые платки. Этот народный промысел родился не на пустом месте. Предания донесли до нас, что жены первой волны переселенцев из татарских деревень Казанской губернии умели вязать. На родине они вязали шали, поддевки (кофточки), кушаки, варежки, носки из овечьей шерсти. На новом месте мастерицы постепенно перешли к вязанию платков из козьего пуха. Переработка пуха, ручная вязка требуют кропотливой работы, мастерства и времени. Не сразу пуховый платок стал таким красивым, добротным и изящным. Столетиями шел процесс накопления художественных приемов вязания, способов выделки сырья. Богатая фантазия мастериц воплощалась в неповторимых узорах. В 1926 - 27 годах вязальщицы посада объединились в "Пухсоюз" Оренбургской промартели, получили патент на производство и работали надомницами по производственному плану. Такие артели в округе существовали до конца 60-х годов. Многодетные, обремененные домашними семейными заботами селянки обязательно выкраивали время для вязания. У многих увлечение переросло в профессию. До начала 90-х годов XX века в Каргале не было ни одной женщины или девочки, которая не умела бы вязать. В конце 50-х годов ушедшего века часть работы стали выполнять машины. Но ручная работа по-прежнему ценилась. К ассортименту изделий прибавились "паутинки" и палантины из белого козьего пуха. С большим удовольствием некоторые мастерицы дарили заезжим звездам - артисткам из Татарстана или Башкортостана свои изящные изделия. Пуховязальное производство давало женщинам работу, отсюда они выходили на пенсию. Труд мастериц был нелегок, изнурителен. За невыполнение плана спрашивали строго. Вязальщиц-надомниц с большим стажем поощряли морально и материально: награждали путевками в наиболее интересные города страны, а также в санатории и дома отдыха, если нужно было восстановить здоровье. Вот строки из статьи Равиля Имангалиева "Здесь рождаются пуховые платки" 2, опубликованной в Сакмарской районной газете в 60-х годах прошлого века: "В октябрьском соревновании наша пух-артель из 28 производств областного комбината на одном из первых мест, - с гордостью рассказывает Н.Г.Салимова, главный бухгалтер пухартели. - Особенно отрадно то, что с каждым годом наша артель набирает силу, растет численность, улучшается качество изделий. Сейчас, включая филиалы в Сакмаре, Октябрьском и Каргале, пух-артель насчитывает около 160 человек. За сорок лет своего существования численность членов артели выросла почти вдвое. А о качестве пуховых платков говорит тот факт, что заказы растут с каждым годом. Наша пухартель обслуживает сейчас не только своих односельчан и бытовой комбинат, но и выполняет заказы из Уфы, Ташкента, Казани, Оренбурга и других городов Союза. Улучшением качества своих изделий пухартель обязана таким искусным вязальщицам, как Ф.Халикова, Р.Махмутова, М.Рахимова, М.Галиева, Г.Арсланова. Гульсум Катаевой уже в 1965 году полагалось идти на пенсию. Но она все еще вяжет ажурные платки и не желает менять свою работу на отдых. В августе вместо 136 шалей по плану артель изготовила 487. Марьям Масагутова 11 лет бессменно руководит пуховязальным производством. До нее работали по многу лет Латифа Касимова, Тарифа Галиева, Хадича Искандерова. В начале сентября Марьям апа Масагутову провожали на отдых в санаторий. - Хорошо отдохни, Марьям, - говорили ей вязальщицы, - ведь перед октябрьским праздником придется много поработать... Каждый день в уютную, чисто прибранную квартиру идут вязальщицы. Они приносят готовые пушистые платки..." К сожалению, все это ушло. Производство, обслуживавшее не одно поколение людей в течение многих лет, из-за сложности в приобретении сырья, просуществовав почти 70 лет, в 1996 году закрылось. Но таланты не иссякли. Художественный промысел жив. И сейчас в Каргале вяжут женщины из мягкого козьего пуха и серо-дымчатые платки-шали, и белые палантины, и ажурные "паутинки". Одним из самых интересных и самобытных ремесел посада являлось изготовление женских украшений и пошив национальной одежды и обуви: камзолов, калфаков, тюбетеек, полотенец, кушаков, ичигов, расшитых национальными узорами. Женские украшения каргалинские мастера изготовляли из благородных металлов. Это были кольца, запястья (беләзек), серьги, подвески (тәнкә, чулпы). Истинных художников своего дела было мало, но их изделия сохранялись надолго. В 70 -80-х годах XX века на больших праздниках еще встречались пожилые женщины, носящие такие украшения. Сохранившиеся редкие экземпляры можно сейчас увидеть в экспозиции школьного музея. В начале XX века (1902 -1907 годы) в Каргале славился серебряных дел мастер Гали ("көмешче Гали") - Габдуллатыйф Абдуллин. Он и его товарищи по ремеслу для своих изделий серебро покупали у бухарских и хивинских торговцев. На украшения спрос был велик не только в посаде, где каждая уважающая себя женщина считала делом своей чести иметь хотя бы немного их. Серебряные изделия славились и на казахском рынке; на Темирской, Уильской ярмарках их меняли на скот. Вошло в легенду имя одной мастерицы. "Калфакчы Рабига" - талантливая женщина украшала национальными узорами калфаки (женские головные уборы), камзолы, ичиги. Ее работа чрезвычайно ценилась по всей округе, в татаро-башкирских деревнях, так как орнаменты художницы отличались разнообразием и богатством красок. Скот, приобретенный в Казахстане и перегоняемый в Каргалу, давал возможность каргалинцам вьщелывать в огромном количестве кожаные изделия, шить тулупы, полушубки и валять из шерсти валенки. 1 Зәйнуллин 3. Ырымбур-Каргалы //Сөембикә. - 2002. - №10. - 7 б. 2 Имангалиев Р.Н. Здесь рождаются пуховые платки // Ленинец. - Сакмара, 1968. Материал из книги "Сеитов посад". Очерки по истории
Оренбургской (Татарской) Каргалы
|
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |