![]() |
|
||||
|
Татарская одежда: Башлык, пима и чалбарЮвелирные украшения Другая группа представляет собой чисто ювелирные украшения, которые изготавливали мастера. Среди подобных украшений известны как мужские, так и женские. У мужчин в высшем сословии доминировали и сейчас доминируют драгоценные перстни, перстни-печатки и пряжки для поясов. Ассортимент женских украшений значительно шире и по назначению, и по типологическому разнообразию. А связано это с общемусульманской традицией, когда состоятельность мужчины определяется богатством одеяний и количеством драгоценных украшений его жены. Серьги! Уж куда нам без них! Впервые их надевают девочки в трех-четырехлетнем возрасте и носят до глубокой старости. Серьги в форме знака вопроса, варианты лунообразных, миндалевидных сережек повсеместно представлены весьма широко. Их так и называют: татар сыргасы, казан сыргасы (татарские серьги, казанские серьги). Кроме традиционных, татарочки носили серьги, заимствованные у других народов - русских, жителей Кавказа, Средней Азии. Причина популярности сережек кроется в истории народа, еще со времен булгар. Широко практиковавшиеся нагрудники ушивались монетами, расшивались золотом. Кто мог шикануть - шиковал: расшивал кораллами и бисером. А среди нагрудных украшений ярко выделяются воротниковые застежки - яка чылбыры, представлявшие собой изысканные ювелирные изделия. Надо сказать, что многие образцы (или достойные примеры) и по сей день являются эталоном татарского, а значит, и мирового ювелирного искусства. Украшения для рук - браслеты, перстни, кольца - имеют глубокие корни в ювелирном творчестве народа, начиная, пожалуй, со времен Волжской Булгарии, а то и раньше. Браслеты татарки носили и носят постоянно и, как правило, попарно - по одному на каждой руке как средство сохранения добрых отношений между мужем и женой. По нашей семейной традиции женские украшения передаются по женской линии, от матери дочери. У меня, например, есть старинный серебряный браслет, с настоящим татарским орнаментом, выполненный мастером в далеком 1871 году. Достался он моей бабушке от ее матери, а бабушка передала моей маме. Так что я следующая, кто будет хранить и беречь семейную реликвию. Сегодня в повседневном быту можно встретить лишь отдельные элементы традиционной татарской одежды, мотивы - не больше. Например, мужские тюбетейки и различные способы подвязывания женского головного платка "по-татарски". Европеизированная модель, но с элементами традиционного покроя и расцветки женская рубаха - күлмәк, кожаная узорная обувь. Бытуют они в основном у сельских жителей, а у горожан данный тандем встречается куда реже. Ну, если мода повеет или проходит татарский концерт - притронуться к корням можно, но практиковать как-то не получается. Все-таки дорогой костюм на западный манер из столичных бутиков или джинсы со стамбульских базаров - вещи куда интернациональнее. Татарский калфак Характерным головным убором татарок считается женский калфак, который на протяжении прошедших столетий принимал самые разнообразные формы и размеры. Костюм молодой горожанки отличался "калфачной" подачей. Основа головного убора состояла из ярких тканей - бархата, парчи или же шелка. Калфачки нарочито богато украшали орнаментом, золотой вышивкой, бахромой и кистями. При надевании конец калфачка с кисточкой откидывался назад, а чаще набок. В комплексе с калфаком - крупные миндалевидные серьги. Волосы татарка заплетает в две длинные косы на прямой пробор. У основания кос прикреплялось оригинальное накосное украшение - чәч тәңкәсе или тезмә. Головной убор селянки чуть заметно отличался от городской татарки. Девушки предпочитали ак калфак (белый вязаный калфак), который до сих пор удивительным образом хранит свою таинственность в татарских народных песнях, легендах и сказках. Насколько щепетильно татары относятся к одежде или делают выводы о человеке (встречают-то по одежке!), можно судить по народной мудрости. "Водоем без лягушек, что тулуп без воротника", "Для себя одежду выбирай сам", "Даже старая одежда должна быть чистой", "Листья - дереву, одежда - человеку", "Как отрежешь, так и сошьешь", "Не держи платье близ огня". А сколько татарских названий из ассортимента одежды перешло в русский язык! Эштан - штаны, чалбар - шаровары (брюки), башлык - головной убор, пыйма - валенки (пимы), камзул - камзол, кеса - кисет. Головному убору соответствует богатая туникообразного покроя рубаха - күлмәк. И раньше, и сейчас молодые женщины и девушки носят рубахи с отрезным остовом и широким подолом - итәк. По линии разреза остова пришивается еще и широкий волан - өске итәк. По низу подола идут узкие шелковые ленты-оборки или бахрома. Грудь украшается специальной воротниковой цепочкой - яка чылбыры. А под рубаху женщины обязательно надевают матерчатый нагрудник - күкрәкче. По правилам исполнения он должен слегка выделяться в традиционно глубоком разрезе рубахи и радовать глаз окружающих затейливым орнаментом, чаще всего золотого шитья. Как же золоту не радоваться?! А поверх рубахи идет бархатный или парчовый камзол с глубоким вырезом "встык" опять же под специальную застежку - каптырма. Камзол непременно с приталенной цельнокроеной спинкой, которую кроят из двух половин, расширяющихся к бедрам. И за счет этого нехитрого приема формируются характерные для казанско-татарского камзола фалды. В старину камзолы шились подчеркнуто длинными и украшались тесьмой или даже мехом. Сейчас другие времена: тесьма порою есть, а вот меха маловато. Основным видом обуви у татар всегда были узорные ичиги. Орнамент на обуви должен сочетаться с орнаментом калфака. Избалованные модой и вниманием к своим персонам, молодые горожанки носили также узорные кожаные и шитые бисером и жемчугом башмачки. Куда скромнее было у сельских женщин, ведь они шили рубахи из тканей собственного производства. Декоративный волан - өске итәк - к таким рубахам мастерили из легкой яркой фабричной материи. Приходится признавать, что на сегодняшний день в татарских деревнях редко встретишь станки по изготовлению тканей. Национальную одежду на праздниках только и увидишь. Разве что пожилые люди - достойный пример. Для них национальное самосознание выше благ цивилизации. Раньше, говорят они, невесту в деревнях выбирали по ее одежде. Сразу было видно, какая она: рукодельница или нет. Если невеста умеет шить или вязать, значит, терпение у нее есть, что важно для хозяйства. А если не умеет, то как же ее в жены-то брать?! Юлия Насртдинова
|
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |