|
|||||
|
Татарская одежда: Башлык, пима и чалбарЮвелирные украшенияБез украшений не существует ни одна цивилизация и ни один народ. И татары не исключение. А наши национальные украшения можно разделить на две группы. Это металлические (часто монетные) украшения на матерчатой основе различного назначения, разнообразных форм и декоративного убранства. Многие женщины, даже моя бабушка, изготавливали их сами, исходя из местных традиций, которые отличались между собой в той или иной мере. Сюда можно отнести монисты, накосные украшения, налобные цепочки из сканых блях - баш хаситәсе. Шитые золотом, бисером, иногда украшенные чеканными металлическими бляхами волосники - повязки - бытовали в покрывалообразных головных уборах сибирских, нижегородских или астраханских татарок. Монетные повязки маңгай тәңкәсе - в головных уборах елабужских кряшенок и у ряда казанских татарок. Другая группа представляет собой чисто ювелирные украшения, которые изготавливали мастера. Среди подобных украшений известны как мужские, так и женские. У мужчин в высшем сословии доминировали и сейчас доминируют драгоценные перстни, перстни-печатки и пряжки для поясов. Ассортимент женских украшений значительно шире и по назначению, и по типологическому разнообразию. А связано это с общемусульманской традицией, когда состоятельность мужчины определяется богатством одеяний и количеством драгоценных украшений его жены. Серьги! Уж куда нам без них! Впервые их надевают девочки в трех-четырехлетнем возрасте и носят до глубокой старости. Серьги в форме знака вопроса, варианты лунообразных, миндалевидных сережек повсеместно представлены весьма широко. Их так и называют: татар сыргасы, казан сыргасы (татарские серьги, казанские серьги). Кроме традиционных, татарочки носили серьги, заимствованные у других народов - русских, жителей Кавказа, Средней Азии. Причина популярности сережек кроется в истории народа, еще со времен булгар. Широко практиковавшиеся нагрудники ушивались монетами, расшивались золотом. Кто мог шикануть - шиковал: расшивал кораллами и бисером. А среди нагрудных украшений ярко выделяются воротниковые застежки - яка чылбыры, представлявшие собой изысканные ювелирные изделия. Надо сказать, что многие образцы (или достойные примеры) и по сей день являются эталоном татарского, а значит, и мирового ювелирного искусства. Украшения для рук - браслеты, перстни, кольца - имеют глубокие корни в ювелирном творчестве народа, начиная, пожалуй, со времен Волжской Булгарии, а то и раньше. Браслеты татарки носили и носят постоянно и, как правило, попарно - по одному на каждой руке как средство сохранения добрых отношений между мужем и женой. По нашей семейной традиции женские украшения передаются по женской линии, от матери дочери. У меня, например, есть старинный серебряный браслет, с настоящим татарским орнаментом, выполненный мастером в далеком 1871 году. Достался он моей бабушке от ее матери, а бабушка передала моей маме. Так что я следующая, кто будет хранить и беречь семейную реликвию. Сегодня в повседневном быту можно встретить лишь отдельные элементы традиционной татарской одежды, мотивы - не больше. Например, мужские тюбетейки и различные способы подвязывания женского головного платка "по-татарски". Европеизированная модель, но с элементами традиционного покроя и расцветки женская рубаха - күлмәк, кожаная узорная обувь. Бытуют они в основном у сельских жителей, а у горожан данный тандем встречается куда реже. Ну, если мода повеет или проходит татарский концерт - притронуться к корням можно, но практиковать как-то не получается. Все-таки дорогой костюм на западный манер из столичных бутиков или джинсы со стамбульских базаров - вещи куда интернациональнее. Татарский калфакТрадиционная одежда казанских татар - основа костюма всего татарского народа. Можно сказать, поволжские татары выпестовали эталон, за которым следовали все группы татар, жившие в Сибири, на Урале, Прикаспийском регионе... Например, оригинальная бугорчатая скань, уникальная кожаная мозаика, совершенное по технике исполнения золотое шитье, вышивка жемчугом или бисером. Характерным головным убором татарок считается женский калфак, который на протяжении прошедших столетий принимал самые разнообразные формы и размеры. Костюм молодой горожанки отличался "калфачной" подачей. Основа головного убора состояла из ярких тканей - бархата, парчи или же шелка. Калфачки нарочито богато украшали орнаментом, золотой вышивкой, бахромой и кистями. При надевании конец калфачка с кисточкой откидывался назад, а чаще набок. В комплексе с калфаком - крупные миндалевидные серьги. Волосы татарка заплетает в две длинные косы на прямой пробор. У основания кос прикреплялось оригинальное накосное украшение - чәч тәңкәсе или тезмә. Головной убор селянки чуть заметно отличался от городской татарки. Девушки предпочитали ак калфак (белый вязаный калфак), который до сих пор удивительным образом хранит свою таинственность в татарских народных песнях, легендах и сказках. Насколько щепетильно татары относятся к одежде или делают выводы о человеке (встречают-то по одежке!), можно судить по народной мудрости. "Водоем без лягушек, что тулуп без воротника", "Для себя одежду выбирай сам", "Даже старая одежда должна быть чистой", "Листья - дереву, одежда - человеку", "Как отрежешь, так и сошьешь", "Не держи платье близ огня". А сколько татарских названий из ассортимента одежды перешло в русский язык! Эштан - штаны, чалбар - шаровары (брюки), башлык - головной убор, пыйма - валенки (пимы), камзул - камзол, кеса - кисет. Головному убору соответствует богатая туникообразного покроя рубаха - күлмәк. И раньше, и сейчас молодые женщины и девушки носят рубахи с отрезным остовом и широким подолом - итәк. По линии разреза остова пришивается еще и широкий волан - өске итәк. По низу подола идут узкие шелковые ленты-оборки или бахрома. Грудь украшается специальной воротниковой цепочкой - яка чылбыры. А под рубаху женщины обязательно надевают матерчатый нагрудник - күкрәкче. По правилам исполнения он должен слегка выделяться в традиционно глубоком разрезе рубахи и радовать глаз окружающих затейливым орнаментом, чаще всего золотого шитья. Как же золоту не радоваться?! А поверх рубахи идет бархатный или парчовый камзол с глубоким вырезом "встык" опять же под специальную застежку - каптырма. Камзол непременно с приталенной цельнокроеной спинкой, которую кроят из двух половин, расширяющихся к бедрам. И за счет этого нехитрого приема формируются характерные для казанско-татарского камзола фалды. В старину камзолы шились подчеркнуто длинными и украшались тесьмой или даже мехом. Сейчас другие времена: тесьма порою есть, а вот меха маловато. Основным видом обуви у татар всегда были узорные ичиги. Орнамент на обуви должен сочетаться с орнаментом калфака. Избалованные модой и вниманием к своим персонам, молодые горожанки носили также узорные кожаные и шитые бисером и жемчугом башмачки. Куда скромнее было у сельских женщин, ведь они шили рубахи из тканей собственного производства. Декоративный волан - өске итәк - к таким рубахам мастерили из легкой яркой фабричной материи. Приходится признавать, что на сегодняшний день в татарских деревнях редко встретишь станки по изготовлению тканей. Национальную одежду на праздниках только и увидишь. Разве что пожилые люди - достойный пример. Для них национальное самосознание выше благ цивилизации. Раньше, говорят они, невесту в деревнях выбирали по ее одежде. Сразу было видно, какая она: рукодельница или нет. Если невеста умеет шить или вязать, значит, терпение у нее есть, что важно для хозяйства. А если не умеет, то как же ее в жены-то брать?! Юлия Насртдинова
|
©2004-2012, http://luiza-m.narod.ru/ |